Развитие речи у ребенка — от первого крика к первым словам
консультация по логопедии

Очирова Арюна Ширап-Самбуевна

Развитие речи у ребенка — от первого крика к первым словам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у ребенка — от первого крика к первым словам

Развиваем речь у ребенка с пеленок

Развитие речи ребёнка начинается с первого крика – с того момента, как малыш появляется на свет. Крича и плача, новорождённый тренирует свой артикуляционный аппарат, подготавливая его к будущей речевой деятельности. Потребности малыша ещё не столь разнообразны, но уже для каждой из них есть свой крик – прообраз будущих слов. Отбросьте переживания и вслушивайтесь в интонации плача малютки, и со временем вы научитесь их различать.

Очень важно для начального этапа развития речи ребёнка обеспечить ему двигательную активность: не держите малыша запелёнутым сутки напролёт! Карапуз должен знакомиться со своими ручками и ножками, должен активно ими двигать! Поэтому надевайте на кроху распашонку и ползунки днём, а запелёнывайте только на ночь.

Как можно чаще носите ребёнка на руках, поглаживайте его, обнимайте, улыбайтесь ему, разговаривайте с ним, называйте по имени, пойте песенки – ласковый мамин голос не оставит малютку равнодушным, и он непременно захочет ответить вам! Причём, для малыша сейчас важны не столько слова, сколько интонация вашего голоса и мимика.

Кормите ребёнка грудью – это отличный способ (помимо остальных огромных плюсов, о которых речь в другой статье) наладить тесный контакт между мамой и малышом. Во время кормления не забывайте также общаться с малюткой, недаром же говорят: «Кормите ребёнка с настроением». Разглядывая вас и прислушиваясь, кроха учится соотносить выражение лица и определённые слова звучащей речи, что тоже развивает его речевые способности.

Советы детского психолога по развитию речи

Примерно к двум месяцам малыш начинает гулить – издавать первые звуки, похожие на человеческую речь. Обязательно поддержите кроху в его начинаниях! Погулите в ответ, имитируя его звуки – малыша это очень позабавит! Старайтесь постоянно отвечать крохе, если он начинает «речь», пойте песенки, читайте стишки. И не забывайте улыбаться! Очень важно для малыша видеть ваше доброжелательное лицо.

В это время можно начать вкладывать в ручки карапуза погремушки, гладить его ладошками по разным поверхностям: гладким, шершавым, мягким, рельефным. Это прекрасное начало развития тактильных ощущений, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Кроха уже может поворачивать голову в сторону источника звука — развивайте это умение, поочерёдно тряся погремушкой то слева от малыша, то справа. Вот увидите, он будет искать источник звука! Очень полезно сейчас показывать малютке разные звучащие игрушки, шуршать бумагой – всё это развивает слух малыша.

Не допускайте самую большую ошибку многих родителей — не включайте телевизор ребёнку! Неверным является убеждение, что звучащая с экрана речь развивает малыша. Это далеко не так! Наоборот, длительный просмотр телевизора и прослушивание передач может даже затормозить развитие речи ребёнка, ведь она не побуждает его отвечать, общаться, переполнена непонятными словами и т. д. Отодвиньте знакомство малыша с телевизором на более поздний период развития, когда ваш карапуз будет достаточно хорошо говорить!

Обязательно проговаривайте все ваши действия, называйте предметы, описывайте их характеристики: «Давай, Машенька, почитаем интересную сказку. Посмотри, какая красивая книжечка! Какие у неё толстые страницы! А вот мишка косолапый, вот зайка серенький прыг-скок!» и т. д.

Слушаем музыку для развития речи

Малыш с удовольствием будет слушать мелодичную музыку — лучше включать классику или самому исполнять произведения на каком-либо музыкальном инструменте. Для крохи сейчас важно не разнообразие мелодий, а именно разнообразие звуков: играйте на губной гармошке, на гитаре, пианино, скрипке – в общем, на чём умеете Также малышу будут одинаково интересны звуки и детского барабана, и музыкальной шкатулки, и пуговиц в коробке, и крупы в жестяной банке. Одним словом, импровизируйте и не оставляйте ребёнка в звуковом вакууме. Но здесь важно не перегнуть палку – всё должно быть в меру.

