Конспект коррекционного занятия для детей с ОВЗ с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шутова Ирина Юрьевна

Конспект логопедического занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи III уровня) с использованием дидактического пособия «Дары Фрёбеля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи III уровня) с использованием дидактического пособия «Дары Фрёбеля»

Автор-составитель:

Шутова Ирина Юрьевна

Учитель – логопед

МАДОУ «Детский сад № 418» г. Перми.

Возраст: 5-6 лет

Продолжительность занятия: не более 25 минут

Необходимое оборудование: дидактическое пособие «Дары Фрёбеля», картинки предметов по лексической теме.

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с  использованием  дидактического пособия «Дары Фрёбеля»

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. активизировать словарь [дары, геометрические тела, шар, цилиндр, куб, прилагательные: красный, фиолетовый, зеленый, обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «транспорт»]
  2. совершенствовать грамматический строй речи, развивать умения правильно использовать предлоги с существительными..
  3. формировать дифференцированное дыхание (вдох носом, выдох через рот);
  4. совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
  5. развивать умение координировать речь с движениями.

Образовательно-развивающие:

  1. формировать сенсорных эталонов,
  2. развивать мелкую моторику рук,
  3. развивать связную речь,
  4. развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Примечание: количество упражнений в занятии может варьироваться в зависимости от актуального уровня речевого развития детей, сложности нарушения, сроков коррекционной работы.

Организационный момент (3-4 мин):

Дети заходят в кабинет учителя-логопеда, на столе лежат Дары Фрёбеля, что заинтересует детей своим разнообразием, логопед спрашивает у детей

- Дети, интересно ли вам познакомиться с этими «игрушками»?

Дети: - Да!

Логопед объясняет, что данные игрушки называются дарами и дает возможность потрогать каждому ребенку «первый дар».

Рис.1. Изображение «первого дара» Ф.Фрёбеля.

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторки.

Логоритмическое упражнение № 1  «Бусы для мамы» (без музыки)

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

Дар «№11». Цилиндры, шары, кубы разного цвета и шнурок для нанизывания.

Бусинки мы собираем,

Чтоб подарок сделать маме.

Синие как васильки,

Красные как огоньки,

Желтые как солнышки,

Зеленые – горошинки.

Мамочку порадуем,

Подарочком обрадуем.

Нанизывают бусины на шнурок, в соответствии с текстом по цвету.

Рассматривают бусы, примеряют.

После упражнения учитель-логопед повторяет цвета бусин.

  1. Игры и упражнения на развитие дыхания.
  • Игра «Кто дальше?»

Цель: развитие направленной воздушной струи.

Дидактический материал: Первый дар Ф.Фрёбеля (разноцветные текстильные мячики)

Задача: Дети дуют на мячики, у каждого мячик своего цвета. Необходимо задуть мячики в коробочку. Побеждает тот, кто быстрее задует мячик в коробочку.  Игру можно повторить 2-3 раза.

Примечание: Логопед обращает внимание на правильность выполнения упражнения, точность направления воздушной струи, поддерживает детей.

  1. Логоритмическое упражнение № 2 «Разноцветные клубочки»

(с музыкой)

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

«Дар Фрёбеля» № 1

Мы клубочки в руки взяли

И немного покатали

Красный, жёлтый, голубой

Выбирай себе любой.

Жёлтый мы клубок возьмём

И тихонечко сожмем

Пальчикам ты помоги

И сильней клубок сожми

Мы возьмём клубочек красный

До чего же он прекрасный

Будем мы его катать

Будем пальцы разминать

Покатай вперед-назад

Каждый пальчик будет рад.

Мы клубок зелёный взяли

Как по травке побежали

Мы бежали и бежали

Наши пальчики устали.

Голубой клубочек взяли

За веревочку подняли

Будем мы его качать

За веревочку держать

Всё, клубочек накачался, фиолетовый остался

С фиолетовым клубочкам

Мы поскачем как по кочкам

Прыг да скок, прыг да скок

Вот такой у нас клубок

Мы с клубочками играли

Их по цвету выбирали

Наигрались от души

Все клубочки хороши

катаем клубочки между ладошками

сжимаем в каждой ладошке по очередь.

сжимаем сильнее в каждой ладошке по очереди.

катают клубочек по столу каждой ладошкой по очереди.

катают клубочек по столу вперед-назад.

«шагают» пальчиками по клубочку каждой рукой по очереди.

ребенок поднимает клубочек за веревочку

ребенок по очереди каждой рукой раскачивает клубочек за веревочку.

