Сценарий организации культурной практики "История о том, как мы смогли помочь детям" (игры с предлогами "к", "от").
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Данный сценарий организации культурной практики предназначен для  детей с тяжёлыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности, в котором посредством создания реально-практической ситуации дети закрепляют знания о предлогах "к", "от".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий организации культурной практики  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «История о том,  как мы смогли помочь детям» (игры с предлогами «к», «от»).

Цель: развитие  диалогической речи  посредством создания реально-практической ситуации общения ребёнка со взрослыми.

Задачи:

коррекционно-образовательные: создать условия для организации реально-практической ситуации общения  ребёнка со  взрослыми, учить ребёнка действовать в рамках  созданного алгоритма;

коррекционно-развивающие: развивать самостоятельную  активность  детей;        

коррекционно-воспитательные: формировать универсальные культурные навыки  при взаимодействии со  взрослым  и сверстниками (сотрудничество, взаимопомощь, доброжелательность, ответственность).

Предварительная работа: знакомство со значением предлогов   «к», «от» (в старшей группе предлог называем «маленьким словом»), графическим обозначением предлогов «к», «от», практические игры и речевые упражнения с данными предлогами.

Ход сценария

1.Создание проблемной ситуации.

Дети входят в группу, в которой  гости разместились группами за тремя  столами.

Логопед: Ребята, сегодня у нас в группе гости. Поприветствуйте гостей. Наши гости работают  в детском саду. У них к нам есть просьба.

Первый гость: Ребята, дети в моей группе  не умеют  различать маленькие слова «к», «от». Вы смогли бы мне помочь?

Второй гость: Моим детям тоже нужно научиться различать маленькие слова «к», «от». Поможете?

Третий гость: Пожалуйста, помогите  моим ребятам научиться различать маленькие слова «к», «от».

2.Целевая установка.

Логопед: Вы хотите помочь детям? Сможете?  Чего не умеют делать дети?

3.Мотивирование к деятельности.

Логопед: Как мы можем помочь?  Правильно, мы придумаем игры с маленькими словами «к», «от». Согласны? Присаживайтесь на стулья.

Дети садятся на стулья, которые расположены полукругом, в центре полукруга стоит стол с оборудованием.

4.Проектирование решений проблемной ситуации.

Логопед: Сколько игр нам  нужно придумать?  (три игры) Прежде чем мы приступим к работе, давайте  уточним, что мы знаем о маленьких словах. Что мы знаем  о маленьком слове «к»? Что мы знаем о маленьком слове «от»?

(Приблизительный ответ детей: «Маленькое слово «к» появляется в речи тогда,

когда один предмет приближается к другому предмету. Маленькое слово «от»

появляется в речи тогда, когда один предмет удаляется от другого предмета»).

5.Выполнение действий (заданий).

  • Игра №1 «Кубик».

Логопед показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы графические схемы предлогов «к» (               ),  «от» (                ) .

Логопед: Что это? Что вы можете сказать об этом кубике? Какие слова зашифрованы в этих схемах? Какую игру можно придумать с этим кубиком? Обсуждение вариантов (если дети дают неполный вариант, например, нужно бросить кубик, логопед проигрывает его и совместно выясняется, что задание было неполным, подбирается полный  вариант).

Итоговый вариант: Тот, у кого кубик, бросает его, называет маленькое слово и подбирает к нему слово-предмет. Как можно назвать нашу игру? (Приблизительные варианты: «Игра с кубиком», «Кубик бросай, слова подбирай») Поиграем?

Дети играют в игру.

  • Игра №2  «Лото».

Логопед показывает детям 2 поля, на одном в центре нарисована схема предлога «к», на другом – схема предлога «от», и  набор сюжетных картинок (Аист подлетает к гнезду. Аист отлетает от гнезда. Улитка подползает к грибу. Улитка отползает от гриба. Девочка подходит к дереву. Мальчик отходит от дерева. Кошка подкрадывается к мышке. Мышка убегает от кошки. Автобус подъезжает к остановке. Автобус отъезжает от остановки. Кит подплывает к острову. Кит отплывает от острова.)

Логопед: Что это? Какую игру можно придумать, если у нас есть 2 поля с маленькими словами «к»,  «от» и  набор  картинок.

Обсуждение вариантов (проигрывать недостоверные варианты, чтобы дети могли понять, что их задание продумано не до конца).

