Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: "Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского – страну Лимпо - Ландию".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Павлючук Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»

Тема:

"Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского – страну

Лимпо - Ландию".

                                                                                   Подготовила: Воспитатель

                                                                                   МБДОУ д/с № 4 «Колосок»                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                   Павлючук Елена Викторовна

                                                       2022г.

Возрастная группа: Старшая группа ( занятие для детей 4-5 лет).

Тема: "Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского – страну Лимпо - Ландию"

Направление: Мультимедиа  урок.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Речевое развитие» (ФЦКМ), «Художественно-эстетическое развитие» (Ручной труд).

Цель: Обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.

Задачи:

Область «Речевое развитие»

- учить понимать смысл образных выражений в загадках;

- способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса;

- формировать умение понимать главную идею произведения;

- упражнять в подборе качественных прилагательных к существительным;

Область «Познавательное развитие»

- закреплять знания о цифрах 1-5;

- закреплять навыки порядкового счета в пределах пяти, различать количественный и порядковый счет. Правильно отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счету?

- продолжать учить различать понятия слева, справа;

- продолжать учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

Область «Физическое развитие»

- продолжать развивать мелкую  моторику.

Область «Социально-коммуникативное развитие»

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

Область «Художественно-эстетическое развитие»

- закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского;

- формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию, называть героев;

- воспитывать любовь и интерес детей к чтению художественной литературы.

Оборудование: 

- Портрет К.И. Чуковского;

-  конверты с подсказками, пронумерованные от 1 до 5,   циферблат, «волшебная стрелка»;

-  иллюстрации  обложек книг Чуковского, магнитофон, фонограмма «волшебной» музыки;

-  наборное полотно, 5 картинок с обезьянками, на оборотной стороне одной из них нарисовано дерево, на оборотной стороне другой – круг;

-  «Чудо-дерево» с книгами;

-  магнитная доска, солнышко, лучики на магнитах с вопросами; карточки с загадками;

-  видео - картинки с изображениями: мыло, мочалка, полотенце, сундук, массажный мяч, солнышка без лучиков, солнышко с лучиками, градусник, самовар, велосипед, фонарик, спички;

-  картонные шаблоны тарелочек, покрытые слоем пластилина, емкости с материалом для выкладывания узоров (горох, гречневая крупа, пшено, фигурные макароны), доски для лепки, салфетки, корзина;

-  сундук, записка от « Бармалея»;

-  страничка со стихотворением К. И.  Чуковского «Радость».

Предварительная работа:

- знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

-  чтение и рассказывание его сказок и стихов.

-  прослушивание произведений К. И. Чуковского в исполнении артистов (в записи),

-  беседы по прочитанному материалу;

- рассматривание иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского разных художников-иллюстраторов;

- оформление выставки книг К. И. Чуковского;

- оформление альбомов «К. И. Чуковский», «Сказки дедушки Корнея»;

- подбор дидактических игр и упражнений («Найди отличия», «Что изменилось», «Подскажи словечко» и др.)

- подбор упражнений на координацию речи с движением, пальчиковой гимнастики;

- заучивание стихов наизусть;

- создание выставки рисунков по произведениям К. И. Чуковского, выполненных детьми совместно с родителями;

- создание вместе с родителями и детьми выставки поделок «Любимые герои произведений  К. И. Чуковского»;

Аудиозапись: Сказочная мелодия.

Литература: Издательский дом ПРОФ ПРЕСС . г.Москва, 2018г.

Информационные ресурсы:

  1. https://www.google.com/search?q.
  2. https://www.google.com/5BJYY4_jCOGPrgSWl7yAAw&ved

                                               

                                                   Ход занятия.

Слайд № 1(Портрет К. И. Чуковского)

C:\Users\1\Desktop\Без названия.jpg

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о замечательном человеке - Корнее Ивановиче Чуковском (дети видят портрет

 К. И. Чуковского на видео - экране). Может быть, кто-то из вас знает, кто это? (Ответы детей).

Воспитатель: Чуковского знает и любит каждый. Его стихи и сказки приносят нам радость и веселье. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок Чуковского. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал случайно. Заболел его маленький сынишка. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Корнею Ивановичу было очень жалко своего сынишку и, чтобы хоть как-то развлечь его и успокоить, он стал на ходу придумывать и рассказывать сказку: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик затих и стал слушать. А наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Слайд № 2(Слон говорящий по телефону)

C:\Users\1\Desktop\Без названия (1).jpg

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Ой, извините, пожалуйста.

