Дидактическая система Фрёбеля. Использование первого дара «Мячи на ниточках» для детей раннего возраста.
консультация по математике (младшая группа)

Чудновская Гульфия Андреевна

Задача данной статьи познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;

сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx751.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая система Фрёбеля.

Использование первого дара «Мячи на ниточках» для детей раннего возраста.

C:\Users\Хозяйка\Pictures\7RXr9wuz5QAzELeHtt4hVftVIGptaTpzVaNZ_FRjLAIaeLH_MwnMEK_fXtc8w0Qi2oOflpJVahWGbW8xRJ3BvTEy.jpg

                                                   Воспитатель: Чудновская Г.А.

МБОУСОШ № 12

 (структурное подразделение  детский сад «Колобок»

                                               ЗАТО г.Североморск

Пояснительная записка.

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Задачи:

  • познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
  • сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
  • вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
  • показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Методы:

  • Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Ожидаемый результат: Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Формы организации:

  • групповая;
  • подгрупповая.

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.

Я  хотела бы  поделиться с вами опытом применения в работе практического пособия «Дары Фрёбеля»

Поскольку раннее развитие ребенка сегодня очень актуально и во многих детских садах открываются группы для совсем маленьких детей.  

        Система воспитания по Ф.Фрёбелю известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Эта методика обучения и воспитания детей. Основанная на идеях немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, который считается основтелем детского сада.

По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.

Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.   Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).


     Основой «Даров Фрёбеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.
     Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.

Набор для занятий по методике Фрёбеля  в игровой форме преподносит ребенку новые знания о видах фигур и цветах предметов,  физических процессах, звуках, действиях. Ребенок подражает взрослым, выполняет задания и запоминает то, что увидел. Во время игры совершенствуется мелкая моторика.

В комплекте:

мячи каучуковые,

 шнуровки с бусинами,

 карточки с заданиями,

 цилиндры,

 кубики,

 кирпичики,

 шнурки,

 методическое пособие.

Первый дар «шерстяные мячики» .Цветные мячики на ниточках- первый дар Фрёбеля модно использовать для детей раннего возраста, начиная с 2-3 месяцев.

Набор состоит из 7мячей (по цветам спектра) и  размер должен  соответствовать  детской ладошке.

Использование первого дара Фрёбеля «Мяч на ниточке» я немного усовершенствовала под детей своей группы.

Когда я увидела Дары Фрёбеля, то сразу поняла, что могу связать такие же шарики. Но мне хотелось внести в них что-то свое. Например, у Фрёбеля шарики набиты мягким синтепоном. А я сделала разные наполнители: целлофановые пакеты, бумага, шарики мелкие и звенящие, крупы и т.д.

Так шарики получаются разными наощупь, вес, размер и звучание. Детям интересно определять, что там внутри, они жмут, трясут и прислушиваются.

В итоге в моей группе есть три контейнера с шариками.

Первый – с такими же мячиками на ниточке как у Фрёбеля. Используем его, как и предполагается по задумке самого автора.

Второй – шарики без петелек, связанные из разной пряжи и с разными наполнителями. С малышами их можно использовать для изучения звука, текстуры и веса. С детьми постарше используем для конструирования, потому что многие мячики набиты песком или гречневой крупой, из-за чего они легко ставятся друг на друга

Третий – шарики без петельки, сшитые из жгута. Они все одинаковые по цвету и размеру, но с разными шумовыми наполнителями. При играх с ними задача найти пару с одинаковым звуком.

 стихи, для игр с дарами.

Возьмём мы шарик в руки
Помнем его чуть-чуть -
Услышать можем звуки
Во внутрь не заглянуть.
Какого шарик цвета?
На что же он похож?
Сожмем его в ладошках -
Пушок он или ёж?
Пройдётся этот шарик
По всей руке -наверх,
На горку заберется (на голову)
Приветствует он всех!
Затем он вниз сбегает, (по другой руке)
Друзей встречает тут (другие шарики)
За петельки цепляет
И образует круг.

Последовательность работы с мячиками Фрёбеля такова:

1.Знакомство – манипуляция с мячом (сжимание, подбрасывание, ловля и катание)

2.Знакомство с цветом: мы играем в такие игры как: «Найди мячик нужного цвета», «Какого мячика нет», « Цветные мячики» и тд

3.Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами):

«Мячик спит» -состояние покоя на горизонтальной поверхности

«Мячик катится с горы» -движения по горизонтальной поверхности и др.

4.Знакомство с направлениями движений :  «пила» (движения вперед-назад)

    «Скачут мячики»(вверх-вниз), «Я веселая лиса» (круговые движения вокруг себя) и тд

        Помимо использования на занятиях мячи можно успешно применять при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы заместители в свободной деятельности детей в процессе игр.

Каждое занятие с мячами Фрёбеля  с детьми сопровождается маленькими стихами, а по окончании игры исполняется песенка.

Результатом моей работы  к концу учебного года у детей раннего возраста повысился уровень сенсорного развития в области восприятия формы, цвета, величины.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

   

-  учим различать цвета,

-  раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая: "Вперед - назад ", "вверх - вниз ", "вправо - влево ", знакомим ребенка с пространственными представлениями,

-  показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: "Есть мячик -  нет мячика ", малыш  знакомится с утверждением и отрицанием,

- из мячиков можно выложить различные фигуры,

 - дети любят носить их как бусы,

-  игры:  "Допрыгни", "Передача мяча", "Соединим и сделаем фигуры", "Поиграем в снежки", "Попади шариком в ведерко",

- можно изучать цвета радуги,

- применять в игре «Что пропало?»,

- использовать в НОД по развитию речи (синий, зеленый – согласные звуки, красный – гласный),

- применять в игре с заданными условиями (например, красный – присесть, зеленый – подпрыгнуть, желтый – хлопок, синий – поднять руки вверх),

- со старшими дошкольниками можно изучать ягоды сада и леса (таким образом, решается ряд задач: пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря признаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия

C:\Users\Хозяйка\Pictures\VuXKJocBjMnqa2WkMisF3vbxgGMbaHDycBwAr3GBpjsS6OFMZir8ZFUyl5cbEQtx_NkDCzYVu6QmODZXGIbq236d.jpgC:\Users\Хозяйка\Pictures\mq9nLsZwUehLEB2C__vRziT8w2aqUnilCcZfoKfvR_nMmKS1nnDBuOLyheHKcLkA0wBbvbYOgrXje47pLQfqKqqZ.jpg

C:\Users\Хозяйка\Pictures\jnlfaUczKlob0m1ctsIm6qsne_TRpUZj33tv-3I5Afkn5KjByPjttLx1WWB6QoFa0TSjBuA1pbFOY46aDQcqb2qE.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Первые шаги в окружающий мир». «Приобщение детей раннего возраста к основам социальной культуры»

Цель проекта – создание условия для приобщения детей к основам социальной культуры....

Собственная методическая разработка по теме "Сенсорное развитие". Конспект НОД "Прокати мячи в ворота" (для детей раннего возраста 1,5-2 года).

Собственная методическая разработка по теме:"Сенсорное развитие"( для детей раннего возраста 1,5-2 года)...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...

Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.Эта резкая смена условий може...

Родительское собрание в первой младшей группе по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Ладушки».Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"...

Картотека игр с мячом Су- Джок для детей раннего возраста

Картотека игр с массажными мячиками для детей раннего и  дошкольного возраста                         «ЧЕРЕПАХА»О...