Комплекс артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Мария Юрьевна

Артикуляционная гимнастика на каждый блок изучаемых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_kompleks.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития артикуляции 

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно перед зеркалом, каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

Блок упражнений для развития мышц губ: 

«Лягушка»  - улыбнуться, не показывая зубы. Удерживать губы в таком положении  5-7 секунд.

«Слоник» - губы сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Бегемотик» - широко открыть рот и «позевать» 5 секунд.

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Удерживать губы в таком положении около 5 секунд.

Чередование упражнений «Лягушка» и «Заборчик», «Слоник» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка: 

«Месим тесто» - язык положить на нижнюю губу, верхними зубами чуть прикусывать язык, начиная от кончика и дальше.

«Блинчик» - расслабленный язык положить на нижнюю губу (следить, чтобы он не опускался ниже). Удерживать язык в таком положении 5-7 секунд.

«Сердитая киска» - кончик языка упереть в нижние зубы, среднюю часть выгнуть, имитировать горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.

«Качели» - рот открыть, язык поочередно поднимать за верхние зубы и опускать за нижние зубы.
«Футбол» - губы сомкнуть, напряженный кончик языка упирать то в одну, то в другую щеку.
«Змейка» - язычок высунуть как можно дальше, сделать его как можно уже. Спрятать язычок. Действие повторить до 7 раз.
«Чистим зубки» - кончиком языка провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.

«Парус» - конец языка упереть за верхние зубы и удерживать в этом положении 7-10 секунд.
«Маляр» - языком провести по нёбу вперед и назад (от зубов к горлу) несколько раз.
«Индюк» - кончиком языка быстро двигать вперед-назад по верхней губе (получается звук, похожий на «бла-бла-бла»).
«Часики» - кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Сделать 5-10 движений туда-обратно.
«Чашечка» - рот открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, в центре образуется «выемка». Удерживать в таком положении 5-7 секунд.
«Вкусное варенье» - широким языком облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Упражнение повторить несколько раз.
«Дятел» - кончиком языка быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
«Мотор» - положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».

Для подъязычной связки языка:

«Лошадка» - пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок» - медленно цокать языком, с силой «присасывая» его к нёбу, затем задержать «приклеенный» к нёбу язык в таком положении на 8-10 секунд, наблюдать, как под языком растягивается «ножка грибка» - подъязычная уздечка.
«Гармошка» - выполнить упражнение «Грибок», не отлепляя языка от нёба двигать вверх-вниз нижней челюстью.

Упражнения для мышц щек.

«Шарики» - надуть щеки, затем ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.

«Сытый хомячок» -  надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая. «Голодный хомячок» - щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Правильная артикуляция  звука «С»:

- губы в улыбке

- между зубами небольшая щель

- кончик языка упирается в нижние зубы

(чтобы не получался звук Ш, кончик языка временно чуть высовывается между зубами)

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка.

Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки.

«Лягушка»
«Слоник»

Чередовать «Лягушку» и «Слоника».

«Месим тесто»

«Блинчик»
«Чистим зубки»

«Сердитая киска»

Правильная артикуляция звука «Ш»: 
- губы округлены, чуть выдвинуты вперед.
- Язык широкий, кончик языка поднят к верхним альвеолам, загнут назад.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.

«Чистим зубы»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Маляр»
«Лошадка»
«Качели»
«Часики»
«Футбол»
«Парус»

Правильная артикуляция  звука «Л»:
- губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
- зубы слегка разомкнуты;

- кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
- при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.

Артикуляционная гимнастика на звук Л.

«Чистим зубы»
«Вкусное варенье»
 
«Чашечка»
«Маляр»
«Лошадка»
«Качели»
«Парус»
«Индюк»
«Пароход гудит» - улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно (при этом слышится твердый звук Л).

Правильная артикуляция  звука «Р»:
-
Губы открыты.
- Зубы разомкнуты.
- Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передне-средняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
- Воздушная струя проходит посередине и  с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
- Голосовые складки колеблются, производя голос.

Артикуляционная гимнастика на звук Р.

«Чистим зубы»
«Маляр»
«Лошадка»
«Грибок»
«Гармошка»
«Комар» - длительно произносить звук З – «большой комар летит», ЗЬ – «маленький комар».
«Жук» - длительно произносить звук Ж.
«Заводим мотор» - быстро произносить сначала «дын-дын-дын», а когда звук Р будет получаться, то заменять на «дрын-дрын-дрын-дрррррррррр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...