ребенок перекидывает клубочек из ладошки в ладошку.

ребенок перекидывает клубочек из ладошки в ладошку.

складываем клубочки в коробку

  1.         Игры и упражнения на развитие слогового анализа слова.
  • Упражнение «Разные слова»

Цель: развитие навыков слогового анализа слов, мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Дидактический материал: двенадцатый дар Ф. Фрёбеля (мозаика и шнуровка)

Рис. 4. Изображение «двенадцатого дара Ф.Фрёбеля»

Взрослый проговаривает слова с разной слоговой структурой, а ребенок выкладывает количество фишек на поле мозаики в соответствии с количеством слогов в слове. Например, тема «Фрукты»: «Сок» – один слог - одна зеленая фишка, «Ки-ви», «Ба-нан», «Пер-сик», «Ли-мон», «Гру-ша» – два слога, две красные фишки, «Аб-ри-кос», «Ман-да-рин»,

«А-на-нас» – три слога – три синих фишки, «А-во-ка-до» - четыре слога – четыре  жёлтые фишки.

Примечание: Логопед контролирует правильность произношения слов, в случае затруднений у ребенка в определении количества слогов в слове, предлагает прохлопать, простучать.

  1. Логоритмическое упражнение № 3 «Кораблик»

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

«Дар № 12». Мозаика со шнуровкой.

Мы мозаику собираем

И картинки составляем

Фишки синие возьмем и кораблик соберем

Под корабликом в воде, рыбки красные на дне

Фишки красные мы взяли, в море рыбки плавать стали

А из белых фишек ты, облака скорей сложи

Чтобы солнышко собрать- желтые нам надо взять


Чтоб кораблик плыл быстрее,

парус сделаем скорее

Дунет сильный ветерок наш кораблик поплывет.

ребенок выкладывает изображение кораблика по образцу

ребенок выкладывает изображение рыбок по образцу.

ребенок выкладывает изображение облаков по образцу

ребенок выкладывает
изображение солнца по образцу

ребенок выкладывает изображение паруса по образцу.

Ребенок дует на кораблик

  1. Логоритмическое упражнение № 2 «Строим дом»

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

«Дар № 4» Куб из брусков.

Чтобы нам построить дом

Мы кирпичики возьмём

Друг на друга будем ставить

Чтобы этажи составить

Вот окошко, вот балкон

Прочный дом со всех сторон

Посчитаем этажи

Сколько их? Скорей скажи...

На верху поставим крышу

На неё трубу повыше

У трубы посадим кошку

И цветы в горшке в окошке

Получился дом отличный

Деревянный, не кирпичный

Позовем скорей гостей

Дом открыт для всех друзей

ребенок ставить бруски один на другой - строит дом

ребенок считает этажи, показывая каждый пальцем

ребенок называет количество этажей

ребенок строит крышу

ребенок строит трубу

на крыше размещается игрушку для обыгрывания

показывает жест «Во!»

Логопед задает вопросы после упражнения, отрабатывая грамматический строй с использованием предлогов.

- Где сидит сидит кошка? (около дома, за домом, перед домом, справа от дома, слева от дома).

Примечание: Логопед контролирует правильность произношения звуков, слов с разными звуками.

Итог занятия.

Логопед спрашивает у детей, что им запомнилось больше всего? Что было сложно для них? Что понравилось на занятии? Упражнение с каким даром им запомнилось больше всего?

 

Примечание: если время остается, то логопед может предложить детям повторить упражнение или игру, которые им больше всего понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во II младшей группе «Знакомство со светофором»

Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со свето...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе "Транспорт"

конспект занятия по теме "Транспорт" для детей с нарушением зрения в старшей группе...

Конспект коррекционного занятия для детей с ЗПР старшего возраста по теме «Лунтик на стройке»

   Уточнение и расширение запаса представлений о профессиях на стройке, инструментах....

Конспект коррекционного занятия для детей по теме «Транспорт»

конспект Конспект коррекционного занятия для детей   по теме «Транспорт»...

Конспект коррекционного занятия для детей с ОНР (4-5 лет) по теме: "Огород. овощи"

Конспект поможет воспитателям интересно, в игровой форме  провести коррекционное занятие с детьми с общим недоразвитием речи в средней группе детского сада....

Конспект музыкального занятия для детей средней группы с применением здоровьесберегающих технологий «Приключения Колобка»

Конспект музыкального занятия для детей средней группы с применением здоровьесберегающих технологий «Приключения Колобка» Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкол...