Создание адаптивной предметно-пространственной среды для преодоления речевых нарушений у детей с ТНР
статья по логопедии

Трашенкова Людмила Владимировна

Задачи, принципы организации предметно-пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС. Зонирование логопедического кабинета для построения эффективой коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_adaptivnoy_pred-prostranst_sredy.odt17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Создание адаптивной  предметно-пространственной  среды для преодоления речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В последние годы выявляется устойчивая тенденция в повышении численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  В связи с тем, что для данной категории детей  требуется создание специальных условий обучения и воспитания,  возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях групп компенсирующей направленности. Исходя из этого необходимо организовать адаптивную предметно-пространственную,  образовательную среду с учётом всех требований нового нормативного документа «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Таким образом,  работа направлена на решение следующих задач:

  1. профилактика и коррекция речевого  и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы для детей с ТНР;
  3. создание благоприятных условий речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями;
  4.  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого  развития детей с ОВЗ.

        Иными словами, необходима доступная  коррекционно-образовательная среда, которая бы позволила детям, имеющим тяжёлые нарушения речи, реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания адаптивных условий  для преодоления  речевых нарушений у воспитанников.

        С целью создания адаптивного образовательного пространства в своих логопедических кабинетах, мы руководствовались следующими принципами:

  • принцип индивидуальной направленности;
  • принцип доступности;
  • принцип междисциплинарного подхода;
  • принцип вариативности развивающей среды и методической базы;
  • принцип самостоятельной активности ребенка с ОВЗ;
  • принцип семейно-ориентированного сопровождения.

     Созданная предметно-пространственная  среда в логопедических кабинетах соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

- развитие артикуляционной  и мелкой моторики, а также двигательной активности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Всё пространство кабинетов условно разделено на рабочие зоны, которые доступны детям.

  1. Зона коррекции звукопроизношения. Зона оснащена логопедическими зондами для постановки звуков,  массажными зондами, зондозаменителями, электромассажерами для логопедического массажа «Z-Vibe», средствами для обработки рук и инструментов,   кварцевыми стерилизаторами, настенным зеркалом, лампой дневного света, логопедическими игрушками для проведения артикуляционной гимнастики.

В зоне коррекции звукопроизношения размещаются методические пособия, артикуляционная гимнастика в картинках,  дидактический материал, картотека, игры  по автоматизации и дифференциации звуков.

  1. Зона развития речевого дыхания. Зона представлена картотекой  дыхательных упражнений; играми и игрушками для развития речевого дыхания: «Загони мяч в  ворота»,«Бабочки летят», «Задуй свечу», «Веселый ветерок», «Носовая флейта», «Летающий шарик», «Самолёт летит», «Весёлый паровозик»,   а также включает игрушки: мыльные пузыри, трубочки с легкими шариками, соломки для коктейля, дудочка, язычок-гудок с перьями.
  2. Сенсомоторная зона. Зона представлена столиком для развития мелкой моторики, включающим игры и игрушки для развития тактильных ощущений: конструктор магнитный, бусины, массажные шарики «Су-Джок»,  прищепки, мячи для массажа, счетные палочки. Также эта зона  оснащена разнообразными конструкторами, шнуровками, мозаиками, наборами мягкого конструктора, сенсомоторным кубом, пазлами  и т.д.
  3. Зона наглядно-методического сопровождения. Зона кабинета оснащена  систематизированным наглядно-демонстрационным  материалом  по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится  систематизированный  наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется  фонотека: кассеты  с аудиозаписями (релаксирующая музыка, голоса птиц,

детские песенки, сказки и  др.); СD-диски с записью мелодий; DVD-диски «Трудные звуки»- автоматизация и дифференциация звуков,  «Веселая логоритмика»,  серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми,  видео-презентации по лексическим темам.

  1. Информационная зона представлена «Уголком логопеда», расположенным   при входе в логопедический кабинет, где размещаются  консультационные материалы. Также зона  представлена информационным стендом «Учись  говорить правильно» в раздевалке группы компенсирующей направленности, где размещены памятки для   родителей, консультации, игровые задания на развитие речевой моторики и т.д.
  2. Зона игрового сопровождения. Зона в достаточном количестве оснащена разнообразными игрушками: мячи, пирамиды, машинки, куклы, животные, игрушки для кукольного театра, резиновые игрушки, инструменты и т.д.
  3. Рабочая  зона учителя-логопеда. Зона оснащена письменным столом, двумя стульями, персональным ноутбуком, микрофоном и колонками для  ноутбука, канцелярскими наборами, лотком для хранения документации, лампой настольной для дополнительного  освещения, настенными  полками.
  4. Учебно-образовательная зона. Зона оснащена двумя учебными полукруглыми столами, стульчиками, настольными зеркалами, канцелярскими наборами, многофункциональной магнитно-маркерной доской с набором магнитных букв, настенной азбукой, «Говорящим букваренком», наборным полотном, а также настенными пособиями для подгрупповых занятий.

Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедических кабинетах  обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы,  приемы и технологии  воздействия на речь ребенка.

      Правильно организованная  адаптивная предметно-пространственная  среда логопедического кабинета должна быть  создана с учетом современных требований ФГОС  и должна  способствовать  стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности,  инициативности и активности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...