Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_s-sh.docx871.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР

Данный систематизированный материал поможет начинающим логопедам организовать индивидуальную работу с детьми в логопедической группе детского сада. Многим начинающим логопедам этот материал поможет организовать свою работу с детьми с учетом специфики речевого дефекта.

Картотека индивидуальных занятий с детьми (ОНР)

( ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ)

Ш

ЗАНЯТИЕ        № 1

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Постановка звука Ш.
  2. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

  1. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Утка - , утюг - , улитка - , улица - ;

Антенна - , арбуз - , аптека - , ананас - ; Ива - , индюк - , иволга - , игрушка - ; Обруч - , Оля - , ослик - ,

  1. Слоговая структура слов (игры)

  1. Игра «Внимательные ушки» - выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:

И,О,А,О,У, Ы

А,И,Ы,О,У

О,Ы,У,И,О,А

У,О,Ы,И,А,У

  1. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Ш

ЗАНЯТИЕ        № 2

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Развитие воздушной струи –  упражнение «Послушный  ветерок».

  1. Постановка звука Ш.

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели).

  1. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов

  1. Развитие связной речи - пересказ рассказа «Овощи»

  1. Слоговая структура (игры)

  1. Игра «Найди отличия»

Ш

ЗАНЯТИЕ        №        3

  1. Звук Ш –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх

  1. Слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка        шо-шо-шо – шов

Ша-ша-ша – шаль        шо-шо-шо – шѐпот

Ша-ша-ша-- - шахматы        шо-шо-шо – шок

Ши –ши-ши – шина        шу-шу-шу – шуба

Ши-ши-ши – шипы        шу-шу-шу – шутка

Ши-ши-ши – шиповник        шу-шу-шу – шум

3.        Слоговые ряды:

Ша-шо-шу-ши        шу-ши-ша-шо

Шо-шу-ши-ша        ши-ша-шо-шу

  1. Слова и предложения

а) Маша        наши

Даша        ваши

наша        уши

каша        шея

б) Маша под душем моет шею и уши.

Наша Маша под душем моет шею и уши.

Даша под душем моет шею и уши.

  1. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.
  2. Игра «Запомни, повтори»

Шапка – шуба – шиповник – шѐпот

7.        Игра «Назови ласково»: Маша - , Саша - , Даша - ,

Ш

ЗАНЯТИЕ        № 4

  1. Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
  2. Слоги и слова:

Аш-аш-аш – ваш        уш-уш-уш – мушка

Аш-аш-аш – наш


уш-уш-уш – ушки

Аш-аш-аш – башня


уш-уш-уш – пушка

Аш-аш-аш – кашка


иш-иш-иш – мишка

Ош-ош-ош – кошка


ыш-ыш-ыш – мышка

Ош-ош-ош – мошка


ыш-ыш-ыш – пышка

  1. Слоговые ряды:

Аш-ош-уш-ышуш-ыш-аш-ош

Ош-уш-ыш-аш        ыш-аш-ош-уш

  1. Выбор слов со звуком Ш из рассказа «Кошка и мышка». Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

  1. Слоговая структура слов (игры)
  2. Звуковой анализ: АШ,ОШ, УШ,ЫШ
  3. Игра «Один и много» (слова со звуком Ш)
  4. Игра «Назови ласково»: машина - …, шишка - …,

  1. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.

Ш

ЗАНЯТИЕ        №        5

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Звук Ш (длительное и многократное произнесение)
  4. Слоговые ряды:

Шка-шко-шку-шкиашк-ошк-ушк-ишк

Шко-шку-шки-шкаошк-ушк-ишк-ашк

Шку-шки-шка-шко        ушк-ишк-ашк-ошк

Шки-шка-шко-шку        ишк-ашк-ошк-ушк

  1. Заучивание скороговорки:

«Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит и еле дышит»

  1. Подбор предметов к признакам: Плюшевый плюшевая плюшевое

Пушистый        пушистая        пушистое

  1. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алѐша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)

  1. Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)
  2. Слоговая структура (игры)
  3. Игра «Запомни-повтори)

Каша – машина – шишка – кукушка Мышка – кошка – шапка – пушка Мошка – уши – Даша – Саша

С-Ш

ЗАНЯТИЕ        № 1

  1. Звуки С-Ш (попеременное произнесение)

  1. Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

  1. Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

  1. Слоговые ряды:

са-шаша-саса-са-шаша-ша-са

со-шошо-соса-ша-шаша-са-са

су-шу        шу-са        са -ша-са        ша-са-ша

сы-ши        ши-сы

  1. Игра «Подарим картинки Сане и Маше»

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)

  1. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».

