Использование Электронных средств обучения в работе логопеда по средствам логопедического тренажёра «Дэльфа-142.1»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Соболева Александра Егоровна

Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка и коммуникации. Дети с ОВЗ зачастую не могут построить  диалог,  задавать вопросы,  допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazher.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Электронных средств обучения  в работе логопеда по средствам логопедического тренажёра «Дэльфа-142.1»

 

В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса в обществе:

  • Усложнение научно – технического прогресса, компьютеризация всех  процессов;
  • Увеличение количества детей с нарушениями речи, усложнение этих дефектов.

Соответственно значимость логопеда в коррекционно-развивающей деятельности становится все больше, при этом его роль  качественно меняется. Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка и коммуникации. Дети с ОВЗ зачастую не могут построить  диалог,  задавать вопросы,  допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях, они замыкаются  в себе или отвлекаются, что приводит к снижению коммуникации.

Не редко проблемы детей с нарушениями речевого развития усугубляются тем, что они имели в своей практике отрицательный опыт общения. Этот опыт может сдерживать последующие речевые контакты,  что  ещё больше сдерживает развитие речи. Для продуктивной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить потребность вербального общения.  Важное значение  в этом имеет положительный эмоциональный фон занятий, который помогает создать логопедический тренажёр. Принципы построение заданий вы видите на экране.  Игровые методы, спокойный темп, неограниченное количество повторений – снижают стресс в обучении тем или иным навыкам. Наличие нескольких уровней сложности  позволяют ребёнку даже с очень ограниченными речевыми способностями справиться с упражнениями и перейти к более сложному уровню.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании давно стало обычным  явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет педагогу решать разнообразные задачи.

Цель логопедического тренажера: использование информационных компьютерных технологий для оптимизации и  повышения эффективности логопедических коррекционных занятий.

     С помощью логопедического тренажёра «Дэльфа -142.1» можно решать следующие  коррекционные (логопедические) задачи вы их видите на слайде.

Кроме того, тренажёр позволяет:

-ввести игровые моменты в коррекционный процесс;

-многократно дублировать необходимый тип упражнений;

-работать на разных уровнях сложности;

-развивать ВПФ (высшие психические функции) ребёнка на логопедических занятиях.

Требования к организации занятий  с использованием тренажёра.

  1. Внимательно изучить инструкцию к тренажёру и поработать в различных режимах, чтобы осознанно предлагать ребёнку то или иное задание.
  2. Несколько минут рассмотрите с ребёнком экран, покажите, как работает программа, покажите, что происходит после правильного выполнения задания.
  3. Педагог объясняет ребёнку, какие задачи они будут решать в ходе выполнения заданий. Логопед самостоятельно выбирает то количество заданий, которое будет выполнять конкретный ученик. Этот выбор может быть продиктован индивидуальными качествами ребёнка (его усидчивостью, утомляемостью, скоростью протекания нейродинамических процессов и т.д.) или логикой проведения занятий.
  4. Согласно действующим санитарно-эпидемиалогическим нормам которые вступили в силу с января 2021г, согласно  пункту 2.10.2 занятия на компьютере с дошкольниками 5-7 лет могут проводиться по 5-7минут. Занятие с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
  5. Согласно пункт 2.4.5 минимальная диагональ ЭСО составляет для монитора персонального компьютера и ноутбука- не менее 39,6 см, планшета 26,6 см расстояние. Недопустимо, чтобы за компьютером  одновременно занимались  более одного ребёнка. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.

Сначала при знакомстве с новым материалом тренажёр может выступать как элемент первичного закрепления  языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажёр может быть использован как элемент разминки, способ включения ребёнка в задание или для активизации и повторения изученного материала.

Знакомство ребёнка с компьютером, как правило, начинается с компьютерных игр. Такие авторы, как Е.В.Гуляева, Ю.А.Соловьёва, Л.А. Венгер,  А.Л.Венгер отмечают, что использование компьютерных игр  для развития дошкольников имеет ряд достоинств. Яркая, красочная  информация на мониторе, которая сопровождается различными эффектами,  очень привлекательна для ребёнка и повышает его интерес. Это позволяет с лёгкостью отрабатывать навыки, которые требуют монотонного повторения. Л.А.Венгер рассматривая компьютерные игры в целом как позитивный фактор развития дошкольников, призывает не воспринимать их как волшебную палочку, которая за час игры сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ним со стороны взрослых. Только тогда эти занятия могут дать эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронной книги в работе учителя-логопеда

Из опыта работы - использование электронной книги га логопедических НОД...

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1

Опыт работы по теме: Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и  повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для дет...

Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...