Методическая разработка по формированию математических представлений для детей старшей группы "Путешествие в королевство математики".
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Полякова Наталья Владимировна

Цель: закрепление пройденного материала.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, активизировать и обобщать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 82 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Непрерывной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

для детей старшей группы

 «Путешествие в королевство математики»

                                                                                                                                                       Воспитатель: Полякова Наталья Владимировна

                                                                                                                                                                                   высшая категория

Санкт-Петербург

2018г.

План - конспекта

Тема: «Путешествие в королевство математики»

Цель:  закрепление пройденного материала.

Задачи:

  1. Познавательное развитие:
    - закрепить представления детей о геометрических фигурах;
    - совершенствовать умение различать геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер);
    - формировать умение группировать геометрические фигуры по различным признакам;
    - развивать логическое мышление; 
    - развивать ориентировку на плоскости и в пространстве;
    - развивать целостное восприятие;
    - развивать пространственное воображение;
    - повышать познавательную активность детей.
  2. Речевое развитие:
    - активизировать и обогащать словарный запас детей;
    - развивать умение отражать в речи результат умозаключений;
    - упражнять в умении отгадывать загадки;
    - развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
  3. Социально-коммуникативное развитие:
    - развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками; 
    - развивать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки;
    - способствовать развитию индивидуальных качеств каждого ребенка, его интересов и потребностей;
    - вызывать у детей эмоциональную отзывчивость.
  4. Физическое развитие:
    - развивать общую моторику.

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип формирование элементарных математических представлений.

  • Метод – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: Конверт (письмо), квадрат, прямоугольник, треугольник, билет, точки, цифры, красный, зеленый, желтый, синий, геометрические фигуры, домик, счетные палочки, часы, стол, топнуть, хлопнуть, летел, понравилось. Загадки, отгадывать.

Материалы и оборудование: сенсорный коврик с геометрическими фигурами, карточки (билеты) с точками, блоки Дьенеша, счетные палочки, карточки с цифрами, плоские геометрические фигуры, ноутбук, магнитофон и диски с записями  мелодий, корзинки с цифрами, игра для детей, медали.

        

                

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

(Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три,

А теперь пойдем налево, раз, два, три,

В центре круга соберемся, раз, два, три,

И на место все вернемся, раз, два, три,

Улыбнемся, подмигнем

Заниматься мы начнем!

Встало солнышко давно.

Заглянуло к нам в окно.

На занятие торопит нас.

Математика сейчас.

Вводная часть (мотивационный момент)

(Сюрпризный момент, нахождение конверта)

(Воспитатель читает письмо.)

- Ой, ребята, а что это?

- Правильно ребята это письмо. Давайте прочитаем его и узнаем, кто его написал.

Письмо.

Здравствуйте, ребята! Я Королева Математики. Услышала, что вы знаете цифры, фигуры, любите заниматься математикой. Я для вас приготовила подарок. Но чтобы получить его, вам надо совершить путешествие и выполнить мои задания.

-Конверт (письмо)

Основная часть

Проблемная ситуация:

(Перед детьми сенсорный  коврик с геометрическими фигурами разного цвета и с цифрой   по середине. Воспитатель раздает детям карточки «посадочные билеты», на которых  нарисованы геометрические цветные фигуры, а в них кружочки от 1 до 10. Дети должны посчитать кружочки на своих билетах и найти на коврике нужное место, на которое он должен встать.)

( Как только все дети находят свои места, звучит музыка и ребята отправляются в путешествие.)

(на экране телевизора появляется изображение домика)

(дети выполняют задание)

(дети встают полукругом, проговариваю слова)

( на экране телевизора появляется картинка со вторым домиком)


(  на экране появляется изображения третьего домика)

( дети достают  по плоской геометрической фигуре)

( таким образом дети делятся на три подгруппы)

( ребятам  предлагается выбрать одного для выполнения задания, считалочкой.)

