Статья "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики"
статья по логопедии

Егупова Татьяна Фёдоровна

Какие методы и приёмы используют на занятиях с элементами логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logoritmika.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики»


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.
В ДОУ поступают дети с врожденной патологией (сердечно-сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением различных компонентов речи (ОНР, ФФНР, стертая форма дизартрии).
В этой связи занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.

Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность – это
естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин.

Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.

Логопедическая ритмика позволяет:

- использовать методы и приёмы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе;

- заинтересовать ребенка так, чтобы у него не пропадал интерес на протяжении всего занятия, что способствует поддержанию одинаковой интенсивной подвижности на протяжении всего занятия;
- активизировать речь детей;
- избежать усталости и переутомления.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкалльно-ритмического и физического воспитания    (речь, музыка и движение).

В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.


Целью физкультурных занятий с элементами логоритмики является физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.

К задачам физкультурных занятий с элементами логоритмики относятся следующие.

Обучающие:
- сохранять физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

Развивающие:
- развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость);
-
совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом;
- развивать основные психические процессы (память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).

Воспитательные:
- воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям;
- воспитывать чувство ритма и темпа;
- воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).

Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

 Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей речевые и коммуникативные навыки.

Методы и приемы физкультурных занятий с элементами логоритмики:

1.Словесный:
- объяснение;
- заучивание текстов;
- четкое проговаривание слов текста и звуков;
- напоминания, указания;
- логоритмическое сопровождение упражнений;
- образные называния упражнений;
- поощрение.

2.Наглядный:
- показ карточек-картинок;
- показ упражнений педагогом;
-
показ упражнений ребёнком;
- подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы;
- использование зрительных и звуковых ориентиров.

3.Практический:
- выполнение упражнений педагога вместе с детьми;
- выполнение упражнений детьми без участия педагога;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- разучивание сложных упражнений по частям.

Основу организации занятий с детьми определяют следующие
принципы:

1.Системность. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

2.Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяется и дополняет развитие других функций.

3.Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.

4.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности,
дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном подтягивании дефицитарных функций.

5.Постепенность и систематичность в освоении и формировании значимых функций. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

6.Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7.Повторность материала позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Структура занятия состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть:
- логоритмическое упражнение (игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, физкультминутка);
- разминка (разные виды ходьбы, бега, прыжков; коррегирующие имитационно-подражательные движения);
- упражнения на восстановление дыхания;
- общеразвивающие упражнения.

Основная часть:
- обучение и закрепление основных движений, развитие физических качеств;
- психологические этюды;
- логоритмические игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
- подвижные игры, музыкальные композиции.

Заключительная часть:
- заключительная ходьба с
одновременным выполнением дыхательных упражнений;
- логоритмические игровые упражнения на мышечное расслабление;
- игры малой подвижности;
- пластические этюды;
- упражнения в парах на тактильные ощущения.

Таким образом, именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"

Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры...

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников

Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые м...

«Использование физкультурного оборудования как средство повышения уровня самостоятельной двигательной активности старших дошкольников»

Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:развитие инициативы, двигательной активности,закрепление имеющихся навыков , развитие физических качеств,находя...

Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.

Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников ....

Консультация: Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.

Здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче...

Презентация "Развитие двигательной активности у дошкольников средставми логоритмики"

quot;Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики"...