Особенности развития речи ребенка на 3 году жизни
статья по логопедии

Василив Александра Михайловна

Какие особенности встречаются в речи ребенка на третьем году жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_na_3_godu_zhizni.docx123.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка третьего года жизни. Роль взрослого в этом процессе

Третий год жизни ребенка- это очень важный период, так как в это время происходит завершение раннего детства и наступает младший дошкольный возраст.

На третьем году жизни ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстниками на детских площадках и в саду, он стремится принимать участие в разнообразных играх и других видах предметно-хозяйственной деятельности, и чтобы добиться успеха во всех этих начинаниях, ему необходимо овладеть связной, правильно оформленной грамматически речью.

Богатство словарного состава может зависеть от:

  • состояния здоровья;
  • социальной среды, в которой находится ребенок и т.д.

Но важно, чтобы в лексиконе ребенка присутствовали слова из разных понятийных областей. В это время малыши особенно любопытны, они постоянно осаждают родителей и других взрослых бесконечными «зачем?», «откуда», «как?» и т.п. Важно, не отмахиваться от этих проявлений детского любопытства, а постараться найти ответ на каждый из вопросов. Естественно, этот ответ должен быть понятным, простым и коротким, ведь трехлетний малыш еще не готов слушать Вас часами.

И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм, например множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Возрастные нормы появления звуков в речи.

Звуки речи усваиваются в определенной последовательности, при чем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.

Легче произносить звуки:

- связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков),

- связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные),

- связанные с размером языка относительно ротовой полости (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека - ребенку так легче сосать грудь)

- повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары.

Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.

 При усвоении звука, может наблюдаться явление гиперкоррекции, то есть освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков.

Правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

Далее в таблице можно проследить появление каждого звука

Перейдя по ссылке, вы можете посмотреть схему нормального развития детской речи по А. Н. Гвоздеву   Shema_normalnogo_razvitiya_detskoi_rechi_po_A_N_Gv.pdf

Роль взрослых в развитии речи

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Даже простая беседа с малышом, вопросы о его впечатлениях за день, настроении и поведении, обсуждение прочитанного или увиденного уже, по сути, являются важнейшим уроком по развитию речи. Потому что без языковой практики речь ребенка еще долго может оставаться по большей части ситуативной, пестрить указательными местоимениями, и короткими, обрубленными фразами. Развернутой речь ребенка становится только в том случае, если он много говорит. Побуждайте его строить длинные предложения постоянно, в бытовом общении. Притворитесь, что Вы не понимаете, на что он указывает пальцем, попросите подробно описать предмет, который ему нужен. Задавайте ребенку больше вопросов, причем старайтесь строить фразы так, чтобы на них невозможно было ответить односложно.
     Хорошей и любопытной практикой для развития речи малыша может послужить разговор по телефону. Ведь в этой ситуации слова – это единственный способ передать информацию, которой малыш хочет поделиться, здесь он уже не сможет использовать жесты или мимику, поэтому ребенку придется мобилизовать именно словесные навыки. 
Еще одним важным упражнением для развития речи является описывание картинки и составления по ней рассказа. На начальном этапе взрослый может помогать ребенку, задавая наводящие вопросы, которые помогут описать то или иное изображение. Но постепенно старайтесь свести свою роль до минимума. Можно описывать иллюстрации из знакомой ребенку книги, тем самым подготавливая его к овладению навыком пересказа истории. 
     Само по себе чтение также способствует увеличению запаса знакомых ребенку слов. В этом возрасте лучше всего остановить выбор на коротких рассказах и сказках (см. статью Книжки для самых маленьких), в которых четко прослеживается смена событий.
Не менее важны для развития речи сюжетно-ролевые игры, при помощи них можно в игровой форме расширить лексикон малыша по целому спектру тем. Игры во врача и учителя, милиционера и пожарного познакомят малыша с профессиями и научат правильно называть используемые представителями этих профессий инструменты (стетоскоп и термометр, указка и пропись, огнетушитель и жезл и т.п.).
     В программу речевого развития малыша трех лет можно также включить простейшие словесные игры, это может быть классическое «съедобное-несъедобное», или, например, игра в вопросы «Что какое бывает». Сначала водой можете стать Вы, задавайте ребенку вопросы: Что бывает круглым? Что бывает острым? и т.д. Задача ребенка подбирать правильные ответы. Затем можно попробовать поменяться, теперь малыш будет придумывать разнообразные качества предметов, а Вы предлагать ему варианты ответов. Такие игры не только обогатят словарный запас, но и разовьют мышление ребенка.
    Заучивание наизусть коротких стихов также является одним из эффективных средств развития речи. Помимо расширения словарного запаса поэтические произведения способствуют улучшению качества произнесения звуков, которое у детей 3-х лет обычно еще несовершенно. Малыши часто еще не выговаривают «р», заменяют более сложные в произнесении звуки «ш» и «ж» соответственно на «с» и «з», смягчают многие согласные. При произнесении длинных слов они иногда укорачивают их, выпуская или объединяя несколько слогов, в результате получаются причудливые «пигины» и «лисапеды» вместо «велосипеда» и «пингвина» и т.п.. 
Исправить все эти дефекты поможет регулярное занятие артикуляционной гимнастикой, а также разучивание потешных двух- и четверостиший чистоговорок. Эти ритмизированные стихи специально придумывали для совершенствования произнесения отдельных звуков, запомнить и повторять их, как правило, очень несложно.
Если Ваш малыш плохо произносит звук «ж», его можно потренировать при помощи таких чистоговорок: "жа-жа-жа – иголки колки у ежа" или "жу-жу-жу - я на солнышке лежу". Для оттачивания произношения звука «ш» можно предложить следующее двустишие: "ша-ша-ша - принесли с реки ерша". Подобных коротких стишков существует очень много, их легко можно найти на тематических интернет-порталах , а можно сочинить по аналогии собственные варианты.
     Если Ваш малыш уже с легкостью справляется с чистоговорками, можно начать разучивать скороговорки, начните с более простых и коротких, а затем уделите большее внимание на работающие с проблемными для Вашего малыша звуками варианты. Начинайте разучивать скороговорку в медленном темпе, после того, как звуки у малыша перестали путаться, постепенно увеличивайте скорость произнесения, но в любом случае помните, что гораздо важнее именно четкость артикуляции. Не стоит заставлять малыша повторять скороговорку слишком много раз, достаточно будет 3-4 повторов. Для таких занятий развитием  речи Вам даже не понадобится проводить специальный урок, идеально подойдет прогулка или время приготовления семейного обеда.
   Развитие речи и мышления напрямую связано с активностью детских рук – это хорошо известная всем истина, поэтому в программу развития речи Вашего малыша обязательно включите занятия, тренирующие мелкую моторику рук. Это может быть лепка и выполнение аппликаций, пальчиковые игры, собирание паззлов и мозаик, занятия со шнуровками и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей

В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Основные особенности развития речи детей шестого года жизни...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...