Итоговый вариант: Если в предложении будет маленькое слово «к», картинку нужно положить на поле с маленьким словом «к». Если в предложении будет маленькое слово «от»,  картинку нужно положить  на поле с маленьким словом «от». Как можно назвать нашу игру? (Приблизительные варианты: «Лото», «Разложи картинки») Поиграем?

Дети играют в игру.

  • Игра №3 «Составь предложение».

Логопед показывает детям прямоугольник с 4 свободными прозрачными кармашками, набор предметных картинок (Буратино, Мальвина, Дюймовочка, ласточка, Лиса (сказочная), Журавль (сказочный), Маша, медведь, яблоня, Алёнушка, Карлсон, Малыш), схемы предлогов «к», «от»,   стрелка, обозначающие слово-действие (   ).

1                2             3             4


Логопед: Что это?  Какую игру можно придумать, если у нас есть 4 кармашка, набор

картинок, слово-действие  и схемы маленьких слов «к», «от»?

Обсуждение вариантов.

Итоговый вариант: Составьте предложение их четырёх слов, используя набор картинок и схем. Выберите картинки, которые подойдут к вашему предложению. Вставьте их в кармашки и составьте предложение по модели.  Как можно назвать нашу игру? Приблизительные варианты: «Составь предложение», «Думай и составляй» и др.) Поиграем?

Дети играют в игру.

  • Составление алгоритма дальнейших действий.

Логопед: Игры придуманы? Мы уже помогли детям? Как будем действовать дальше?  

Обсуждение и выведение алгоритма действий:

1.Берём игру и идём к гостям.

2.Рассказываем об игре: название  и правила игры.

3.Отвечаем на вопросы и возвращаемся на место.

Во время обсуждения нацеливать детей на выполнение   порядка действий в точной придуманной последовательности, можно задавать уточняющие  вопросы: «Взяли игру, отдали и ничего не сказали? Объяснили правила игры и остались с гостями?»

  • Самостоятельная деятельность детей.

Логопед: Кто сможет объяснить правила игры «Кубик»?  

Логопед вручает ответившему ребёнку игру.  

Логопед: Настя, выбери себе трёх друзей, и  вместе отправляйтесь объяснять гостям игру. Уважаемые гости, поднимите руку, кому нужна для детей игра с кубиком?

Группа детей  подходит к гостям и объясняет им  правила игры.

Логопед: Кто сможет объяснить правила игры «Лото»?

Логопед вручает ответившему ребёнку игру.  

Логопед: Ангелина, выбери себе трёх друзей, и вместе  отправляйтесь объяснять гостям игру «Лото». Уважаемые гости, кому нужна данная игра?

Группа детей  подходит к гостям и объясняет им  правила игры.

Логопед: Кто сможет объяснить правила игры «Составь предложение»?

Логопед вручает ответившему ребёнку игру.  

Логопед: Рома, выбери себе трёх друзей,  и вместе отправляйтесь объяснять гостям игру «Составь предложение». Уважаемые гости, кому нужна эта  игра?

Группа детей  подходит к гостям и объясняет им  правила игры.

Логопед не вмешивается в процесс общения детей и взрослых, ждёт, когда дети объяснят правила и вернутся на свои места. Во время диалога гости задают уточняющие вопросы детям. Дети стараются на них отвечать.

6. Анализ результатов деятельности.

Дети сели на свои места.

Логопед: Уважаемые гости,  вы поняли правила игры? Вам помогут наши игры? Как?

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Логопед: Мы смогли помочь  детям?  Как мы помогли детям? Почему нам удалось придумать три игры? Какие знания нам помогли это сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....

Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.

Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Помощь детям Играй - города"

В занятии использованы разнообразные виды деятельности, способствующие познавательной активности детей. Действие происходит в сказочном Играй-городе....

Сценарий организации культурной практики "История о том, как мы помогли воспитателю" (игры с гласными звуками).

Данный сценарий культурной практики предназначен для детей с тяжёлыми нарушениями старшей группы компенсирующей направленности. "История о том, как мы помогли воспитателю" развивает коммуник...

Сценарий организации культурной практики «трудовая деятельность»

Сценарий организации культурной практики  «трудовая деятельность»Цель: включить детей в самостоятельную трудовую деятельность, используя игровую мотивациюОборудование:  шарик, на...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...