Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе " Чтение стихов об осени"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Черных Елена Васильевна

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Приобщаем детей к поэзии, развиваем поэтический слух. Расширяем представления детей о многообразии природных явлений. Упражняемся в составлении сложноподчиненных предложений. Воспитываем у детей интерес к литературе и любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №83 Красносельского района

г.Санкт-Петербурга




Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе «Чтение стихов об осени»




Воспитатель: Черных Е.В.



Санкт-Петербург

2022-2023 г.

 

     Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

     Задачи:

   Развивающие: совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе; развивать память, образное мышление, внимание; умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

       Образовательные: Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Активизировать словарь детей антонимами, прилагательными, количественными числительными.

        Воспитательные: воспитывать интерес к литературе и любовь природе, воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

       Материалы: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.

I. Вводная часть

Организационный момент:

Звук ветра. Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Ой, у нас окно открылось. Посмотрите, на окне кто - то сидит. Кто же это? (синичка с листочком в клюве)

Голос синички

Ребята, синичка говорит, что она родилась летом, когда было вокруг всё зелёное, цвели цветы, было жарко, светило яркое солнце. А что происходит сейчас в природе, почему все изменилось вокруг. Листья на деревьях стали разноцветные, трава засыхает. Она ничего не поймет, и не знает, кто же ей сможет помочь рассказать об изменениях.

Воспитатель: Ребята, как же быть?

Ответы детей: надо рассказать синичке об изменениях в природе.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: "Это... (осень).
Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы. Ребята, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены она принесла в жизнь природы?
- Какая сегодня погода, ясная или пасмурная?
- Какое сегодня небо?
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).
-
 Ребята, скажите, почему осень называют "золотой"? (На земле много желтых листьев.)

-А как называется природное явление, когда падают листья? (Листопад).
- В какую погоду листочков облетает больше? (в ветреную)
- Какой первый месяц осени? (сентябрь)

- Какой второй месяц осени? (октябрь)
- А как называется третий месяц осени? (ноябрь)

- Сколько всего осенних месяцев? (три)

II. Основная часть . Игровое упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер.

Дыхательная гимнастика: Ветер”

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. 

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

Вот и сегодня ветер дует с самого утра. Я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваться полного ответа)

  • Листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают.
  • Дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.
  • Урожай осенью (что делают?) – урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают в теплые края.
  • Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
  • Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем?) - мы сидим дома.
  • В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать?) - чтобы поиграть с друзьями.
  • "На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал?) - я взял с собой зонтик.
  • Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем?) – мы не выходим на прогулку.
  • В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы погулять на улице.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Физкультминутка  «Мы листики осенние»

Мы листики осенние(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим. (Присели)

Дунул ветер — полетели. (Встали. Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели (Изображаем полет.)

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал (Поднять руки.)

И листочки все поднял. (Встать. Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели .(Изображаем полет.)

И на землю снова сели. (Присели.)

 Чтение стихотворений

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

-Прекрасные – это, какие стихи?

- Правильно!

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас!

- Называется стихотворение «Листопад»

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет в дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток, на паутине замирает…

- Это стихотворение написал замечательный поэт И. Бунин (показываю портрет поэта)

-Как, Вы думаете, почему поэт пишет «Лес, точно терем расписной»?

- Ребята, вслушайтесь в строки это стихотворения

- Как вы думаете, о ком идет речь в последнем предложении

Ответы детей.

- Да. Ребята, речь идет о мотыльке.

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее".

- Например, стихотворение  А. К. Толстого «Осень»(показываю портрет поэта)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Как вы думаете, ребята, какие чувства у поэта вызывает осень?

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось больше?

 Игра «Листочки»

- Сейчас мы с вами поиграем

- Разделимся на две команды

-В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль дуба.

Команды собирают с пола листья, только те которые относятся к вашему дереву и отдаете их своему водящему.

- А в конце игры, мы узнаем, какая команда справилась быстрее

III. Заключительная часть

Рефлексия

-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

- Каким красивым словом называют осень?

-Ребята, что мы с вами сегодня делали?

- Составляли предложения.

- Играли.

- Слушали стихотворения об осени разных поэтов.

-Рассказали синичке об изменениях в природе.

- Молодцы ребята, вы все правильно справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие «Путешествие в сказку» (с использованием мнемонических технологий)

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умение составлять рассказы о животных, называть и переска...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...

"Чтение сказки К Паустовского "Теплый хлеб" (конспект по реализации образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе)"

Познакомить детей с новой сказкой К. Паустовского, научить придумывать окончание сказки в соответствии с логикой построения повествования...

Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе «ПДД в зимний период»

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности.Прививаем навыки безопасного поведения на дороге в зимнее время года, закрепляем ...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в старшей группе "Купили щенка"

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Упражняем детей в умении составлять описательный рассказ по картине, формир...

Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе Путешествие в страну математика

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Прививаем навыки комплексного применения математических представлений, знан...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ...