Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
статья по логопедии

Аникеева Ольга Геннадьевна

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tempo-ritmicheskaya_storona_rechi.odt33.39 КБ

Предварительный просмотр:

                       Развитие темпо-ритмической организации речи у детей сТНР.

   Темпо - ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно - дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.), показали, что у  детей с ТНР слабо развито чувства темпа и ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь, замедлялось становление развёрнутой речи, она была не выразительна и слабо интонирована.  

    Низкий уровень развития темпо - ритмической стороны речи характеризуется следующими показателями: ребенок не реагирует на изменения темпа; не меняет темпа по требованию, не может на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте, не может использовать нужный темп речи в стихотворном тексте, произносит монотонно, ребенок неправильно выполняет ритмические упражнения; не может самостоятельно подбирать ритмо - интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения; не может определить ритмического рисунка стихотворения и не может вставить слово.

    Средний уровень темпо - ритмического чувства характеризуется следующими показателями: ребенок меняет темп речи на отработанном ряду слов, но с трудом переключается с одного темпового режима на другой; может частично использовать нужный темп речи в стихотворном тексте; узнает ритмо - интонационный рисунок предложенной педагогом фразы, но испытывает при этом затруднения; частично может самостоятельно подбирать ритмо - интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

      У детей с ТНР формирование темпо-ритмической организации речи  происходит атипично. Это проявляется в нарушении дифференциации, восприятия и воспроизведения темпа и ритма в неречевом и речевом плане по причине расстройства работы подкорковой области головного мозга.

       На подготовительном этапе необходимо развить дыхание, тембр, силу и высоту голоса. Для осуществления этой работы подойдут такие упражнения, как «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Снегопад», «Узнай по запаху», «Ниточка». «Колыбельная», «Вьюга», «Лесенка», «Горка»

      Следующее направление  заключается в развитии восприятия и вос-произведении темпа и ритма в неречевом плане. Здесь можно использовать игры:

«Ноги и ножки». Цель: координация темпа движения ног с темпом музыки, развитие слухового внимания. Описание: ребенку объясняются понятия, качественно характеризующие темп. Под медленную музыку ребенок шагает на месте не спеша с высоко поднятыми коленями, затем под быструю музыку двигается быстрыми мелкими шажками.

«Музыкальное эхо». Цель: развитие слухового внимания, развитие умения воспроизводить равноударный ритм в определенном темпе. Оборудование: бубен или барабан. Описание: логопед ударяет равноударные звуки в определенном темпе по Барабану (бубну), ребенок повторяет.

 «Дятел». Цель: развитие умения передать простой и акцентированный ритмический рисунок с опорой на различные анализаторы, с выключением зрительного контроля, слухового внимания и памяти. Оборудование: карандаш. Описание: ребенок смотрит на логопеда, слушает и запоминает ритм, затем его воспроизводит. Потом это задание выполняет с закрытыми глазами.

       Далее можно переходить на воспроизведение ритма речевых фраз. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.

«Дождик». Цель: развитие координации речи с движением со сменой темпа, совершенствование слухового внимания. Описание: ребенок, повторяя за логопедом, изображает, как капает дождик. Для этого он стучит указательными пальцами по столу, произнося звукоподражания: «кап-кап-кап…». Сначала темп нарастает, затем замедляется и заканчивается словами: «кап-кап- и -кон-чил-ся».

«Прыжки». Цель: координация речи с движением, развитие слухового внимания и пространственных представлений. Описание: Ребенок прыгает вправо – влево, вперед – назад, с одновременным проговариванием слоговой последовательности; сначала с одинаковыми гласными, затем с разными. На каждый прыжок произносится слог.

 «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.

- Протопать ножками под ритм стихотворения.

 -Определить подходящий ритм для высказывания, например:  Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).  Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно). -Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).

 -Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.
     
Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

 -Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.

 -Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

 -Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).

 -Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.

-Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом.
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Игра «Просьба»Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения про...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...

Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...