  1. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.
  2. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема)
  3. Слоговая структура слов (игры)

  1. Связная речь – составление предложений из з-х слов (схема предложений)

С-Ш

ЗАНЯТИЕ        № 2

  1. Звуки  С-Ш (попеременное произнесение)
  2. Игра «Наоборот»

а) слоги: са-са-са - ша-ша-ша  аш-аш-аш – ас-ас-ас

со-со-со -

ош-ош-ош –

су-су-су -

уш-уш-уш –

сы-сы-сы -

иш-иш-иш –

б) слова:

уши – усы

вас – ваш

шутки -

посол –

кашка -

масса –

Машка -

Сашка –

Мишка -

саман –

шины -

басня –

наш -

мыс –

  1. Заучивание чистоговорки:

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

  • ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»

  1. Подбор признаков и действий на звуки С,Ш к предмету:

Кошка

Большая        спешит

Пушистая        дышит

Смешная        шалит

Ушастая        спит

Плюшевая        ест

  1. Звуковой анализ: шуба, сады

  1. Игры «Один-много»,

С-Ш

ЗАНЯТИЕ        №3

  1. Звуки  С-Ш (попеременное произнесение).
  2. Слоговые ряды:

Сна-сно-сну-сныасн-осн-усн-ысн

Сно-сну-сны-снаосн-усн-ысн-асн

Сну-сны-сна-сноусн-ысн-асн-осн

Сны-сна-сно-снуысн-асн-осн-усн

Шна-шно-шну-шны        ашн-ошн-ушн-ышн

Шно-шну-шны-шна        ошн-ушн-ышн-ашн

Шну-шны-шна-шно        ушн-ышн-ашн-ошн

Шны-шна-шно-шну        ышн-ашн-ошн-ушн

  1. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой.

А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов - со звуком С;

- со звуком  Ш.

  1. Отгадывание загадок - описаний о перелетных птицах.

  1. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):

сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум, сын, сани.

Ж

ЗАНЯТИЕ        № 1

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ж

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Постановка звука Ж.

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

  1. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа) Стол - …, диван - …, кровать - …, шкаф - … и т.д.

  1. Слоговая структура слов (игры)

  1. Игра «Внимательные ушки» - выделение звука Ж из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)

  1. Связная речь : игра «Собери цветок»

  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось7»,

«Запомни – назови».

Ж

ЗАНЯТИЕ        №2

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ж

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Постановка звука Ж.

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

  1. Игра «Назови ласково» Стакан - …, ложка - , чашка -…

  1. Слоговая структура слов (игры)

  1. Игра «Внимательные ушки» - выделение звука Ж из слов (шум, жук, чай, живот, кот , Женя, Галя, животные …)

  1. Связная речь : составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

  1. Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба

  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Ж

ЗАНЯТИЕ        №3

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

  1. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

  1. «Сказка о весѐлом язычке».
  2. Звук Ж –Ж  Ж (длительное произнесение)
  3. Слоговые ряды:

Жа-жа – жа-жа-жа

жа-жо-жу-жи

Жо-жо – жо-жо-жо

жо-жу-жи-жа

Жу-жу – жу-жу-жу

жу-жи-жа-жо

Жи-жи – жи-жи-жи

жи-жа-жо-жу

6.  Слова:

Жаба

жѐлудь

жук

Кожа

жѐлтый

ежи

Лужа

флажок

ужи

Лежать

снежок

лыжи

Ножи

лужок

скажи

  1. Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)

  1. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)

  • Женя побежал к лесу и увидел …

  • Он подбежал поближе к …

  • От Жени убежали в глубь леса …

  • Женя обежал всю опушку и не нашел …

Женя очень жалел, что не может показать , где живут …

  1. Игра «Логопедическое лото» (звук Ж)
  2. Игра «Запомни – повтори»

Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.

Ж

ЗАНЯТИЕ        № 4

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук (упр. 2,3,7. С.21)
  3. Длительная воздушная струя – «Вертушка»
  4. Звук  Ж – Ж  Ж (длительное произнесение).
  5. Слоговые ряды:

Жма – жмо – жму – жмы

ажм – ожм – ужм – ыжм

Жмо – жму – жмы – жма

ожм – ужм – ыжм – ажм

Жму – жмы – жма – жмо

ужм – ыжм – ажм – ожм

Жмы – жма – жмо – жму

ыжм – ажм – ожм – ужм

  1. Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. Ж)
  2. Заучивание – «Жук»

Жук упал и встать не может:

Ждет он, кто ему поможет.

  1. Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.

  1. Подбор признаков и действий к предмету

Жук

Маленький


летит

Жужжащий


сидит

Живой


жужжит

  1. Звуковой анализ (схема) - жук .
  2. Игра «Телеграф» - деление слов (по теме недели) на слоги.

Ч

ЗАНЯТИЕ        № 1

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ч

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

  1. Постановка звука Ч.

  1. Игра «4 лишний» ( по теме недели)

  1. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)

  1. Слоговая структура слов (игры)

  1. Игра «Внимательные ушки» - выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)

  1. Связная речь : распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.

  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Ч

ЗАНЯТИЕ        №2

  1. Артикуляционная гимнастика для звука Ч

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

  1. Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.

  1. Постановка звука Ч.