 (Ребенок находит игру и сундучок с медалями.)

- Ребята, вы согласны?

-Так как королевство сказочное, то мы отправимся в наше путешествие на сказочном транспорте.

-Ребята, как вы думаете.  На чем можно отправиться в наше путешествие?

-А мы отправимся на

ковре-самолете. Но  для того чтобы он полетел вам необходимо занять согласно вашему билету место. Для этого я вам раздам посадочные билеты.

- Посчитайте точки на билете и найдите соответствующую цифру на ковре-самолете. Это и будет ваше место.

-Артем, расскажи, как ты нашел, то место, куда тебе нужно встать?

- Молодец, все верно.

-Варя, а на твоем билетике какая геометрическая фигура изображена? Сколько на ней точек?

-И Варя правильно нашла место на ковре- самолете.

-Какой красивый, загадочный домик. Посмотрите на его окна, что они вам напоминают?

-Как вы думаете, чей это домик?

- Правильно это домик геометрических фигур. Королева Математики дала вам первое задание.

-Ребята, я уже убедилась в ваших отличных знаниях геометрических фигур, теперь по  заданию королевы наглядно изобразим эти фигуры  с помощью счетных палочек. Удобнее всего это будет делать за столами, занимайте, пожалуйста места.

- Алиса, где находятся счетные палочки?

- А у тебя Тимофей, где находятся палочки?

- Перед вами счетные палочки.

-Сколько у вас палочек?

-Отсчитайте семь палочек из них составьте

 2 равных квадрата.

- А теперь уберите палочку, которая у вас посередине. Какая фигура у вас получилась?

-Составьте 3 равных треугольника из 7 палочек.

-Теперь давайте посмотрим и убедимся, что все задание выполнили правильно.

- Марк сделал все верно и быстро. Коля также молодец. Все ребята справились.

-уберите две палочки и положите на верхнюю часть стола.  

-сколько у вас осталось палочек?

- из пяти палочек из них составьте два равных треугольника и квадрат.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

- Ребята, давайте поиграем, вставайте из-за столов и подходите ко мне.

Вот фигуры- непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.        

Будем глазками искать

И предметы называть.

 -Ребята, посмотрите внимательно на нашу группу и найдите все предметы круглой формы.

-а теперь найдите квадратной формы предметы.

-найдите предметы прямоугольной формы.

-Молодцы ребята, много предметов назвали.

-Посмотрите, ребята у меня в руках карточки с цифрами, какую цифру покажу, столько раз задание и сделать. (физминутка)

-И тут вы молодцы, все сделали без ошибок.

-Ребята посмотрите, перед нами второй домик. Что вы на нем видите?

- Как вы думаете, чей он?

- Правильно, это домик веселых, озорных цифр. Королева математики спрятала цифры,  поиграем с ними в прятки?

Дидактическая игра: «Какая цифра спряталась».

-Наши цифры спрятались на этой картинке. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и находить правильную цифру.

(Презентация картинка со встроенными цифрами)

Циферка на крюк похожа,
Что на автокране.
И на двоечку похожа,
Если вверх ногами. (пять)

-Правильно это цифра пять. Соня, где эта цифра спряталась на картинке?

Пять грибков нашел Трофим,

А потом еще один.

Стала полною корзина.

Сколько всего грибов у Трофима? (шесть)

Сколько у Андрюши

Мягких игрушек:

Слон, жираф и бегемот

Пес, лисица, белка, кот? (семь)

Два кружочка рядом встали —
Что за дивные очки?
Поверни хоть вверх ногами,
Одинаковы они! (восемь)

Цифра эта так хитра,
Ты её переверни,
И начнутся чудеса —
Цифру шесть увидишь ты! (девять)

-Молодцы ребята! Быстро вы отгадывали загадки и находили цифру на картинке. Но нам нужно двигаться дальше.

- И вот, наконец, третий домик. Может в нем находится приз – подарок за наши старания. Нет. Это домик задачек. (с задачками)

-Ребята, посмотрите королева математики оставила для вас волшебный мешочек, в нем находятся фигуры. Достаньте пожалуйста по одной фигуре.

-Дима, какую фигуру ты достал?

- А какая фигура досталась Кате?

-А теперь посмотрите на столы. На столах три таблички с геометрическими фигурами. Вы должны подойти к тому столу где изображена именно та фигура, которую вы достали.

-Посмотрите перед вами стоят корзины  с цифрами. В них уже находятся фигуры, вам нужно доложить в корзину столько геометрических фигур, чтобы получилось число на корзине.

-Ребята, сколько фигур вы  доложили?

-Все верно, Молодцы. Ребята, вы очень понравились королеве Математики. Она поражена вашей сообразительности. И в знак благодарности оставила вам подарок. Но, чтобы его найти нужно, выполнить еще одно задание. Кто пойдет выполнять?

Необходимо встать спиной к столам, затем сделать 4 шага прямо, 2 шага влево, 2 шага прямо и поднять голову вверх.

-В благодарность от Королевы Математики я хочу вам вручить медали ( самым активным, самым внимательным, самым любознательным, самым быстрым  и т.д)

-Да, согласны.

- Я думаю на ступе или на сказочном корабле.

- Я встал на желтый квадрат с цифрой пять, потому что у меня на билете нарисован желтый квадрат, а на нем пять точек.

-На моем билете изображен треугольник красного цвета, а на нем три точки. Поэтому я встала на треугольник красного цвета с цифрой 3.

- На домике окна виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-Это домик геометрических фигур.

- Мои палочки находятся в верхнем левом углу стола.

- Мои счетные палочки, находятся в верхнем правом углу стола.

- у меня семь палочек.

- Я вижу прямоугольник, у него противоположные стороны  одинаковые.

-Эта фигура треугольник, у него три угла.

- у нас осталось пять палочек.

-фигура квадрат, у него все стороны равны.

- Я нашла тарелочку для куклы, она круглой формы и т.д.

- Часы на стене квадратной формы и т.д.

- столы за которыми мы сидим прямоугольной формы.

- На домике я вижу много цифр.

-Может это домик цифр? (Это домик цифр)

( Соня своими словами должна обозначить цифру пять на дереве)

-У Трофима было пять грибов, а потом он нашел еще один, так получилось, шесть грибов нашел Трофим.

- Я считал по очереди всех животных и у меня получилось семь животных.

- я достал красный треугольник.

- у меня желтый квадрат.

- мы доложили 4 фигуры. ( мы доложили четыре синих квадрата, а мы четыре красных треугольника.)

Физкульминутка/
динамическая пауза:

5 раз топнуть правой ногой

3 прыжка на месте

4 раза хлопнуть

7 раз топнуть левой ногой.

- цифра 5, нужно пять раз топнуть.

-цифра 3, нужно три раза прыгнуть на месте.

- цифра 4, необходимо четыре раза  хлопнуть в ладоши.

- цифра 7, нужно семь раз топнуть левой ногой.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

(дети вспоминают и встают на свои места, которые они занимали в начале занятия)

-наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться в детский сад, занимайте свои места на ковре-самолете.

- Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-А что вам больше всего понравилось и было интереснее?

- Я летела  на красном треугольнике с цифрой три, так как у меня на билете был нарисован красный треугольник, а на нем три точки.

- мне понравилось, как мы отгадывали загадки и искали цифры.

-а мне понравилось находить в группе предметы в форме геометрических фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Формирование математических представлений у детей старшего возраста".

Это доклад на педагогическом совете о новых подходах в обучении детей старшего дошкольного возраста из опыта работы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: « Формирование математических представлений у детей старшего возраст

Программное содержание:Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда.Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию. Закрепить умение соотносить ко...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: « Формирование математических представлений у детей старшего возраст

Программное содержание:Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда.Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию. Закрепить умение соотносить ко...

Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....