- Да, слушаю. Кто говорит? Слон? (дети видят на экране Слона), Откуда? От верблюда? По просьбе Айболита? Что случилось? (Слушает.)

Воспитатель: Ребята, в стране сказок К. Чуковского, в стране  Лимпо – Ландия  случилась беда. Грусть поселилась там навсегда. Радости нет, украл Бармалей. Он вырвал из Волшебной книги страницу со стихотворением «Радость» и спрятал ее. Жители страны Лимпо – Ландии  нас просят о помощи, т.к. Айболит отправился в Африку лечить зверей и не сможет помочь. Но он высылает нам по  почте подсказки как найти страничку.  Ну что, поможем найти «Радость» жителям станы Лимпо – Ландия ? Может быть нам предстоит преодолевать сложные препятствия, выполнять трудные задания. Справимся?

Дети: «Да!»

(Воспитатель находит на столе большой конверт с надписью: «Подсказки»)

Воспитатель: А вот и подсказки. Сколько же подсказок прислал нам Айболит? Давайте сосчитаем конверты. (Дети считают до 5)

Воспитатель: Да, 5 конвертов – 5 подсказок. Давайте разложим конверты, на которых написаны цифры, по порядку, начиная с единицы.

(Ребенок раскладывает конверты).

Воспитатель: Чтобы открыть конверт и узнать, что за подсказка в нем, нужно произнести волшебные слова.

(Звучит сказочная мелодия)

Слайд № 3(Страна « Лимпо – Ландия»)

C:\Users\1\Desktop\volshebnaya-strana-5bf75.jpg

Воспитатель: Тили-тили-тили-бом,

                          открывайся сказки дом!

Итак, мы в сказочной стране  «Лимпо – Ландия», где живут добрые сказки К.И. Чуковского. Вот тут нам и помогут наши подсказки и волшебная стрелка.

Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку и остановить ее на цифре 1. (Предварительно уточнить у детей с какой цифры начинается счет).

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 1 остановись.

(Ребенок берет конверт с цифрой 1 и открывает его, воспитатель читает подсказку.)

Воспитатель: Ребята, здесь написано, что нам помогут обезьянки. Сколько всего обезьянок? (5). Подсказка у четвертой по счету обезьянки, если считать слева направо.

Ребенок выполняет задание, считая: «первая, вторая...». На оборотной стороне картинки нарисовано дерево.

Воспитатель: Дерево, а ведет к нему скрюченная дорожка из «Скрюченной песенки» Чуковского. По дорожке зашагаем, выше ножки поднимаем. А волшебную стрелку возьмем с собой.

Физкультминутка.

По скрюченной дорожке

Шагают наши ножки.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Поднимаем ноги выше

И к лесной полянке вышли!

(Дети идут «змейкой» за воспитателем, высоко поднимая колени, подходят к «Чудо-дереву»)

Воспитатель:

Да это же Чудо-дерево.

Чудо-чудо-чудо-чудо

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве?

Дети: Книги!

Воспитатель: Вот и первое задание.

Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете находить книгу с этой сказкой на Чудо-дереве и говорить ее название.

Игра «Узнай сказку по отрывку».

И горы встают перед ним на пути

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи…    («Айболит»)

Только заинька был паинька:

Не мяукал и не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверушек неразумных уговаривал…    («Путаница»)

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та да тра-та-та…

(«Краденое солнце»)

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!    («Телефон»)

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму?»     («Федорино горе»)

Тараканы прибегали

Все стаканы выпивали,

А букашки - по три чашки

С молоком и крендельком…    («Муха-цокотуха»)

Воспитатель: Молодцы! Первое задание мы выполнили. Нужно открывать следующий конверт. (Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку и остановить ее на цифре 2)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 2 остановись.

(Ребенок открывает конверт с цифрой 2, воспитатель читает подсказку.)

Воспитатель: Следующая подсказка опять у обезьянки, у четвертой по счету, но только если считать справа налево.

(Ребенок находит нужную картинку, на обороте которой нарисован круг).

Воспитатель: Ребята, что это за геометрическая фигура? (Круг). А что бывает круглым?

Игра  «Что бывает круглым?»

