ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по теме
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(из опыта работы МБДОУ детский сад №411
комбинированного вида г.Самара)
В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования. Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослый человек. Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу.
Информационные технологии оказывают влияние на игры и учение дошкольников, поскольку неизбежно оказывают воздействие на людей и среду, в которой происходит повседневная жизнь и обучение детей младшего возраста.
Технологизация современного общества ставит перед педагогическим сообществом необходимость интеграции в образовательный процесс информационные ресурсы, рассмотрения информационных технологий как важную составляющую современного учебного процесса.
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.
Практика показала неоспоримые преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для дошкольников:
- фактор привлекательности, движение, звук, цвет способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме;
- новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения;
- повышается уровень познавательных возможностей;
- реализуется индивидуальное обучение;
Практическая манипуляция облегчает процесс познания и запоминания.
Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Для проведения групповых занятий с использованием ЭОР под руководством педагога следует объединить детей не более 8–10 человек приблизительно одного возраста.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие педагога с одним ребенком и позволяет построить индивидуальную программу развития дошкольника с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Такую форму работы целесообразно использовать для детей с особенностями в развитии (например, речевые нарушения).
Методы обучения дошкольников с использованием ИКТ можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.
В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний выделяют: метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.
Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка.
По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей. Учитываются своеобразие и особенности организационной формы коррекционно-образовательного процесса: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных . Наглядный и дидактический материал компонуется исходя из особенностей конкретной группы, темы, и направлено на достижение максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Специалисты разделяют компьютерные игровые средства, применяемые на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях на несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление, внимание и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие навыки счета и чтения;
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка
-развивающие ориентировку в окружающей действительности.
Для реализации поставленных задач используются средства, которые можно разделить на:
- Аудиальные (CD диски);
- Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации).
- Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.).
В дошкольном учреждении используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:
•ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
• учебные электронные издания на CD, приобретаемые педагогами для комплектации медиатек;
• ресурсы, разработанные педагогами.
Использование в коррекционной работе, образовательном процессе КИС, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
С целью мониторинга результатов применения ИКТ в образовательном процессе с детьми раннего возраста, мы использовали методику «Уровни сформированности познавательного интереса» (Г.В.Репкиной, Е.В. Зайки). Данная методика позволяет определить динамику развития познавательного интереса у детей по 6 уровням.
Наблюдение за детьми свидетельствуют о том, что интерес детей заметно повышается во время НОД с применением ИКТ и их самостоятельной деятельности. Это же показали и результаты первичной и повторной диагностики. Следует подчеркнуть, что дети не достигают высоких уровней в силу своих возрастных особенностей. Однако положительная динамика развития познавательного интереса наблюдается. Детей с отсутствием интереса снизился на 65 %, любопытных детей стало на 34 % больше. Устойчивый познавательный интерес появился у 20 % воспитанников и обобщенного познавательного интереса нет ни у кого.
Так же использование ИКТ на практике позволяет избегать реакций пассивного протеста, которые могут возникать в силу особенностей развития детей с ОВЗ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ и КИС помогает педагогам решить конкретную образовательную задачу, повысить мотивацию дошкольников.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Педагог может подбирать электронные образовательные ресурсы к занятию на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Результатом формирования информационно-коммуникационной среды дл педагога будет:
- информационная среда ДОУ существенно повышает мотивацию педагогов к использованию ИКТ, снижает трудоемкость работы при подготовке и проведении образовательной деятельности;
- обеспечивает простое и естественное планирование с использованием ИКТ и ЭОР и других фрагментов образовательного процесса (например, проектов);
- обеспечивает поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, мониторинг достижений; размещение и создание ЭОР;
- позволяет изменить роли воспитателя (поддержка учебного процесса и его координация) и воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
- дает возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения;
- расширяет возможности повышения квалификации педагогов и диссеминации педагогического опыта, используя возможности образовательных порталов, дистанционной формы обучения;
- дает возможность участия в профессиональных конкурсах различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
- дает возможность создания электронного портфолио педагога (в форме индивидуальной web – страницы, сайта педагога).
для детей:
- изменение роли воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
- переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
- создает мотивацию процессу обучения на более высоком уровне;
- позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
- ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, у детей снижается негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слов;
- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
- активизирует познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
- способствует тренировке психических процессов дошкольника;
- способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
- уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
- повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, не более 10 мин. занятие и не чаще 3-х раз в неделю.
Вывод
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Литература:
1.Безека С.В. PowerPoint 2007 Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. – Владимир, 2008.
2. Вренева Е. Мультимедийные технологии// Дошкоьное воспитание - № 12 – 2010.
3. Чулкова А.В. Разработка инновационных образовательных проектов: уч.-метод. Пособие. – Волгоград: Перемена, 2002.
4. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shola/interaktinye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa – интерактивные формы учебного процесса.
5. http://mamochki-detishki.ru/interaktivnye-igry-dlya-dochkolnikov/- интерактивные игры для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе ДОУ»
Использование электрнных образовательных ресурсов в образовательном процессе ДОУ...
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
Дорогие коллеги!Все мы пользуемся различными интернет-ресурсами. Хочу представить вашему вниманию мою подборку использемых образовательных источников. Надеюсь, кому-то будет полезна эта информация....
АНАЛИЗ использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе с детьми раннего возраста
В современном мире информационные технологии прочно вошли в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Интернет изменил трудовую мою деятельность воспитателя: он помог мне сделать уч...
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе:
Образовательные областиЭОР"Социально-коммуникативное развитие" http://forum.sch«Новая школа»http://www.7ya.r/ «7я.ру»https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej...
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе:
Перечень ЭОРКаталог интернет-ресурсовРазделыОбразовательные сайтыМетодические ресурсы для воспитателя ДОУКаталоги библиотек. Электронные библиотекиЭнциклопедии, словари, справочникиСайты детских...
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в ДОУ
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного педагога. Крайне сложно вести образовательную деятельность в соо...
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: «Огород.Овощи»
Данная презентация является демонстрационным материалом для проведения НОД по лексической теме "Огород.Овощи".Посмотреть презентацию можно по ссылке:https://docs.google.com/file/d/1RIdTUKEJd...