«Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации образовательной области «Речевое развитие» .
статья по развитию речи по теме

Данная публикация ракрывает опыт работы ДОУ по развитию речи дошкольников, а также содержит примерное распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю для воспитателей

(Сетка для календарного плана) и требования к содержанию речевых центров в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение педагога в условиях  освоения умений реализации образовательной области «Речевое развитие» .

Закирова Наталья Анатольевна,

старший воспитатель 1 квалификационной  категории

 МБДОУ «Детский сад № 3 «Эллюки»

г. Набережные Челны

       В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. От педагога в настоящее время требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.

Большое внимание уделяется  психологическим   факторам  как   кадровой   политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его   собственным  знаниям  в области  педагогики, психологии,  конфликтологии.  А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.    

          В наше время существует необходимость использования ИКТ в детском саду, которое позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технологических средств. Современный воспитатель должен уметь пользоваться компьютерными технологиями и грамотно применять их в работе с детьми.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

         В целях эффективной реализации образовательной Программы  по речевому развитию дошкольников в ДОУ должны быть созданы условия:

  1. для профессионального развития педагогических работников;
  2. для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам   речевого развития детей;
  3. для организационно-методического сопровождения педагогического процесса реализации ОО «Речевое развитие», в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  4. создание развивающей предметно-пространственной среды;
  5. целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  6. создание дополнительных услуг по развитию речи детей;
  7. изучение состояния устной речи детей;
  8. участие родителей в образовательном процессе ДОУ.

        Методическая служба ДОУ способствует  самосовершенствованию и творческой самореализации педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, посредством проведения методических мероприятий по повышению профессионального мастерства в вопросах речевого развития дошкольников. Важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения считаю информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе  семинаров, практикумов, мастер-классах) и психолого-педагогическую поддержку (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается).

      С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей используются различные формы работы:

  1. Педсоветы на темы «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Развитие связной речи и интеллект дошкольников», МПС «Коммуникативные навыки младших дошкольников как средство познания окружающего мира», деловые игры, «мозговой штурм», мастер-класс для начинающих воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики, семинары-практикумы «Норма и патология ЗКР», «Учимся, играя».  
  2. Консультации: по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи И.Н.Мурашковска, О.С. Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, о роли народного фольклора в развитии родной речи дошкольников.  
  3. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
  4. Решение кроссвордов, практикумы по составлению рассказов.
  5. Участие воспитанников в конкурсах чтецов муниципального и регионального уровня.
  6. Разработка авторских пособий, речевых компьютерных игр с последующей их презентацией.
  7. Организация выставки д/игр по развитию речи.

         Для облегчения планирования работы по развитию речи составлена примерная сетка для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю) для всех возрастных групп (приложение 1). 

         Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

       Педагоги используют  разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию, компьютерных игр  и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательного и речевого развития дошкольников.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде ДОУ, насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, ИКТ, наглядный, игровой и демонстрационный материал,  обеспечивающий  более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий  речевую активность. 

        С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые центры.  Разработаны определенные требования к их содержанию (приложение 2). Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки и пособия для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи,  развития фонематического слуха и мелкой моторики.

С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные дополнительные услуги по развитию речи детей  дошкольного возраста «Звуки на все руки», основная цель которого – в младшем и среднем дошкольном возрасте - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников, в старшем дошкольном возрасте – профилактика нарушений письма. Занятия ведёт воспитатель, имеющий логопедическое образование.

С детьми старшего дошкольного возраста по запросам родителей на платной основе проводятся  коррекционные логопедические занятия  по постановке звуков. Для проведения данного вида доп. услуги составляется трудовой договор с учителем-логопедом школы, прикреплённой к нашему ДОУ. Тем самым параллельно решается задача преемственности ДОУ и школы.

       Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое  заключается  в проведении воспитателями  диагностики  речевого развития детей  (2 раза в год, в январе - контрольный срез). С целью оказания квалифицированной  помощи педагогам ДОУ в выявлении детей с тяжёлыми нарушениями речи ежегодно  специалистами ДОУ № 1 проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей  младшего дошкольного возраста.  К сожалению, неговорящий двух-трёхлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

В случае, если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить в ГПМПК, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения.  В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя  и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

  Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является  необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности  родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
  •  Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление  с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
  • Индивидуальные беседы, консультации с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями  (ст. воспитателем).
  • Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ГПМПК ) и т.д. педагогом-психологом, старшим воспитателем, заведующим ДОУ.
  • Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала, материалы ИКТ(презентации в программе Power Point), используемые в работе с  родителями в индивидуальных консультациях, в режиме он-лайн, в беседах).
  • Показ открытых ООД по развитию речи.
  • Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ, ПНД.
  • Проведение родительских собраний
  • Проведение конкурсов  («Словотворчество», «Сочини сказку», «Книжки-малышки своими руками»).
  • Анкетирование «Коммуникативная активность ребёнка глазами родителей».

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая  программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в воспитательно - образовательном процессе.

Приложение 1.

Примерное распределение

содержания и форм работы по развитию речи на неделю.

(Сетка для календарного плана).

2 младшая, средняя группа.

День недели

Время в режиме дня

Содержание и формы  работы

Основная задача

Форма организации детей

Ежедневно

Утро

Артикуляционная гимнастика

(указать названия упражнений на всю неделю).

Пальчиковая гимнастика.

(указать названия упражнений на всю неделю).

ЗКР.

Согласование движений с текстом

Со всей группой,

С  подгруппой

Со всей группой

Понедельник

Утро

Прогулка

Вечер

Индивидуальные и коллективные беседы с детьми (указать тему) для развития речевой активности.Наблюдение и труд в уголке природы. 

Наблюдение за сезонными изменениями:  в погоде, одежде и быте людей .П/ игры с текстом.  Художественное слово (стихи, загадки, пословицы).

 д/и на развитие  грамматического строя  речи/ словаря.

Формирование разговорной речи.

Словарная работа

Словарная работа

Грамматика, словарь

Индивидуально, с подгруппой по 2-5 чел.

Со всей группой, с подгруппой

Индивидуально, с подгруппой

Вторник      

Утро

Прогулка

Вечер

Разучивание (повторение) стихов, потешек.

Наблюдение за транспортом/ поведением людей и их действиями. П/игры, упражнения на развитие речевого дыхания, слухового внимания. Художественное слово.

Работа в книжном уголке:

Рассматривание новых книг/рассматривание предметных, сюжетных картинок/ремонт книг в присутствии детей/настольный, кукольный  театр,  игры –инсценировки.

Худ.  лит-ра

Словарная работа

Худ. лит-ра

Индивидуально, со всей группой

Со всей группой

С подгруппой детей по 2-5 чел.

Среда

Утро

ООД

Прогулка

Вечер

Чтение сказок, рассказов, стихов. Беседы.

Развитие речи – грамматическая правильность речи,  ЗКР,  ср. гр. - обучение рассказыванию (описание)

Наблюдение за трудом взрослых,  игрой старших детей.

П/ игры с речевым сопровождением (звукопроизношение,     темп, ритм).  Художественное слово.

Д/игры на развитие фонематического восприятия,   повторение чистоговорок.

Худ. лит-ра

Грамматика, ЗКР,  связная  речь

Словарная работа

ЗКР

С подгруппой

Со всей группой, по подгруппам

Со всей группой

С подгруппой, индив.- но

Индивидуально

Четверг

Утро

ООД

Прогулка

Вечер

Внесение и рассматривание настенной картины.

Формирование целостной картины мира.

Целевая прогулка (экскурсия).

П/игры с текстом.  Художественное слово.

Игры-инсценировки, показ театра.

Словарная работа

Обогащение словаря, связная речь

Худ. лит-ра

с подгруппой

Со всей группой

Со всей группой

С подгруппой, индивид.-но

Пятница

Утро.

Прогулка

Вечер

Рассматривание сюжетных картинок, альбомов, предметов.

Рассказывание о птицах, животных.

П/игры с текстом.  Художественное слово

Игры на развитие логического мышления, связного высказывания.

Словарная работа

Словарная работа

Связная речь

С подгруппой, индивид.-но

Со всей группой

С подгруппой, индивид.-но

 Старшая, подготовительная к школе  группа.