(Ответы детей: колесо, мяч, руль, глаз, солнышко…)

Слайд № 4(Солнышко без лучиков)

C:\Users\1\Desktop\Без названия (2).jpg

Воспитатель: У нас тоже есть солнышко. Но что-то в нем не так, чего-то не хватает  (на экране появляется солнышко без лучиков и на магнитной доске дети прикрепляют солнышко)

Дети: Лучиков!

Воспитатель: Конечно. Вот они лучики. А на них вопросы. Солнышко снова будет лучистым и ярко светить если мы правильно ответим на все вопросы. А для этого надо хорошо знать сказки К.И. Чуковского. Попробуем?

Игра «Солнышко лучистое»

(На доске – солнышко, рядом лучики с вопросами. Желающий ребенок берет один из лучей. Воспитатель читает вопрос, ребенок отвечает на него и крепит луч к солнышку)

Вопросы:

- Какое слово твердил Айболит отправляясь в Африку? (Лимпопо)

- Чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (Вареньем)

- Из какой сказки эта фраза: «Волки от испуга скушали друг друга»? («Тараканище»)

- Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)

- Кто спас Муху-Цокотуху? (Комар)

- Умывальников Начальник и мочалок Командир. (Мойдодыр)

- Тотоша и Кокоша – это кто? (Крокодильчики)

- Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)

- Каракула – это кто? (Акула)

- На чем ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)

Слайд № 5(Солнышко с 10 лучиками)

C:\Users\1\Desktop\Без названия (3).jpg

Воспитатель: Молодцы! Выполнили задание. Стало солнышко опять пуще прежнего сиять!

Пора крутить стрелку.(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 3 остановись.

(Ребенок открывает конверт с цифрой 3, воспитатель читает задание)

Воспитатель: Раз-два-три-четыре-пять

                          Пора загадки разгадать!

Эти загадки придумал сам Корней Иванович Чуковский.

Игра «Отгадай загадку»

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.   (Яйцо и цыпленок)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.     (Иголка)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью этим зверям отдаю.         (Зубы и рот)

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

По улице везут.      (Машины)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Пора открывать следующий конверт.(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 4 остановись.

(Ребенок открывает конверт с цифрой 4, в конверте картинки с изображением мыла, мочалки, полотенца).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны все эти предметы? (Чтобы выглядеть всегда чистыми и опрятными). Какому герою сказки Чуковского они принадлежат? (Мойдодыру). Конечно!

Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу» (обогащение речи прилагательными)

Передавая мяч по кругу

Подскажи словечко другу.

(Дети передают друг другу массажный мяч, отвечая на вопросы:

- Мыло какое?

- Полотенце какое?

- Мочалка какая?

Воспитатель: Ребята, Мойдодыр любит чистоту, всегда опрятен, аккуратен. А кто из героев сказок Чуковского, наоборот, был неряхой, грязнулей? (Федора). И что случилось с Федорой? (Ответы детей). А потом что произошло?

(Подводим к тому, что Федора изменилась, стала доброй, чистоплотной, посуда к ней вернулась).

Воспитатель: Ребята, а ведь у бабушки Федоры много посуды разбилось. Давайте, чтобы она не грустила, подарим ей новые тарелочки и блюдца. Но сначала украсим их. Согласны? (Да!)

(Дети занимают свои места за столами).

Воспитатель: Украшать посуду мы будем узорами из круп и зерен.

Что лежит на ваших подносах? (Ответы детей)

(Звучит музыка, дети украшают блюдца. После выполнения задания воспитатель хвалит детей, собирает блюдца-поделки в корзину – это подарок для бабушки Федоры.)

Воспитатель: Ребята, остался последний конверт. (Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 5 остановись.

(Ребенок открывает конверт, в нем картинка с изображением сундука, сундук появляется и на экране, и в группе дети находят сундук)

Воспитатель: Давайте подойдем к сундуку и попробуем открыть его.

(К сундуку прикреплена записка)

Воспитатель: (читает записку): «Если вы  догадаетесь из каких сказок предметы, то они вернуться в свои сказки, к своим владельцам. И ваша «Радость» тоже вернется. Бармалей»

           

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем угадать из какой сказки и кому принадлежит каждая вещь?

Дети: Да!

Игра «Из какой сказки предмет»

Предметы на экране: Градусник, самовар, велосипед, фонарик, спички.

(На экране появляется предмет, дети  по очереди  называют из какой он сказки и кому принадлежит.)

Слайд № 6.      

