Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кученова Анжелика Николаевна

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг» (подготовительная группа).

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения книги;

Расширить знания детей о книгах (их тематике, назначении).

Познакомить с загадками, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.

Познакомить со стихотворением Михалкова «Как бы жили мы без книг» (в сокращении).

Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа:

Чтение детской литературы;

Отгадывание загадок;

Проведение дидактических игр "Какой это герой?", "Узнай и назови";

словесные игры.

Материал и оборудование:

Презентация, ноутбук, интерактивная доска.

Дети садятся полукругом на стульчиках, перед интерактивной доской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг» (подготовительная группа).

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения книги;

Расширить знания детей о книгах (их тематике, назначении).

Познакомить с загадками, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.

Познакомить со стихотворением Михалкова «Как бы жили мы без книг» (в сокращении).

Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа:

Чтение детской литературы;

Отгадывание загадок;

Проведение дидактических игр "Какой это герой?", "Узнай и назови";

словесные игры.

Материал и оборудование:

Презентация, ноутбук, интерактивная доска.

Дети садятся полукругом на стульчиках, перед интерактивной доской.

Воспитатель: Послушайте загадку.

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь в четверо умней.

Воспитатель: Сегодня, друзья мои, мы будем говорить о книге, об истории создания книги и бережном отношении с ней. Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".

А было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них, деревянными палочками.

Прошло время, и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли эти свитки пергаментом.

При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.

Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.

Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу, долго хранив секрет в тайне.

Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. И жизнь без них мы не можем представить.

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок  
До весёлых повестей?.. 
Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ. 
Протянул за книжкой руку, 
А её на полке нет! 
Нет! Нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить  
Все герои детских книг.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла книга - энциклопедия.

Книга - энциклопедия, какое сложное слово!

В ней много интересного и нового.

Она расскажет обо всем на свете,

Будут умнее с нею дети!

Воспитатель: Вот она, наша гостья! Энциклопедии, ребята, могут рассказать и о земле, и о растениях, о животных, и о воде, о космосе, о звездах.

Воспитатель: Давайте отдохнем немного. Встали все.

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Ребята, я тоже была маленькой и знаю, что больше всего на свете вы любите сказки. У нас в гостях сегодня большая книга сказок. Вот она.

В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: "Заходи!"

Воспитатель: К вам пришли герои любимых сказок. Давайте отгадаем, кто первый зайдет.

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?

Дети: Красная шапочка.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.

Дети: Мойдодыр.

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?

Дети: Снегурочка.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

Дети: Золушка.

Воспитатель: Молодцы! Всех героев назвали.

Воспитатель: Зачем нужны книги?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться. Кто скажет мне, чего нельзя делать с книгой.

(Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Познакомились с энциклопедией, знаем, что с книгой надо бережно обращаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие"с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Для чего нужна одежда?"

На занятии,  дети в игровой форме расширяют и конкретизируют представления об одежде, её назначениях, деталях, из которых она состоит; расширяют словарь по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, к...

Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста....

Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...

Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»

Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»...