День недели

Время в режиме дня

Содержание и формы  работы

Основная задача

Форма организации детей

Ежедневно

Утро

Артикуляционная гимнастика

(указать названия упражнений на всю неделю).

Пальчиковая гимнастика.

(указать названия упражнений на всю неделю).

ЗКР.

Согласование движений с текстом

Со всей группой

Со всей группой

Понедельник

Утро

Прогулка

Вечер

Индивидуальные и коллективные беседы с детьми (указать тему) для расширения кругозора, развития культуры разговорной речи.

 Наблюдение и труд в уголке природы. 

Наблюдение за сезонными изменениями (погода, растения, животные). П/игры с текстом.  Художественное слово (стихи, загадки, пословицы).

 Д/и на развитие  грамматического строя  речи, словаря

Формирование разговорной речи.

Словарная работа

Словарная работа

Грамматика, словарь

Индивидуально, с подгруппой

Индивидуально, с подгруппой.

Со всей группой.

Индивидуально, с подгруппой

                Вторник      

Утро

ООД

Прогулка

Вечер

Разучивание (повторение) стихов.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – грамматическая правильность речи,  ЗКР,  обучение рассказыванию –составление рассказа –описания/сюжетного рассказа.

Наблюдение за транспортом, дорогой/трудом людей. П/ игры, упражнения на развитие речевого дыхания, слухового внимания. Художественное слово.

Работа в книжном уголке:

Рассматривание новых книг/рассматривание  альбомов,  сюжетных картинок, фото /ремонт книг вместе с детьми.

Худ.  лит-ра,

Грамматика, ЗКР, связная  речь, обучение грамоте

Словарная работа

Худ. лит-ра

Индивидуально, со всей группой

Со всей группой

Со всей группой

С подгруппой, индивид.-но

 

Среда

Утро

ООД

Прогулка

Вечер

Внесение и рассматривание настенной картины.

Формирование целостной картины мира.

Экскурсия, целевые прогулки к объектам природы. П/игры с речевым сопровождением (звукопроизношение,     темп, ритм).  Художественное слово.

Д/игры на развитие фонематического восприятия,   повторение чистоговорок.

Словарная работа

Связная речь, активизация словаря

Словарная работа

ЗКР

С подгруппой

Со всей группой

Со всей группой

С подгруппой, индивид.-но

Четверг

Утро

ООД

Прогулка

Вечер

Чтение. Беседы.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – активизация словаря, грамматическая правильность речи, обучение рассказыванию – пересказ/творческие рассказы.

Проведение экспериментов, опытов. П/игры с текстом.  Художественное слово.

Игры-драматизации, театральная деятельность

Худ. лит-ра

Словарь, грамматика, связная речь, обучение грамоте

Словарная работа

Худ. лит-ра

Со всей группой

Со всей группой

Со всей группой

С подгруппой, индивид.- но

Пятница

Утро.

Прогулка

Вечер

Словесные, д/и  игры на развитие логического мышления, связного высказывания

Наблюдение на огороде, клумбе.

П/ игры с текстом.  Художественное слово.

Хозяйственно-бытовой/ ручной труд/ изготовление поделок, атрибутов для С. Р. И.

Связная речь

Словарная работа, связная речь

Словарная работа

С подгруппой, индивид.- но

Со всей группой

С подгруппой, индивид.- но

Приложение 2.

Требования к содержанию речевых центров

в разных возрастных группах.

                                                            Младшая группа.