C:\Users\1\Desktop\Без названия.png

Слайд № 7.      

C:\Users\1\Desktop\images (1).jpg

Градусник.

Сказка «Айболит».

Слайд № 8.    

C:\Users\1\Desktop\Без названия (5).jpg

Слайд № 9.      

C:\Users\1\Desktop\Без названия (4).jpg               

Слайд № 10.

C:\Users\1\Desktop\Без названия (6).jpg   

Слайд № 11.

 C:\Users\1\Desktop\medvedi.jpg       

Самовар.

Сказка «Федорино горе».

Велосипед.

Сказка «Тараканище».

Слайд № 12.

C:\Users\1\Desktop\Без названия (8).jpg

Слайд № 13.

C:\Users\1\Desktop\Без названия (7).jpg

Фонарик.

Сказка «Муха-цокотуха».

Слайд № 14.

C:\Users\1\Desktop\Без названия (1).png

Слайд № 15.

 C:\Users\1\Desktop\mqdefault.jpg     

Спички.

Сказка «Путаница».

        

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием и можно открывать сундук.

(На дне сундука – страничка со стихотворением К. Чуковского «Радость».)

Воспитатель: Вот она – наша «Радость»

Физкультминутка «Радость»

(Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение и выполняют движения по тексту).

Рады, рады, рады

(хлопаем в ладоши)

Светлые березы,

(поднимаем руки вверх – в стороны, изображая деревья)

И на них от радости вырастают розы.

(локти и ладони прижаты друг к другу – разводим пальцы, слегка округлив их)

Рады, рады, рады

(хлопаем в ладоши)

Темные осины,

(поднимаем руки вверх – в стороны, изображая деревья)

И на них от радости растут апельсины.

(все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками; в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара)

То не дождь пошел из облака и не град,

(указательным пальцем левой руки постукиваем по правой ладошке, затем указательным пальцем правой руки – по левой ладошке)

То посыпался из облака виноград.

(поочередно соединяем большие пальцы рук с остальными пальцами, образуя «колечки» (большие с указательными, большие со средними и т. д.))

И вороны над полями

(машем руками, как крыльями)

Вдруг запели соловьями.

(пальцы обеих рук складываем «щепотью» - «клюв», открываем - закрываем «клювики» - поем)

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

(выполняем попеременно левой и правой руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз))

Куры стали павами,

(«куры» - указательные пальцы опираются на большие, остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении;

«павы» - пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

Лысые – кудрявыми.

(круговые движения указательными пальчиками около головы – «кудри»)

Даже мельница – и та заплясала у моста.

(левую руку вытягиваем в сторону, правую – вверх, затем меняем положение – правую руку - в сторону, левую – вверх и наоборот)

Так бегите же за мною

(бег на месте)

На зеленые луга,

(руки вытягиваем вперед, ладони повернуты вверх, пальцы растопырены)

Где над синею рекою

(переплетаем пальцы, соединяя руки; делаем плавные волнообразные покачивания сцепленными руками, поднимая то один, то другой локоть)

Встала радуга-дуга.

(поднимаем полусогнутые руки, изображая радугу)

Мы на радугу вска-раб-каемся,

(имитируем подъем на радугу)

Поиграем в облаках

(вытягиваем руки вверх, выполняем движение «фонарики»)

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

(имитируем спуск с радуги).

Воспитатель: Ребята, вот мы и помогли жителям страны «Лимпо – Ландия»,

мы преодолели столько препятствий, выполнили столько заданий и нашли страничку из волшебной книги со стихотворением «Радость». Пришло время возвращаться из сказки. Для этого нужно встать в круг, закрыть глаза и сказать:

Сказка, двери закрывай,

В детский сад нас отпускай.

Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей). А на память о нем у нас останутся книги со сказками К. И. Чуковского и конечно же «Радость».

 

                                           

«Мультимедиа урок в современной школе»

среди педагогов дошкольных образовательных организаций муниципального образования Тбилисский район

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»

Тема:

"Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского – страну

Лимпо - Ландию".

                                                                                   Подготовила: Воспитатель

                                                                                   МБДОУ д/с № 4 «Колосок»                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                   Павлючук Елена Викторовна

                                                       2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...

СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «МЕБЕЛЬ»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по предметным картинкам.            Задачи: 1. Упражнять в употреблении существите...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в страну Смешариков"

Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие.Группа: старшая группа компенсирующе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.

Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...