  1. Звукоподражание:

как чикают ножницы: чик-чик-чик

паровоз: ч-ч-ч-ч-ч

вагоны: ч-ч-ч-ч-ч

  1. Повтори за мной:

Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.

Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.

  1. Слоговая структура слов (игры)

  1. Связная речь – выучить диалог: «В магазине» -Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.

-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.

-Пятачок и пятачок… - Нате, гривенничек.

  1. Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи

  1. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Ч

ЗАНЯТИЕ        №3

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

  1. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

  1. Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)

  1. Повтори чистоговорки Ча-ча-ча в комнате свеча

Чу-чу-чу молоточком я стучу Чо-чо- чо у меня болит плечо Чи-чи-чи у меня ключи Чок-чок-чок у нас пятачок Ач-ач-ач дайте мне калач Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.

  1. Игра «Раздели слова на слоги» - тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.

  1. Игра «Скажи ласково» Цветок -… сундук - … бок - … шапка - … каблук - … замок - … подушка

  1. Игра «Логопедическое лото» (звукЧ)

  1. Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.

  1. Буква Ч. Читать слоги.

Ч

ЗАНЯТИЕ        №4

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

  1. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

  1. Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.

  1. Ответить на вопросы полным предложением: -Чем отпирают замок?

-Что пьют из чашки? -Когда светит луна?

-Кто учит учеников в школе?

-Кто приносит газеты и письма?

  1. Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».

  1. Игра «Скажи ласково» Цветок -… сундук - … бок - … шапка - … каблук - … замок - … подушка - …

  1. Запомни и назови ряды слов: Ночь-ночка-ночной

Почта-почтальон-почтовый Печь-печи-выпечка

  1. Выучить загадку:

  • пыхчу, пыхчу, пыхчу,

  • стучу, стучу, стучу,

  • лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу

(поезд)

Ч

ЗАНЯТИЕ        №5

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

  1. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.

  1. Д/игра «Звук заблудился» На болоте нет дорог

Я по кошкам (кочкам)

Скок да скок.

Синее море пере нами

Летают майки (чайки) над волнами.

  1. Звуковой анализ слов: мяч, часы

  1. Запомни и назови ряды слов: Ночь-ночка-ночной

Почта-почтальон-почтовый Печь-печи-выпечка

  1. Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.

  1. Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.

(поезд)

Щ

ЗАНЯТИЕ        №1

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

  1. Звук Щ (многократное произнесение)

  1. Слоги и слова

Ащ-ащ-ащ – плащ

Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь

Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ

Ящ-ящ-ящ – хрящ

Ющ-ющ-ющ- плющ

  1. Слоговые ряды

Ащ-ощ-ущ-ищ        ущ-ищ-ащ-ощ

Ощ-ущ-ищ-ащ        ищ-ащ-ощ-ущ

  1. Слова:

Борщ, клещ, прыщ, мощь

Хищный, хищник, товарищ

Мощный, овощной, сведущ

  1. Чистоговорка

Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ

Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ

Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ

  1. Звуковой анализ слов: щука, щит

  1. Игра «Запомни , повтори»(см. п. 2,4)

  1. Подбор предметов к признакам:

Хищныйхищнаяхищное

Мощныймощная   мощное

Овощнойовощная  овощное

  1. Печатание буквы Щ, слогов, слов.

Щ

ЗАНЯТИЕ        №2-4

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  2. Звук Щ (многократное произнесение)

  1. Слоги и слова Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать

Щи-щи-щи - щит, ищи Щу-щу-щу – щука, щупальцы Щѐ-щѐ-щѐ – щѐтка, щѐки, ещѐ Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок

  1. Слоговые ряды Ща-що-щу-щи

Що-щу-щи-ща Щу-щи-ща-що Щи-ща-що-щу

  1. Слова:

Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка

  1. Счет «1 – 10» (см. п. 3,5 выборочно)
  2. Звуковой анализ слов: щука, щит
  3. Заучивание скороговорки:

«Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке». «Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»

  1. Печатание по следам анализа: роща., пища, щука, чаща. Правописание

ЩА, ЩУ.

  1. Игра «Измени слово»: кулак – кулачище, сила -…, рука - …, сапог -…, карман -…, топор -…, нога-…, нос -…, усы -…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми.

Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми....

В мире согласных звуков. (картотека индивидуальных занятий родителей с детьми) 1 часть

Предлагаю вниманию родителей и педагогов интересные, занимательные упражнения, которые помогут детям хорошо ориентироваться в мире согласных звуков и научат их определять место звука в слове....

Настольно-печатная игра "Что сначала, что потом" в индивидуальной работе логопеда с детьми с ТНР

Использование игры "Что сначала, что потом". Задачи работы. Рассказы к сериям сюжетных картин....

Индивидуальная работа логопеда с детьми. Темы: "Середина весны. Прилёт птиц", "Планета Земля. Космос".

Обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми. Темы: "Середина весны, прилёт птиц". " Планета Земля, космос"....