  1. Книжный уголок: 4 – 5 наименований книг по 2 – 3 экземпляра, книжки-ширмы, с наклейками, «говорящие» книжки.
  2. Альбомы или иллюстрации по темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты».
  3. Картинки с простым сюжетом для составления рассказов, предметные картинки.
  4. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Что изменилось?».
  5. Игры – картинки по типу «Найди пару», «Найди отличия».
  6. Альбомы загадок, скороговорок, песенок, потешек, стихов.
  7. Картотека речевых игр.
  8. Для развития речевого выдоха:
  • Вертушки, султанчики, дудочки.
  • д/и «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)»,  плоскостные    фигурки, нанизанные на нитку.
  1. Для развития артикуляционной моторики:
  • Картинки - символы  артикуляционных упражнений с соответствующим текстом.
  • Артикуляционная игрушка.
  • Комплексы артикуляционных упражнений.
  • Зеркала по количеству детей.
  1.  Для развития мелкой моторики рук:
  • Шнуровка, застёжки, сенсорный куб.
  • Массажные шарики, прищепки, палочки,  шишки.
  • Игры с прищепками «Помоги ёжику (рыбке)», «Укрась ёлочку» и т.д.
  • Игры с палочками (выкладывание узоров).
  • Комплексы пальчиковых игр.
  • д\и «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек.
  1. Для развития слухового внимания:
  • Шумовые игрушки, колокольчики  контрастного звучания.
  • д\игра  «Рифмочки и нерифмушки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию.
  1.  Дидактические игры  для развития ЗКР, словаря, грамматического                                                                                     строя, связной речи:
  • д\и «Кто что делает?», «Помоги найти маму», «Большой – маленький», «Один – много», «Аналогии», «Развиваем речь», «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», лото на различные темы и др.

Средняя группа.

  1. Книжный уголок: 5 – 6 наименований книг различной тематики и жанров (сказки, стихи, рассказы и т.д.), книжки с наклейками, «говорящие» книжки.
  2. Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о профессиях, диких животных, цветах, деревьях, по временам года.
  3. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  4. Игры – небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?».
  5. Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди отличия».
  6. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов
  7. Картотека словесных речевых игр.
  8. Для развития речевого выдоха:
  • Вертушки, султанчики, дудочки.
  •  «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», «Загони мяч в

   ворота», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку.

  1. Для развития артикуляционной моторики:
  • Картинки - символы  артикуляционных упражнений с соответствующим текстом.
  • Артикуляционная игрушка
  • Комплексы артикуляционных упражнений
  • Зеркала по количеству детей
  1. Для развития мелкой моторики рук:
  • Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры –задания с ними.
  •   сухой бассейн - мешочек с горохом (фасолью, крупой), игрушки от киндер – сюрприза.
  •   Шнуровка, застёжки, сенсорный куб.
  •   Шаблоны, трафареты, задания с обводкой, ходьбой по лабиринтам.
  •   Комплексы пальчиковых игр.
  1. Для развития слухового внимания:
  • Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
  • д\игра  «Рифмочки и нерифмушки» или наборы картинок, названия

    которых похожи по звучанию.

  1. Для развития фонематического восприятия:
  • д/игры, направленные на определение наличия звука в слове типа «Рассели по домикам», «Найди и назови» и др.
  • на определение количества слогов в слове «Делим слова на слоги».
  1.  Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи:                                                                  
  •  д/игры на согласование числительных с существительными  - «Два

     пять», «Посчитай-ка»; «Четвёртый лишний»,  «Что сначала, что

потом», «Развиваем   речь»,  «Аналогии», «Из чего мы сделаны», «Расскажи сказку», набор картинок «Слова-антонимы» и др.

Старшая и подготовительная к школе группы.

  1. Книжный уголок: 7 – 8 (10-12) книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам (в подг. группе).
  2. Альбомы или иллюстрации дополняются по темам о Родине, о технике,  космосе, «Музыкальные  инструменты», «Транспорт», «Животные жарких стран, Севера» и др.
  3. Портреты художников – иллюстраторов, детских писателей и поэтов.
  4. Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Найди отличия», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник?».
  5. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  6. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
  7. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
  8. Картотека словесных речевых игр.
  9. Для развития речевого выдоха:
  • Вертушки, султанчики, дудочки.

«Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)»,  плоскостные фигурки, нанизанные на нитку, «Загони мяч в ворота» и.т.п.

