ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Игры и упражнения направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются элементом подгруппового занятия и могут быть представлены на различных его этапах в зависимости от содержания.

На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи.  На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур

.На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_tempo-ritmicheskih_narusheniy.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление  темпо-ритмических нарушений у дошкольников с ОНР

Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические компоненты речи и в частности  ритмизация речи, имеет нарушения. У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются элементом подгруппового занятия и могут быть представлены на различных его этапах в зависимости от содержания.

Данная работа ведется в определенной последовательности, в которой можно выделить два этапа. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи.  На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования.

Примерные игры и упражнения первого этапа:

1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)

2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»

3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»

4. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане.

5. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же.

6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом и п. д. Затем переходим на воспроизведение ритма речевых фраз.

7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.

8. «Дирижер» «Продирижировать» в такт стихотворению, чистоговорке и т. д.

9. «Топтыжка» Потопай ножками в ритме стиха.

Со старшими детьми можно использовать схематические изображения и в ходе этой работы познакомить с понятием «ударный слог».

Примерные игры и упражнения:

1. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге.

-' -

__ __ __'

 2. Узнать ритмическую мелодию, прохлопанную логопедом.

3. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию.

4. Перечислить слова (найти картинки) с ударением на первом слоге.

5. Подобрать слова в словосочетании или чистоговорке по ритмике и смыслу.

 

На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи.

1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро)

2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:

  • Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро)
  • Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно)

3. Определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.)

4. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

 

Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

1. Повторение фраз за логопедом в заданном темпе.

2. Заучивание скороговорок и  произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

3. Произнесение фраз по сигналу логопеда (например, после взмаха флажком или удара в бубен)

4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.

5. Выполнение действий под произнесение логопедом одного и того же текста с различным темпом:

 Сильно вертится крыло,

 Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

(Дети выполняют вращательные движения руками)

6. Проговаривание  фраз по музыку, чтение стихов под удары метронома (темп определяется в зависимости от задачи, стоящей перед логопедом)

7. Использование игр-инсценировок, где герой должен произносить текст в определенном темпе (например: мышка-торопышка, сонный ленивец и т.п.)

Эту работу целесообразно дополнять занятиями по логоритмике, которые включают в себя различные речевые игры с разной степенью подвижности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темпо-ритмическая организация речи заикающихся дошкольников

Что такое заикание, причины его появления, что делать, если у ребенка началось заикание....

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...

Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...

Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников.

Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....