Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе Путешествие в страну математика
методическая разработка по математике (старшая группа)

Черных Елена Васильевна

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Прививаем навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, умение практически их использовать посредством игры — путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Путешествие в страну математики» для детей старшей группы (5-6 лет)

Подготовила воспитатель: Черных Елена Васильевна
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, а также умение практически их использовать посредством игры – путешествие.

Программные задачи:
Образовательные задачи: 
• Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10.
• Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) высоты.
• Закреплять знание геометрических фигур.

• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги
• Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
Развивающие задачи: 
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 
• Развивать   смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук. 
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. 

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.


Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, дидактические игры , индивидуальные занятия.

Методические приёмы: 
• Игровой (использование сюрпризных моментов). 
• Наглядный (использование иллюстраций). 
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). 
• Поощрение, анализ занятия. 


Материалы и оборудование: Картинки с героями мультфильма «Фиксики», карта - плакат с планом, звезды – наклейки для карты, которые будут обозначать сделанное задание, конверты с заданиями, блоки Дьеныша, обручи, сундук, призы (медали и звездочки) ; раздаточный материал: двухполосная карточка, карточки с заданиями «больше-меньше», наборы елочек разной высоты на каждого, лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:
 I. Организационный момент.

 Дети встают в круг.
«Что за чудо-чудеса,
Раз – рука, два – рука. (Вытягиваем поочередно руки перед собой, ладони повернуты вниз).

Вот ладошка правая (поворачиваем правую ладошку вверх),
Вот ладошка левая (поворачиваем левую ладошку вверх).
И скажу вам не тая,
Руки нам нужны друзья.
Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Беремся за руки и по очереди улыбаемся – «передаем свою улыбку»)
Раз, два, три, повернись, (поворачиваемся вокруг себя)
И в мультфильме очутись».

Воспитатель: ребята, что это за персонаж из какого он мультика. Правильно это Симка из фиксиков и она чем-то расстроена. Она просит у нас помощи. Дело в том, что они с Дим Димычем потерялись в стране математики и никак не могут встретится. Все фиксики нарисовали для него карту,а жители страны подготовили задания,  но Дим Димычу одному в ней не разобраться.  Как ему помочь? Что делать?

 (Ответы детей) - Мы поможем , прочитаем карту.
Поможем ему встретится с друзьями?

Дети: - Поможем.

- Ну тогда я беру конверт с заданиями от цифр, они нам будут помогать разгадывать карту.


Воспитатель: Давайте посмотрим на карту (рассматриваем карту). Добраться  к фиксикам можно через город цифр, математический лес и остров геометрических фигур.

Угадайте, на чем мы  отправимся в путешествие?

В поле лестница лежит,

 Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Дети: Поезд.

 Воспитатель: Правильно в путешествие в город цифр мы отправимся на поезде. Но прежде чем отправится нужно узнать, все ли готовы, ведь в путешествии нужно иметь и смекалку и ловкость и огромный запас знаний.

II.  Основная часть.

 Готовы? –Поехали, а в пути поиграем и ответим на вопросы которые для нас приготовила единичка.

- Сколько всего вагонов у поезда? (семь)

- Каким по порядку стоит голубой вагон?

- Вагон, какого цвета стоит между четвертым и шестым?

-Какой вагон стоит после 6 вагона? Перед 6?  

- Назовите соседей 2 вагона?

- Какой вагон стоит перед 4 вагоном? Какой после 4?

Ребята, а что у нас написано на вагончиках, что они нам помогают узнать?

-Правильно дни недели.

- А какой сегодня день недели? (вторник)
- А какой был вчера? (понедельник). Какой будет завтра? (среда)
- А сколько всего дней в неделе? (7)

-А как сколько в неделе выходных дней?

-Как они называются?
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в детский сад? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь.

Вот мы и приехали.

Давайте отдохнем на остановке и сделаем глазную гимнастику:

Мы вагончики считали (Дети часто моргают, не напрягая глаз)

Наши глазоньки устали

Раз-два-три-четыре-пять, будем глазками моргать.

Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)

И опять моргать начнут.( Дети открывают глаза и моргают как обычно).

-Ребята, вы  большие  молодцы, хорошо отвечали на вопросы и справились с 1 заданием, давайте отметим его звездочкой.

«2» - Ребята мы прибыли с вами в город цифр. Но тут случилась беда цифры поссорились между собой пока наводили порядок. Они решили у себя в городе все и всех пересчитать и выяснить чего у них больше, а чего меньше. Но совсем запутались. Как мы можем помочь им, с помощью каких математических знаков мы можем сравнить числа?

- Правильно, это знаки «больше», «меньше» и «равно».

А кто может напомнить как выглядит знак больше? Меньше? Равно?

Садитесь теперь за столы ,берите карточки  и давайте поможем нашим цифрам. Поставьте правильный знак, чтобы цифры помирились и показали нам путь дальше.

Вос-ль: Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Давайте отметим это на нашей карте(клеим звезду).

«3»   Давайте отправимся к нашей карте и посмотрим куда нам идти дальше. Вышли мы из города цифр и очутились перед рекой, а вдалеке виднеется еловый лес. А как мы можем туда попасть?

