Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.
статья по логопедии

Коптелова Мария Михайловна

Аннотация

В статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

Ключевые слова

Стертая дизартрия, звукопроизношение, нарушения звукопроизношения, коррекционная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

Ключевые слова

Стертая дизартрия, звукопроизношение, нарушения звукопроизношения, коррекционная работа.

Нарушения звукопроизношения наблюдаются у детей с таким речевым расстройством, как дизартрия. Причины дизартрии, классификация видов дизартрии, особенности речи детей с дизартрией раскрываются в работах Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Т.Г. Визель, Г.Н. Градова, И.Б. Карелина, Г.А. Каше, В.А. Киселева, К.Е. Панасенко, Л.Г. Парамонова, О.В. Правдина, С.А. Токарева и другие.

Дизартрия – нарушение звуковой стороны речи. В структуре дизартрии ведущим нарушением выступает расстройство звукопроизношения, что определяется органическим поражением периферической и центральной нервной системы детей. Среди форм дизартрии в настоящее время выделяют дизартрию «стертую», или минимальные дизартрические расстройства (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, И.И. Панченко, О.В. Правдина, О.А. Токарева, О.Ю. Федосова и другие).

Е.Ф. Архипова под стертой дизартрией понимает речевое нарушение, при котором отмечаются наличие неврологических, психологических, речевых отклонений, выраженных в стертой форме. Важное значение имеет дифференциальная диагностика стертой дизартрии от других речевых нарушений звукопроизношения, например, от дислалии. Отличием является то, что при стертой дизартрии отмечаются проявления очаговой неврологической микросимптоматики по сравнению с дислалией, при которой данные симптомы отсутствуют [1].

К.Е. Панасенко среди причин нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией выделяет следующие особенности артикуляционной моторики: трудности удержания артикуляционных поз; нижняя артикуляция верхних звуков; лишние движения языка; нарушение тонуса мышц языка, его половины или кончика; вялость языка, недостаточная сила движений; гиперкинезы языка и другие. Вялая артикуляция, ограниченный объем движений не дают возможности четкого звукопроизношения [5].

Г.В. Бабина также отмечает, что у ошибки звукопроизношения у детей со стертой дизартрией отличаются от ошибок при дислалии и имеют свой механизм возникновения. В первую очередь, механизм нарушенного звукопроизношения отличается тем, что ошибки вызываются нарушениями артикуляционной моторики, которые в свою очередь вызваны органической недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата [2].

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова подчеркивают, что помимо нарушений артикуляционной моторики у детей недостаточно сформированы фонематические процессы, фонематический слух, в первую очередь, собственного звукопроизношения. Эта особенность выявляется в ходе коррекционной работы – на этапе автоматизации звуков. Дети не могут осуществлять контроль своего звукопроизношения, что проявляется в том, что затруднено отличать правильные и неправильные в плане произношения звуки в своей речи. При этом у других людей дошкольники могут находить неправильное произношение звуков. Это вызвано тем, что у детей недостаточно сформировано слуховое внимание и восприятие собственной речи [4].

Среди особенностей звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией выделяются: большее количество ошибок при произношении звуков в речевом потоке, чем изолированно; в речевом потоке встречаются такие ошибки, как искажение звуков, замена на другие или пропуски звуков в речи; нарушение нескольких групп звуков, особенно часто – свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков; реже – заднеязычных и гласных звуков, а также звука [ц]; наличие различных видов нарушения, среди которых присутствуют как замены и искажения звуков, так и пропуски звуков разных групп; наиболее распространенным видом искажения звуков является межзубное произношение, что особенно проявляется среди свистящих, шипящих, переднеязычных звуков и звука [л].

Преодоление нарушений звукопроизношения дошкольников со стертой дизартрией осуществляется в процессе коррекционной работы, которая строится на основе общих и специальных педагогических принципов. Это принцип учета структуры речевого дефекта, принцип постепенности, доступности, учета возрастных особенностей детей. Помимо данных принципов важным является учет онтогенетического принципа (учет закономерностей становления фонематической и фонетической систем в онтогенезе), принципа системности (охват всей произносительной системы, не только работа по коррекции звукопроизношения, но и развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционной моторики), принципа коммуникативности (закрепление навыков правильного звукопроизношения в коммуникативных ситуациях).

Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова отмечают, что при разработке направлений и содержания логопедической работы необходимо учитывать уровень сформированности артикуляционной моторики, особенности звукопроизношения (сохранные и нарушенные звуки). В связи с этим логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией проводится по результатам обследования состояния моторики органов артикуляции, фонематических процессов, произношения различных групп звуков [3].

Этапы логопедического воздействия по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией рассматривают О.А. Токарева, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева и другие. Логопедические занятия, которые направлены на коррекцию звукопроизношения, включают следующие структурные элементы (этапы):

  • подготовительный этап: различные упражнения, которые направлены на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия; это упражнения артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие силы выдоха, упражнения на фонематический слух;
  • этап постановки звука: в рамках данной работы применяются различные способы – постановка звуков по подражанию, механический способ постановки и смешанный способ;
  • этап автоматизации звука: во-первых, проводится работа по автоматизации звуков в слогах разного вида (прямых, обратных, со стечением согласных), во-вторых, используются упражнения и игры по автоматизации звуков в словах, в-третьих, автоматизируется произношение звуков в предложениях и тексте;
  • этап дифференциации звуков, имеющих сходство по артикуляционным и акустическим признакам, в слогах, словах, предложениях, тексте.

Основная форма коррекционной работы – это логопедическое занятие. Логопедические занятия разделяются по количеству детей на:

  • индивидуальные: занятия, проводимые с отдельным ребенком с учетом индивидуальных особенностей состояния звукопроизношения и артикуляционной моторики;
  • групповые: занятия, проводимые с группой детей, имеющих сходные речевые нарушения, для выполнения заданий и упражнений по автоматизации и дифференциации звуков;
  • фронтальные: занятия, которые проводятся со всеми детьми для формирования навыков правильного звукопроизношения в коммуникативных ситуациях.

Таким образом, коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией осуществляется в ходе логопедических занятий. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится по результатам обследования состояния моторики органов артикуляции, фонематических процессов, произношения различных групп звуков. Этапы логопедического воздействия по коррекции звукопроизношения у со стертой дизартрией включают подготовительные упражнения, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, постановку звука различными способами, автоматизацию и дифференциацию звуков.

Список использованной литературы

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 331 с.
  2. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – М. : МПГУ, 2016. – 102 с.
  3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
  4. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Образование, 2004. – 123 с.
  5. Панасенко, К. Е. Дизартрия : теоретические и методические основы [Текст] : учебно-метод. пособие / К. Е. Панасенко. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия».

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван...

Опыт работы. Система работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников.

       Цель опыта – создание  системы  коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление  ФФНР  у детей дошкольного возраста....

"Коррекция нарушения словообразования у дошкольников со стертой дизартрией посредством дидактической игры"

Педагогический проект. (применение дидактических игр по формированию словообразовательных умений у дошкольников со стертой дизартрией способствует повышению уровня словообразования)....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Особенности коррекционной работы по преодолению моторных нарушений у старших дошкольников средствами логоритмики

Аннотация: в статье рассмотрены особенности использованиялогоритмики в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольноговозраста с заиканием, а также приведены комплексы логоритмической ритмикипо...