Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Рогачкова Татьяна Николаевна

    НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_razvitie_rechi.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности.

    Тема «Народная культура и традиции»

    «Описание дымковских игрушек»

    Рогачкова Татьяна Николаевна

    воспитатель первой квалификационной категории

    Задачи:

    1. Образовательные:
    • Закрепление знаний о внешнем виде дымковской игрушки;
    • Закрепление знаний о цвете и фигурах.
    1. Развивающие:
    • Развивать память, наблюдательность, активность в играх.
    1. Воспитательные:
    • Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать ответы товарищей до конца, не перебивая.
    1. Речевые:
    • Связная речь:

    развивать умение вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию, диалогическую речь (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов).

    • Словарь:

    предметный – барыня, свистулька, игрушка, гончар;

    признаки – дымковская, глиняная, разукрашенная;

    глагольный – раскрашивать, рассматривать, лепить.

    • Грамматика:

    активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.

    • Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

    Методы и приёмы:

    • Практические:

    дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку»; сюрпризный момент (звучание бубенчиков, закличка воспитателя, игра «Что под платочком?»); пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»;

    • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ дымковских игрушек;
    • Словесные: беседа; закличка; загадывание загадок.

    Материалы:

    Бубенчики; предметные картинки с изображением дымковских игрушек; дымковские игрушки, дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку».

    Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования – Милолика, Никита Ин., Илья.

    Ход занятия

    В группе раздаётся звон бубенчиков, воспитатель в костюме русской барыни входит в группу. В руках – поднос, на нём лежат разнообразные дымковские игрушки, накрытые платочком.

    Воспитатель:

    Знаменита деревушка

    Яркой глиняной игрушкой.

    Веселит, ласкает взор

    Пёстрый, радужный узор:

    Клетки, кольца, завиточки,

    Змейки, ленточки и точки!

    Просто загляденье,

    Всем на удивление!

    Подходи, чесной народ –

    Тут игрушечка вас ждёт!

    Мальчики и девочки, подходите, скорее ко мне, парочками становитесь, выбирайте себе под платочком сюрприз и садитесь на свои места, ставьте перед собой на середину игрушку. Сейчас рассмотрим – кому и что досталось.

    Дети подходит к воспитателю парой, выбирают себе игрушку, садятся попарно на места.

    Воспитатель: вот это красота у вас на столах! Загляденье просто! Мальчики и девочки, а вы знаете – как называются эти игрушки?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Это дымковские игрушки. В старину не все люди могли купить игрушки для детей. А ребятам во все времена хочется играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву»! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а некоторые игрушки лепили из глины. И вот в одном селе придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской. А кто из вас знает – как называется профессия человека, который изготавливает предметы из глины?

    Ответы детей.

    Её делали гончары – это люди, которые занимались изготовлением предметов из глины. Потом эту игрушку ставили в очень горячую печь и пропекали, где игрушка становилась твёрдой. Ну и какая игрушка без украшений? Раскрашивали изделия из глины девушки и женщины. Сначала покрывали белой краской, а затем украшали разноцветные узорами. Какие узоры есть у наших дымковских игрушек?

    Ответы детей (кружочки, завитушки, клеточки).

    Воспитатель: да, всё верно! Молодцы! Ребята, а какие вы ещё знаете игрушки, которыми играли наши бабушки?

    Ответы детей (куклы, лошадки, матрёшки).

    Воспитатель: точно! Я вам предлагаю немного поиграть и собрать матрёшку из деталей пазлов.

    Проводится игра «Собери матрёшку из частей».

    Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами вернёмся к нашим дымковским игрушкам. Я вам хочу рассказать – какая игрушка есть у меня, как она называется, из чего сделана и как украшена. Вы меня послушаете, а потом я хочу послушать вас – какая игрушка досталась вашей парочке.

    Воспитатель словесно описывает игрушку, затем предлагает сделать то же самое детям (рассказывают 2-3 пары детей). План – описание:

    • Что это за игрушка (это дымковская игрушка лошадка, барыня, козлик и т.д.);
    • Сделана игрушка из глины;
    • Украшена она клеточками и кружочками (линиями, листочками, точками и т.д.).

    Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам немного поиграть.

    Проводится пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»

    Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

    Потянулись (напрячь, развести пальцы)

    И встряхнулись (встряхнуть кисти),

    Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

    За работу принялись. ("закатываем рукава")

    Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

    Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

    Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

    И весь день протанцевали. (ручки «танцуют»)

    Воспитатель: Ну теперь мы отдохнули. Давайте вспомним – о чём же мы с вами рассказывали?

    Ответы детей. Про свои игрушки рассказывают ещё 2-3 пары. Затем воспитатель предлагает детям игру «Найди такую же игрушку». Дети играют. В конце занятия все вместе вспоминают про дымковскую игрушку – из чего сделана, как называется профессия человека, который делает предметы из глины, как и чем украшают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (экология). Тема: " Птицы весну принесли" средняя группа

    Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.Задачи:  Уточнить и расширить знания детей о птицах весной (прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов) Активизи...

    Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. Рассказывание по картине «Птичья столовая».

    Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Кто как готовится к зиме». Данный материал подходит для возрастной...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...