«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
консультация по логопедии

Самовилова Алла Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2021_2_2.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование мнемотехники в развитии  связной речи детей»

В процессе развития детской речи в настоящее время можно столкнуться с различными проблемами, среди которых основными являются следующие:

  • использование нелитературных выражений и слов;
  • недостаточный словарный запас, скудная речь;
  • отсутствие или нехватка речевой культуры, что может проявляться в неумении регулировать темп речи или громкость голоса, а также неумение пользоваться интонацией и пр.;
  • плохая дикция.

На формирование связной речи оказывают влияние различные факторы. Ряд исследователей, таких как Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн и другие, отмечают, что одним из таких факторов является наглядность. Когда дети рассматривают предметы или картины, они учатся называть эти предметы, выделять характерные для них признаки и обозначать производимые с данными предметами действия.

Вспомогательным фактором в данном случае следует назвать создание плана высказывания. Л.С. Выготский в своих работах не раз говорил о значимости этого, подчеркивая, насколько важно размещать последовательным образом все конкретные элементы высказывания в предварительной схеме.

В процессе обучения детей связной речи следует пользоваться таким эффективным приемом, как мнемотехника. Специалисты по дошкольной педагогике используют различные названия для обозначения данной методики. Так, Т.А. Ткаченко говорит о предметно-схематических моделях, В.П. Греков использует название «блоки-квадраты», В.К. Воробьева упоминает о сенсорно-графических схемах, Л.Н. Ефименкова использует формулировку «схема составления рассказа», Т.В. Большева говорит о коллажах и т.д.

Мнемотехника представляет собой систему приемов и методов, посредством использования которой дети приобретают возможность успешно усваивать знания об окружающем мире, особенностях природных объектов, учатся воспроизводить и сохранять информацию, запоминать структуру текста, и в целом развивать свою речь.

Построение мнемотехники ведется от простого к сложному. Началом работы по данной методике должны быть наиболее простые мнемоквадраты. Далее деятельность усложняется, происходит последовательный переход к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемотаблица включает в себя частично или полностью графическое изображение основных смысловых элементов подаваемой информации. Самой важной в данной работе является передача условно-наглядной схемы таким образом, чтобы дети могли понять и усвоить предлагаемый материал.

В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста следует использовать  цветные мнемотаблицы, поскольку в данный возрастной период в памяти детей запечатлеваются определенные образы: листья деревьев – зеленые, солнце – желтое и т.д. В дальнейшем образы могут усложняться, либо заменяться другой заставкой, например, изображением в графическом виде. Так, медведь может быть показан как большой коричневый круг, лиса изображена с помощью геометрических фигур – круга и треугольника – оранжевого цвета. Схемы для старших дошкольников уже подаются в одной цветовой гамме, чтобы яркость символических изображений не отвлекала внимание.

Можно рассматривать такие схемы как определенный зрительный план, позволяющий создавать диалоги и обучающий детей построению:

  • сюжета рассказа;
  • его структуры;
  • лексическому и грамматическому наполнению.

Благодаря применению мнемотаблиц зрительная информация воспринимается дошкольниками значительно лучше, им намного легче воспроизводить и сохранять ее. Возможно использование мнемотехники в ходе составления рассказов, при заучивании стихов, при пересказах, изучении малых форм фольклора, в результате чего обогащается детский словарь и происходит развитие связной речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...