  1. Для развития артикуляционной моторики:
  • Картинки - символы  артикуляционных упражнений с соответствующим стихотворным текстом.
  • Артикуляционная игрушка
  • Зеркала по количеству детей
  • Комплексы  артикуляционных упражнений
  1.  Для развития мелкой моторики рук:
  • Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры с ними.
  • сухой бассейн - мешочек с горохом (фасолью, крупой), игрушки от киндер – сюрприза.
  • Шнуровка, застёжки, сенсорный куб.
  • д/и «Весёлые клеточки»,  шаблоны, трафареты, заготовки для штриховки, обводки, ходьба по лабиринтам, и др.
  • Комплексы  пальчиковых игр.
  1.  Для развития слухового внимания:
  • Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
  • д\игра  «Рифмочки и нерифмушки» или наборы картинок, названия

   которых  похожи по звучанию (отличаются одним звуком).

  1. Для развития фонематического восприятия:
  • д/и на определение наличия, позиции звука в слове  «Поймай рыбку», «Найди и назови», «Логопедическое лото», «Звуковой футбол», «Засели картинки в дом», «Волшебный коврик» и др.
  • на дифференциацию звуков «Звонкий – глухой», «Домики для

звуков» (тв.-мяг.), серия игр «Звуки – я вас различаю» (с-ш, з-ж, л-р) и др.

  • на звуко-слоговой анализ слов «Делим слова на слоги», «Звуковое

домино»,«Прочитай по первым буквам», «Ребусы», «Расшифруй слова» и др.

  1. Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи, обучения грамоте:                                                                
  • логопедические игры из серии «Игротека речевых игр», «Слова-антонимы», «Многозначные слова», «Говорим правильно», «Скажи по-другому», «Большой –маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Рассели по домикам», д/игры на согласование числительных с существительными  «Посчитай-ка»; «Предлоги», «Что где находится»; «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Развиваем речь», «Речевая тропинка», «Расскажи сказку», «Забавные истории» и др., наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ» и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации образовательной области « Речевое развитие» . Закирова Наталья Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 « Эллюки »

Слайд 2

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». ФГОС ДО:

Слайд 3

для профессионального развития педагогических работников; для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей; для организационно-методического сопровождения педагогического процесса реализации ОО «Речевое развитие», в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в образовательном процессе ДОУ. Условия в ДОУ:

Слайд 4

Педсоветы, медико-педагогические педсоветы. Д еловые игры, «мозговой штурм», мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики, семинары-практикумы. Консультации Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки. Решение кроссвордов Участие воспитанников в конкурсах чтецов. Разработка авторских пособий, речевых компьютерных игр. Организация выставки д/игр по развитию речи. Повышение компетентности педагогов .

Слайд 5

Повышение компетентности педагогов.

Слайд 6

Повышение компетентности педагогов.

Слайд 7

Примерная сетка для календарного плана День недели Время в режиме дня Содержание и формы работы Основная задача Форма организации детей Понедельник Утро Прогулка Вечер Индивидуальные и коллективные беседы с детьми (указать тему) для расширения кругозора, развития культуры разговорной речи. Наблюдение и труд в уголке природы. Наблюдение за сезонными изменениями (погода, растения, животные). П/игры с текстом. Художественное слово (стихи, загадки, пословицы). Д/и на развитие грамматического строя речи, словаря. Формирование разговорной речи. Словарная работа Словарная работа Грамматика , словарь Индивидуально, с подгруппой Индивидуально, с подгруппой. Со всей группой. Индивидуально , с подгруппой

Слайд 8

Предметно-развивающая среда групп

Слайд 9

Предметно-развивающая среда групп

Слайд 10

Содержание книжного уголка. Альбомы или иллюстрации по темам. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок , стихов. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию . Для развития речевого выдоха Для развития артикуляционной моторики Для развития мелкой моторики рук: Для развития слухового внимания Для развития фонематического восприятия: Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи . Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах.

Слайд 11

Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп. Консультации, индивидуальные беседы Рекомендации посещения специалистов. Практические советы родителям (показ артикуляционных упражнений, д/игр, материалы ИКТ). Показ открытых ООД по развитию речи. Родительские собрания в группах. Общие родительские собрания. Проведение конкурсов . Анкетирование Организация работы с родителями.

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие «Путешествие в сказку» (с использованием мнемонических технологий)

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умение составлять рассказы о животных, называть и переска...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе " Чтение стихов об осени"

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Приобщаем детей к поэзии, развиваем поэтический слух. Расширяем представлен...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе "Купили щенка"

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умении составлять описательный рассказ по картине, формир...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ...