Презентация "Дифференциация нарушений звукопроизношения при алалии и дизартрии"
презентация по логопедии

Сейидова Елена Владимировна

В презентации О.Б. Сизовой  описаны виды нарушения звукопроизношения при алалии и дизартрии. а также принципы и приёмы формирования звуковой стороны речи у детей, имеющих эти нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dizartriya-alaliya.pptx58.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация нарушений звукопроизношения при алалии и дизартрии: зависимость приемов коррекции от механизма нарушения Ольга Борисовна Сизова osizova@yandex.ru

Слайд 2

Нарушения звукопроизношения и языковая система искажения и стабильные замены целевых артикуляций НЕ оказывают существенного влияния на лексико-грамматический строй речи несистематические замены или персеверации и перестановки звуков влекут за собой особенности формирования языковых систем структура произносительных нарушений непосредственно проецируется на структуру отклонений в лексико-грамматическом строе языка.

Слайд 3

Коррекция искажений звукопроизношения (дизартрия, сниженный тонус) Задача: укрепление мышц Боковой сигматизм : укрепление мышц пораженной стороны Тест на «хлюпанье» и направление девиации языка→ определяем сторону поражения Щелкать/цокать пораженной стороной языка (зрительный контроль у зеркала) «Орешек»: бОльшее количество движений в сторону, ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ стороне повреждения Атонична левая сторона → 1 орешек влево и 2 вправо, 2 влево и 3 вправо, 2 влево и 4 вправо

Слайд 4

Коррекция искажений звукопроизношения (дизартрия, сниженный тонус) Формирование произношения Р Подъем языка (артикуляционные упражнения на ориентировку в координатах ротовой полости) Укрепление кончика языка щелкать щелкать с присасыванием всей поверхности языка к небу «»орешек» симметрично с 2 сторон + с преодолением сопротивления пальцу, приставленного к щеке снаружи

Слайд 5

Коррекция искажений звукопроизношения (дизартрия , повышенный тонус) Задача: расслабить мышцы артикуляционными упражнениями (самомассаж) «Печем пироги»: разминаем язык («тесто») губами , произнося ПА-ПА-ПА, передними зубами, произнося ТА-ТА-ТА Боковой сигматизм : расслабление мышц пораженной стороны жевать боковой край языка боковыми зубами: повышение тонуса справа жуем 1раз слева И, 2 раза справа И-И, 2 раза слева И-И, 3 раза справа И-И-И, 2 раза слева И-И, 4 раза справа И-И-И-И . то же с обеих сторон одновременно

Слайд 6

Сложные артикуляции через сложные позы? целенаправленное принятие сложных артикуляционных поз доступно только детям старше 5 лет → традиционная логопедическая практика начинается именно в этом возрасте «мостик», «чашечка» = очень сложная конфигурация положения и тонуса мышц языка Доступны детям с сохранными кинестетическими областями коры→ Ставим звуки с опорой на сложные артикуляционные позы старшим дошкольникам с дизартрией

Слайд 7

Формирование звукопроизношения при АМА и в младшем возрасте Настройка восприятия пространственных координат ротовой полости Опора на зрительное восприятие и дополнительный тактильный контроль

Слайд 8

Формирование звукопроизношения при АМА и в младшем возрасте Подъем языка (шипящие, Р) «Ступеньки» (у зеркала): язык на верхней губе – на верхних зубах – за верхними зубами Поиск положения языка на верхней губе: губу смазываем чем-то вкусным, ребенок слизывает вкусное с губы, фиксируем внимание на положении языка зрительно (у зеркала ) и кинестетически (приставить к поднятому языку указательный палец ребенка ). Поиск положения языка ЗА верхними зубами: указательный палец за зубами – контроль ощущения поверхностью пальца

Слайд 9

Формирование звукопроизношения при АМА и в младшем возрасте Формирование свистящих «Ступеньки»: язык на нижней губе – на нижних зубах – за нижними зубами Зрительный контроль, тактильный контроль пальцем нельзя одновременно предлагать артикуляционную гимнастику, целью которой являются разные координаты ротовой полости сформировать область внимания (язык вверху для шипящих и Р, язык внизу для свистящих)→ формировать в этой области сложную артикуляционную позу

Слайд 10

Формирование звукопроизношения через опорные звуки простой артикуляции произнести Т →сжать зубы, улыбнуться и постучать в сомкнутые зубы языком, произнося ТТТ → дуем на Т: ТТТ → ТССС Контроль выдыхаемой воздушной струи тыльной стороной ладони («холодный ветер») Закрепляем изолированно (создание сенсорного эталона) → Закрепление в обратных слогах слогов АС, ЭС, ИС, ЫС (избегаем огубленных гласных) В обратных слогах формируемый звук не испытывает артикуляционного влияния следующего гласного

Слайд 11

Формирование звукопроизношения через опорные звуки простой артикуляции «подуть на Т» → Ш → закрепляем полученный звук Онтогенетический принцип: свистящие →шипящие → Р гарантированно соблюдается при дизартрии с пониженным тонусом Дизартрия с повышенным тонусом: звуки, требующие подъема языка, вызываются быстрее АМА: следуем за возможностями ребенка и закрепляем ту артикуляцию, которая спонтанно получается первой (Таня)

Слайд 12

Формирование звукопроизношения через опорные звуки простой артикуляции Звук С от «подуй на Т»→ найти положение языка за верхними зубами («ступеньки») →стучим в альвеолы ttt →дуем на t Звонкий d → Р Формирование аффрикат всегда по принципу опорных звуков

Слайд 13

Принципы формирования звукопроизношения Дизартрия: от сложных артикуляционных поз ИЛИ от опорных звуков формированию звуков предшествует артикуляционная гимнастика на повышение ИЛИ понижение тонуса мышц (НЕ даем обе группы упражнений одновременно !) Алалия: от опорных звуков формированию звуков предшествует артикуляционная гимнастика на ориентировку в координатах ротовой полости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией

Стёртая дизартрия — представляет собой сложное речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (арти...

Нарушение звукопроизношения при дизартрии.

Данный материал пригодится педагогам дефектологам и логопедам...

Статья "Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Статья "Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у  детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"...

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.

АннотацияВ статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопро...

«Особенности нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией»

Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, обусловленны органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и  обусловлена нарушением ...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])

Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...