С полугода малыш начинает лепетать – не просто произносить отдельные звуки, а целые слоги! Самыми первыми слогами являются «ма», «па», «ба». Обязательно поддерживайте кроху, повторяйте слоги с ним, складывая их в первые слова! Чтобы ребёнок лучше артикулировал, приложите его ручки к своим губам и повторяйте разные слоги – такие занятия тоже очень эффективны! Сейчас очень важно чётко произносить слова, называя предметы, и не сюсюкать! Ребёнок должен слышать правильное произношение слов!

Прогулки с ребенком важный этап для развития речи

Ваш малыш во время прогулок уже не спит в коляске, ведь он научился сидеть! Теперь перед ним открывается новый мир, и вы должны помочь крохе освоить его. Не ходите тенью за коляской, а будьте активным собеседником вашему ребёнку! Называйте и описывайте всё, что встречается на пути малыша: деревья, голубей, собачек и кисок, других людей, цветочки. Увидите сами, сколько восторга принесут малышу такие разговоры!

Сейчас очень важны пальчиковые игры — «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Если раньше вы и играли в них с малышом, то теперь такие игры особенно продуктивны для развития речи ребёнка, ведь карапуз уже может повторять за вами движения!

C:\Users\Admin\Desktop\USB-накопитель\2020-2021\логопедия\сайт\palchikovye-igry-soroka-beloboka.jpg      C:\Users\Admin\Desktop\USB-накопитель\2020-2021\логопедия\сайт\palchikovye-igry-koza-rogataja.png

Развиваем моторику рук — развиваем речь

Уделяйте больше внимания мелкой моторике рук. Доказано, что интенсивные движения пальчиков способствуют скорейшему развитию речи малыша, эти два процесса тесно взаимосвязаны. Пусть кроха перебирает горох, фасоль, камушки, пуговки, бусины, любые мелкие предметы – но только под вашим чутким контролем! Купите ребёнку игрушки, где необходима работа пальчиков, например, развивающие центры с различными кнопочками, рычажками, колёсиками, пружинками, также вы можете смастерить их сами.

Например, сшить рыбку, у которой вместо чешуи будут пуговки; осьминога, на концах щупальцев которого будут пришиты бусинки, колокольчики и т. д. Словом, фантазируйте! Также хорошо развивает мелкую моторику лепка из пластилина. Можно дать малышу кусок теста и показать, как в него втыкаются фасолины или горошины – радости карапуза не будет предела! Хорошо развивают моторику и различные мозайки, пазлы — собирайте их вместе с крохой. И не забывайте про массаж ручек и пальчиков. Делайте его каждый день, уделяя внимание не только кисти, но и предплечью.

Развитие речи ребёнка не должно быть для вас нудной обязанностью. Вы должны полностью включаться в процесс, быть его активным участником, показывать крохе, что для вас втыкание горошинок в тесто или перекатывание бусинок не менее увлекательно, чем для него! Играйте с ребёнком с удовольствием, радуйтесь каждой минуте, проведённой рядом с малышом!

И в один прекрасный день ваши старания будут вознаграждены – вы услышите драгоценные слова –мама и папа…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи и аппликации "В гостях у сказки" (первая младшая группа)

Это занятие использовалось мной, как итоговое мероприятие в конце уч.года....

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие по сказке Колобок" с детьми первой младшей группы.

Конспект по  развитию  речи    «Путешествие по сказке колобок» Цель: приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи.Образовательные: учить сопереж...

Занятие по развитию речи и формированию культурно-гигиенический навыков в первой младшей группе «Купание куклы Алёнушки».

Занятие по развитию речи и формированию культурно-гигиенический навыков в первой младшей группе «Купание куклы Алёнушки»....