Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
методическая разработка по логопедии

Халитова Халида Хусаиновна

    Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при моторной алалии, и при дизартрии. При обследовании дошкольников имеющих диагноз ТНР можно обнаружить, что темп и ритм речи у многих нарушена.  У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий( добавление лишних, не имеющих отношения к смыслу фразы, звуков и слов, таких, как «а», «э», «ну», «это» и т. д.) Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Игры и упражнения

            для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

   Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

    Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. 
   Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при моторной алалии, и при дизартрии. При обследовании дошкольников имеющих диагноз ТНР можно обнаружить, что темп и ритм речи у многих нарушена.  У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий(
 добавление лишних, не имеющих отношения к смыслу фразы, звуков и слов, таких, как «а», «э», «ну», «это» и т. д.)

  Темпо-ритмическая организация устной речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, аритикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Об общепедагоги ческом влиянии ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека писали В.А. Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова.

   Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников. Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи.

  Синхронизация речи и движения – основной приём коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями.

  Организуя коррекционную работу в логопедической группе я придаю большое значение играм и упражнениям, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, и  использую их  на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Эти игры и упражнения могут быть представлены на различных этапах занятий в зависимости от содержания (орг.момент, физминутка, автоматизация звука  в слогах, словах, в чистоговорках и т.д.)

 Данная работа ведется в определенной последовательности, в которой можно выделить два этапа. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи.  На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования.

Примерные игры и упражнения первого этапа:

   Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры.

Упражнение 1. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»

Упражнение 2. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»

Упражнение 3. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане.

 Упражнение 4. «Паровозик».Участники встают друг за другом «паровозиком». Ведущий отхлопывает по плечу первого участника определенный ритм. Каждый участник должен отхлопать заданный ритм на плече соседа.

Упражнение 5. Каждому участнику дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм. Игроку необходимо отхлопать или протопать ритм.

 I – II.    II – II.   II – I  

Упражнение 6. «Дирижер»  Логопед читает четверостишие. Слушающим необходимо  «Продирижировать» в такт стихотворению, чистоговорке

Упражнение  7. «Топтыжка» Потопай ножками в ритме стиха.

 Логопед читает четверостишие. Слушающим необходимо  топать на каждый  слог стихотворения.

 Упражнение 8.  Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки (аоуи), слоговые последовательности ( ла, ло, лу, лы), затем слова (счет, дни недели, овощи и т.д) и фразы чистоговорки).  На каждый шаг – слог.Важно следить за дыханием, говорить на выдохе.

  Со старшими детьми можно использую схематические изображения и в ходе этой работы знакомлю с понятием «ударный слог».

Примерные игры и упражнения:

1. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге.

3. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию.

4. Перечислить слова (найти картинки) с ударением на первом слоге.

5. Подобрать слова в словосочетании или чистоговорке по ритмике и смыслу (доскажи словечко)

    На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темпа  высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи.

1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).

2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:

Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро)

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно)

 Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

1. Повторение фраз за логопедом в заданном темпе.

2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

3.  Выполнение действий под произнесением логопедом текста с различным темпом:

 Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

 4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.

 Участники идут по кругу и проговаривают:

Еле- еле, еле – еле                                   медленный

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом                           средний

Всё бегом, бегом, бегом!                        быстрый

Всё быстрей, быстрей, бегом,                очень быстрый

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.                              Средний

7. Использование игр-инсценировок, где герой должен произносить текст в определенном темпе (например: мышка-торопышка, сонный ленивец и т.п.)

 В работе использую такой вид работы, как графоритмика.

Графоритмика—это сочетание речи и графических движений. Такие задания довольно сложны для дошкольников с ОНР и требуют неоднократного повторения. Сначала необходимо выучить четверостишье (оно так же должно быть простым по содержанию), затем отработать графическое упражнение. Затем ребенок выполняет графические действия под речевое сопровождение педагога. И только потом координирует речь с движениями самостоятельно. Если при этом ставится задача—автоматизация звука, ребенок должен еще и контролировать правильное произношение отрабатываемого звука. Несмотря на сложность поставленных задач, эти упражнения являются достаточно эффективными при коррекции, как звукопроизношения, так и психомоторного развития ребенка. Детям очень нравятся такие упражнения.

Звуки [с]-[з]-[ц]

На голубом фоне листа бумаги рисуем птиц в форме «галочек» и проговариваем:

Птицы весело летают
И весну к нам зазывают

Звуки [ш]-[ж]

На листе бумаги нарисован душ. Проговариваем четверостишье и рисуем струйки воды.

Вот от ножек и до ушек
Моет Женю жаркий душик.
От макушки и до ног
Женю жаркий душ польет.

Звук [л]

На листе бумаги нарисован ствол елочки. Проговариваем четверостишье и одновременно рисуем веточки на стволе.

Елочка, елка,
Колкая иголка,
Не коли нас, елка,
Ты своей иголкой

Звуки [р]-[рь]

На листе бумаги нарисована речка. Проговариваем четверостишье и рисуем по реке кружочки (раки).

Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки,
Ходят задом наперед,
Ищут раки в речке брод.

Дидактическое упражнение «Танцующие башмачки» (кукольная обувь Барби). 

 Описание работы:
Логопед знакомит ребенка с новой чистоговоркой:

«Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста  испек спозаранку»
Дается образец артикулирования с синхронным движением пальцев руки в башмаке, на каждый ритмический такт четверостишия – один «шаг».
Ребенок вставляют в пару обуви указательный и средний палец для иммитации ходьбы ног без речевого сопровождения, под счет логопеда.

Ребенок выполняет упражнение в медленном темпе с речевым сопровождением чистоговорки сопряжено с логопедом.

Логопед и ребенок поочередно произносят друг другу чистоговорку с «ходьбой башмаков» по частям.

Темп произнесения и движения кисти руки ускоряется.

Ребенок выполняет полный вариант упражнения самостоятельно. 

 Увлекательная игровая форма, интересный по содержанию речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только темпо-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей и мелкой моторики, речевого недоразвития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Игра «Просьба»Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения про...

Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....