СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «МИР НАСЕКОМЫХ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шабунас Елена Владимировна

Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_zanyatie.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

СЦЕНАРИЙ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «МИР НАСЕКОМЫХ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Шабунас Елена Владимировна

воспитатель

МБОУ «Начальная школа- детский

сад№1» г.Воркуты

Этап занятия

Содержание

Время

  1. Сюрпризный момент

Предложить детям совершить путешествие в лес

2 мин.

  1. Основная часть

Все что включает в себя занятие, методы и приемы

25 мин.

  1. Заключительная часть

Подведение итогов занятия, анализ, выводы

3 мин.

Воспитатель: Шабунас Елена Владимировна.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей по теме «Мир насекомых».

Задачи:

Образовательные.  Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя,  план - схему;  обучать образованию множественного числа существительных; учить образовывать существительные с использованием  уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Развивающие. Развивать познавательный интерес, память, внимание, словесно – логическое мышление.

Воспитывающие. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

Материал к занятию: сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, иллюстрация ромашки с насекомыми.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов.

Ход занятия.

1.        Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Обратите внимание на гостей. Поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие на лесную полянку.
Для того чтобы оказаться там, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.

Воспитатель:

Итак… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
На весеннюю поляну мы с вами отправляемся…
(звучит спокойная музыка, выставляется весенняя поляна)
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)

2.        Основная часть.

Воспитатель 

Дети, вот мы с вами и оказались на весенней поляне.
Скажите, какое время года сейчас? А какой сейчас месяц?

Что изменилось в природе в апреле? (Солнце светит ярче, греет землю, растаял снег, появилась зелёная травка, на деревьях набухли почки, выросли маленькие листики, распустились цветы, прилетели птицы из тёплых стран, проснулись насекомые)
Каких насекомых вы знаете?

-  Ребята  сейчас вам загадают загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое, о котором говорится в загадке, положит его на цветы нашей полянки. Пусть она оживёт.

Слайд 5  

Загадки:

  1. Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.  (Комар)

Слайд 6

2.Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь. (Жук)

           Слайд 7

            На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион.  (Муравей).

Слайд 8

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.    (Бабочка)

Слайд 9

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

Слайд 10

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка.     (Кузнечик)

Слайд 11

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.  (Стрекоза)

Слайд 12

Одежды не шью,

А ткать всегда тку.  (Паук)

Слайд 13

Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт.  (Божья коровка)

Слайд 14

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.  (Муха)

- Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка!

Слайд 15 (Мнемотаблица)

Давайте, с вами поиграем в игру «выбери насекомое и расскажи о нем». Для этого вам нужно  выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по нему рассказ, следуя пунктам схемы, отвечать нужно полным ответом.  (Рассказывают 3 - 4 человека).

Слайд 16  Физкультминутка

Я большая стрекоза.

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

Работа в парах «Собери картинку и узнай, какое насекомое  спряталось»

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет  четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:

-жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- елка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, светлячок, саранча, кровать.

Игра «Назови ласково».

Комар – комарик,таракан – тараканчик, пчела - пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.

Слайд 17-24

  Зрительная гимнастика «Пчелка»

Игра «Изменялки».

Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов.

Пчела-пчёлы

Жук –жуки

Бабочка- бабочки

Муха- мухи

Стрекоза-стрекозы

Кузнечик-кузнечики

Ребята, посмотрите, на нашу полянку прилетели насекомые?

Прилетели на лужок, сели дружно все в кружок.

Сядем на пригорке.

Расскажем чистоговорки.

ЗА -ЗА - ЗА - вот порхает стрекоза.

ЧОК - ЧОК -ЧОК - по листу ползёт жучок.

ВЕЙ - ВЕЙ - ВЕЙ – прибежал к нам муравей.

Слайд 25

Увидели насекомые на поляне самую красивую и большую   ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ней. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.

Слайд 26 (иллюстрация ромашки с насекомыми)

- Какие насекомые уселись на ромашку?

- Давайте расскажем, кто, где находится?

Игра «Закончи предложение».

• Муравей сидит около… (цветка)

• Божья коровка ползёт по… (листу)

• Шмель спрятался под… (листом)

• Гусеница сидит на… (цветке)

• Бабочка порхает над… (цветком)

• Жук сидит под… (цветком)

• Стрекоза летает около… (цветка)

- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть, и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Слайд 27-30  Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)

  1. Итог занятия.

Воспитатель. Молодцы ребята вы очень много знаете о насекомых и отлично справились с заданиями. Давайте  вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии, каких насекомых называли, в какие игры играли, что вам понравилось делать больше всего.

Слайд 31    Рефлексия

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по предмету «Развитие речи» в подготовительной к школе группе.

Тема недели: «Насекомые».

Воспитатель: Шабунас Елена Владимировна

Цель.  Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи:

Образовательные.  Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя,  план - схему;  обучать образованию множественного числа существительных;учить образовывать существительные с использованием  уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Развивающие. Развивать познавательный интерес, память, внимание, словесно – логическое мышление.

Воспитывающие. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.

Были продуманны условия:

1. В группе проветрено, чисто.

2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.

3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Выбор структуры занятия.

Структура и содержание занятия  соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3 взаимосвязанных этапов: организационный момент;  повторение и практическое применение знаний полученных на прошлом занятии; подведение итогов.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей к деятельности. Детям было предложено путешествие на необычную поляну.

 В основной части, были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей.  Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию. Задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная. Также  использовала художественное слово, провела несколько дидактических игр, дети отгадывали загадки, проговаривали чистоговорку.

Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы, моральное поощрение.

Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Используемые формы и методы работы.

В ходе образовательной деятельности  использовала различные  методы и приемы:

1. Игровые:

- создание игровой ситуации;

- провела различные игры: «Загадки-отгадки»,  «Назови ласково»,  «Изменялки»,  « Закончи предложение?»,  «Кого не стало?».

2. Словесные:

- разговор, беседа;

- вопросы;

- использование художественного слова;

- напоминание, пояснение;

- педагогическая оценка.

3. Практические:

- выполнение различных заданий и упражнений.

4. Наглядные:

- демонстрация пособий;

- иллюстрационный материал.

Длительность занятия 30 минут, что соответствует нормам Сан Пина.

Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку.

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия. Занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

В ходе всей НОД, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально.

Анализируя, занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.

Список использованной литературы

Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 1982.

Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. СПб., 1998.

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на занятиях. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов и загадок. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Невская В.П. Речевые игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Дружинина М. Стихи для малышей в ласкательной форме. Серия «Читай-ка». М., 2010.