- Правильно мы построим плот.  Ребята у меня есть вот такой плот, какую фигуру он вам напоминает?- Правильно квадрат.

Вам плот придется строить самостоятельно из тех фигур которые лежат у вас на столе в конвертах, проходите за стол и приступайте, а я вам буду помогать. Кто  быстро справится может помочь соседу .

- Молодцы, и с этим заданием справились! Давайте отметим это на нашей карте(клеим звезду).

«4» Ребята,  давайте посмотрим на карту, куда же мы попали? В еловый лес.

Чтобы нам в этом лесу не заблудиться, четверочка приготовила нам задание. Мы должны расставить елочки в лесу по возрастанию ( от самой низкой до самой высокой).Справитесь?  Тогда проходите за столы, а чтобы нам быстро расставить наши елочки, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз в ладошки хлопнем,

Два закроемся в замок,

Три сыграем в барабан,

А четыре как в баян.

Ну а пять-мы начнем считать.

 Можете начинать выкладывать елочки в порядке возрастания( от самой низкой до самой высокой) , только не забывайте, что выставлять мы рядок начинаем слева направо.

 Какая по высоте первая елочка? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя елочка? (самая высокая)
- Давайте теперь расскажем про каждую елочку, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая)
- Молодцы, и с этим заданием справились! Давайте отметим это на нашей карте(клеим звезду).

«Разминка»

Ребята, чтобы быть сильными и храбрыми, и с легкостью пройти все задания нам нужно немного зарядиться энергией. Проходите на ковер, выполним разминку.
Физическая разминка
Сколько точек будет в круге, (Слайд 11)
Столько раз поднимем руки (4).
Сколько елочек зеленых, 
(Слайд 12)
Столько выполним наклонов (3).
Приседаем столько раз, 
(Слайд 13)
Сколько бабочек у нас (3).
А притопнем столько раз, 
(Слайд 14)
Сколько ежиков у нас (4).
А прихлопнем столько раз, 
(Слайд 15)
Сколько белочек у нас(5).
- Размялись, готовы дальше путешествовать? Нам осталось только добраться до острова математических фигур, где Дим Димыча ждут его друзья фиксики. А на чем же мы будем добираться на остров? Посмотрите на карту. – Правильно, на ковре самолете. Тут пятерочка приготовила нам задание. Нам нужно украсить наш ковер геометрическими фигурами в определенном порядке.

«5» Занимайте свои места за столами. (на столах альбомный квадратный лист и цветные карандаши)

Перед вами совсем пустой ковер, который нужно украсить. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

  • в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
  • в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
  • в центре нарисуйте синий круг;
  • в левом нижнем углу нарисуйте фиолетовый прямоугольник;
  • в правом верхнем углу нарисуйте желтый овал.

Воспитатель: - Проверяйте. Где нарисован зеленый квадрат? Какая фигура в левом нижнем углу? Мы справились с заданием. Давайте отметим это на карте звездочкой.

«6» Прилетели мы на остров  геометрических фигур и здесь нас ждет последнее задание, которое нам приготовила какая цифра? – Правильно шестерка.

Нам нужно с вами разобрать геометрические фигуры, которые перепутались.

Перед нами два обруча: синий и красный. Задание не простое, послушайте внимательно. Внутри синего обруча нужно положить все круглые блоки, а внутри красного все красные.

-Но ребята обручи лежат друг на друге и у них есть общая область.

-Какие блоки вы положили бы в эту общую область?

 Давайте думать вместе.(здесь получается что мы будем подбирать фигуры по 2 свойствам : это форма и цвет) – (красные круглые блоки)

Разложили, а теперь давайте ответим на вопросы:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

-Какие лежат внутри синего?

-Какие лежат внутри красного?

-Какие лежат вне обоих обручей ( не попали не в синий, не в красный).

 III. Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы, вы справились с последним заданием и помогли Дим Димычу встретится с друзьями! Фиксики благодарят вас за помощь и награждают вас своей медалью, а я дарю  вам звездочки за ваше старание и внимательность, наклейте их на свои  медальки.

А теперь присядьте на коврик и скажите мне:

- вам понравилось путешествие?

- по какой стране мы сегодня путешествовали?

- какие задания выполняли?

-какое задание было для вас самым трудным?

-А какое задание понравилось больше всего?

 Спасибо вам ребята, мне тоже было весело и интересно с вами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы."Путешествие в зимний лес"

Это методическая разработка - конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей групыы, направленный на следующие цели:- Обогащение и актуализация словаря по теме "Зима", "Дикие животн...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

Методическая разработка по формированию математических представлений для детей старшей группы "Путешествие в королевство математики".

Цель: закрепление пройденного материала.Закрепить представление детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, активизировать и обобщать словарный запас детей....

Методическая разработка Конспект ООД по физической культуре в старшей группе "Путешествие в страну здоровья"

Конспект ООД по физической культуре в старшей группе  "Путешествие в страну здоровья"...

Открытое занятие по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в страну математики»

ЗадачиОбразовательные: Закрепить навыки порядкового и количественного счета. Упражнять в выкладывании геометрических фигур из счетных палочек, преобразовании их из одной в другую. Закрепить умение ...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну математики"

Цель: углубление представлений детей в использование математических знаний в игровой ситуации....