Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рогачкова Татьяна Николаевна

НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvitie_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции»

«Описание дымковских игрушек»

Рогачкова Татьяна Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закрепление знаний о внешнем виде дымковской игрушки;
  • Закрепление знаний о цвете и фигурах.
  1. Развивающие:
  • Развивать память, наблюдательность, активность в играх.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать ответы товарищей до конца, не перебивая.
  1. Речевые:
  • Связная речь:

развивать умение вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию, диалогическую речь (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов).

  • Словарь:

предметный – барыня, свистулька, игрушка, гончар;

признаки – дымковская, глиняная, разукрашенная;

глагольный – раскрашивать, рассматривать, лепить.

  • Грамматика:

активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.

  • Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

Методы и приёмы:

  • Практические:

дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку»; сюрпризный момент (звучание бубенчиков, закличка воспитателя, игра «Что под платочком?»); пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»;

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ дымковских игрушек;
  • Словесные: беседа; закличка; загадывание загадок.

Материалы:

Бубенчики; предметные картинки с изображением дымковских игрушек; дымковские игрушки, дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку».

Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования – Милолика, Никита Ин., Илья.

Ход занятия

В группе раздаётся звон бубенчиков, воспитатель в костюме русской барыни входит в группу. В руках – поднос, на нём лежат разнообразные дымковские игрушки, накрытые платочком.

Воспитатель:

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пёстрый, радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье,

Всем на удивление!

Подходи, чесной народ –

Тут игрушечка вас ждёт!

Мальчики и девочки, подходите, скорее ко мне, парочками становитесь, выбирайте себе под платочком сюрприз и садитесь на свои места, ставьте перед собой на середину игрушку. Сейчас рассмотрим – кому и что досталось.

Дети подходит к воспитателю парой, выбирают себе игрушку, садятся попарно на места.

Воспитатель: вот это красота у вас на столах! Загляденье просто! Мальчики и девочки, а вы знаете – как называются эти игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Это дымковские игрушки. В старину не все люди могли купить игрушки для детей. А ребятам во все времена хочется играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву»! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а некоторые игрушки лепили из глины. И вот в одном селе придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской. А кто из вас знает – как называется профессия человека, который изготавливает предметы из глины?

Ответы детей.

Её делали гончары – это люди, которые занимались изготовлением предметов из глины. Потом эту игрушку ставили в очень горячую печь и пропекали, где игрушка становилась твёрдой. Ну и какая игрушка без украшений? Раскрашивали изделия из глины девушки и женщины. Сначала покрывали белой краской, а затем украшали разноцветные узорами. Какие узоры есть у наших дымковских игрушек?

Ответы детей (кружочки, завитушки, клеточки).

Воспитатель: да, всё верно! Молодцы! Ребята, а какие вы ещё знаете игрушки, которыми играли наши бабушки?

Ответы детей (куклы, лошадки, матрёшки).

Воспитатель: точно! Я вам предлагаю немного поиграть и собрать матрёшку из деталей пазлов.

Проводится игра «Собери матрёшку из частей».

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами вернёмся к нашим дымковским игрушкам. Я вам хочу рассказать – какая игрушка есть у меня, как она называется, из чего сделана и как украшена. Вы меня послушаете, а потом я хочу послушать вас – какая игрушка досталась вашей парочке.

Воспитатель словесно описывает игрушку, затем предлагает сделать то же самое детям (рассказывают 2-3 пары детей). План – описание:

  • Что это за игрушка (это дымковская игрушка лошадка, барыня, козлик и т.д.);
  • Сделана игрушка из глины;
  • Украшена она клеточками и кружочками (линиями, листочками, точками и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам немного поиграть.

Проводится пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

За работу принялись. ("закатываем рукава")

Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали. (ручки «танцуют»)

Воспитатель: Ну теперь мы отдохнули. Давайте вспомним – о чём же мы с вами рассказывали?

Ответы детей. Про свои игрушки рассказывают ещё 2-3 пары. Затем воспитатель предлагает детям игру «Найди такую же игрушку». Дети играют. В конце занятия все вместе вспоминают про дымковскую игрушку – из чего сделана, как называется профессия человека, который делает предметы из глины, как и чем украшают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (экология). Тема: " Птицы весну принесли" средняя группа

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.Задачи:  Уточнить и расширить знания детей о птицах весной (прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов) Активизи...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...