Дидактическая система Фрёбеля. Использование первого дара «Мячи на ниточках» для детей раннего возраста.
консультация по математике (младшая группа)
Задача данной статьи познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 751.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая система Фрёбеля.
Использование первого дара «Мячи на ниточках» для детей раннего возраста.
Воспитатель: Чудновская Г.А.
МБОУСОШ № 12
(структурное подразделение детский сад «Колобок»
ЗАТО г.Североморск
Пояснительная записка.
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Методы:
- Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат: Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
- групповая;
- подгрупповая.
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.
Я хотела бы поделиться с вами опытом применения в работе практического пособия «Дары Фрёбеля»
Поскольку раннее развитие ребенка сегодня очень актуально и во многих детских садах открываются группы для совсем маленьких детей.
Система воспитания по Ф.Фрёбелю известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Эта методика обучения и воспитания детей. Основанная на идеях немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, который считается основтелем детского сада.
По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
Основой «Даров Фрёбеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
Набор для занятий по методике Фрёбеля в игровой форме преподносит ребенку новые знания о видах фигур и цветах предметов, физических процессах, звуках, действиях. Ребенок подражает взрослым, выполняет задания и запоминает то, что увидел. Во время игры совершенствуется мелкая моторика.
В комплекте:
мячи каучуковые,
шнуровки с бусинами,
карточки с заданиями,
цилиндры,
кубики,
кирпичики,
шнурки,
методическое пособие.
Первый дар «шерстяные мячики» .Цветные мячики на ниточках- первый дар Фрёбеля модно использовать для детей раннего возраста, начиная с 2-3 месяцев.
Набор состоит из 7мячей (по цветам спектра) и размер должен соответствовать детской ладошке.
Использование первого дара Фрёбеля «Мяч на ниточке» я немного усовершенствовала под детей своей группы.
Когда я увидела Дары Фрёбеля, то сразу поняла, что могу связать такие же шарики. Но мне хотелось внести в них что-то свое. Например, у Фрёбеля шарики набиты мягким синтепоном. А я сделала разные наполнители: целлофановые пакеты, бумага, шарики мелкие и звенящие, крупы и т.д.
Так шарики получаются разными наощупь, вес, размер и звучание. Детям интересно определять, что там внутри, они жмут, трясут и прислушиваются.
В итоге в моей группе есть три контейнера с шариками.
Первый – с такими же мячиками на ниточке как у Фрёбеля. Используем его, как и предполагается по задумке самого автора.
Второй – шарики без петелек, связанные из разной пряжи и с разными наполнителями. С малышами их можно использовать для изучения звука, текстуры и веса. С детьми постарше используем для конструирования, потому что многие мячики набиты песком или гречневой крупой, из-за чего они легко ставятся друг на друга
Третий – шарики без петельки, сшитые из жгута. Они все одинаковые по цвету и размеру, но с разными шумовыми наполнителями. При играх с ними задача найти пару с одинаковым звуком.
стихи, для игр с дарами.
Возьмём мы шарик в руки
Помнем его чуть-чуть -
Услышать можем звуки
Во внутрь не заглянуть.
Какого шарик цвета?
На что же он похож?
Сожмем его в ладошках -
Пушок он или ёж?
Пройдётся этот шарик
По всей руке -наверх,
На горку заберется (на голову)
Приветствует он всех!
Затем он вниз сбегает, (по другой руке)
Друзей встречает тут (другие шарики)
За петельки цепляет
И образует круг.
Последовательность работы с мячиками Фрёбеля такова:
1.Знакомство – манипуляция с мячом (сжимание, подбрасывание, ловля и катание)
2.Знакомство с цветом: мы играем в такие игры как: «Найди мячик нужного цвета», «Какого мячика нет», « Цветные мячики» и тд
3.Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами):
«Мячик спит» -состояние покоя на горизонтальной поверхности
«Мячик катится с горы» -движения по горизонтальной поверхности и др.
4.Знакомство с направлениями движений : «пила» (движения вперед-назад)
«Скачут мячики»(вверх-вниз), «Я веселая лиса» (круговые движения вокруг себя) и тд
Помимо использования на занятиях мячи можно успешно применять при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы заместители в свободной деятельности детей в процессе игр.
Каждое занятие с мячами Фрёбеля с детьми сопровождается маленькими стихами, а по окончании игры исполняется песенка.
Результатом моей работы к концу учебного года у детей раннего возраста повысился уровень сенсорного развития в области восприятия формы, цвета, величины.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
- учим различать цвета,
- раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая: "Вперед - назад ", "вверх - вниз ", "вправо - влево ", знакомим ребенка с пространственными представлениями,
- показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: "Есть мячик - нет мячика ", малыш знакомится с утверждением и отрицанием,
- из мячиков можно выложить различные фигуры,
- дети любят носить их как бусы,
- игры: "Допрыгни", "Передача мяча", "Соединим и сделаем фигуры", "Поиграем в снежки", "Попади шариком в ведерко",
- можно изучать цвета радуги,
- применять в игре «Что пропало?»,
- использовать в НОД по развитию речи (синий, зеленый – согласные звуки, красный – гласный),
- применять в игре с заданными условиями (например, красный – присесть, зеленый – подпрыгнуть, желтый – хлопок, синий – поднять руки вверх),
- со старшими дошкольниками можно изучать ягоды сада и леса (таким образом, решается ряд задач: пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря признаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Первые шаги в окружающий мир». «Приобщение детей раннего возраста к основам социальной культуры»
Цель проекта – создание условия для приобщения детей к основам социальной культуры....

Собственная методическая разработка по теме "Сенсорное развитие". Конспект НОД "Прокати мячи в ворота" (для детей раннего возраста 1,5-2 года).
Собственная методическая разработка по теме:"Сенсорное развитие"( для детей раннего возраста 1,5-2 года)...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»
Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...

Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.Эта резкая смена условий може...

Родительское собрание в первой младшей группе по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Ладушки».Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"...

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию...

Картотека игр с мячом Су- Джок для детей раннего возраста
Картотека игр с массажными мячиками для детей раннего и дошкольного возраста «ЧЕРЕПАХА»О...




