Консультация для родителей "Влияние общения на развитие речи ребёнка в возрасте с рождения до трёх лет"
консультация по логопедии (младшая группа)

Костырева Вероника Васильевна

     На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребёнка и взрослого. Ребёнок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»).Малыш не понимает ещё речи взрослого и не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются условия для последующего овладения речью. Постепенно слово для ребёнка становится обозначением предмета, определённого действия с этим предметом или действия самого предмета. (Это кукла. Кукла спит. Возьми (дай)куклу.) Ребёнок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, улыбкой, движением. У него развиваются понимание речи, а затем и инициативное обращение к взрослому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Влияние общения  на развитие речи

        ребёнка  в возрасте с рождения

                        до трёх лет

           

                                                          Консультация логопеда

     На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребёнка и взрослого.Ребёнок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»).Малыш не понимает ещё речи взрослого и не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются условия для последующего овладения речью. Постепенно слово для ребёнка становится обозначением предмета, определённого действия с этим предметом или действия самого предмета. (Это кукла. Кукла спит. Возьми (дай)куклу.) Ребёнок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, улыбкой, движением. У него развиваются понимание речи, а затем и инициативное обращение к взрослому.

     К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые слова (мама, папа, дай, ав-ав), однако для речевого общения их недостаточно. Вместе с тем малыш активнее начинает реагировать на просьбы и требования взрослого в хорошо знакомых ему ситуациях.

      Для развития слухового восприятия очень важно научить ребёнка находить источник звука (погремушка, часы, пение взрослого), а в момент разговора он должен видеть лицо взрослого, следить за тем, как тот говорит. Так развиваются понимание и подражание звукам и звукосочетаниям.

     Во время одевания надо называть части тела малыша (ножки, ручки), предметы одежды (рубашка, колготки).Ориентировка в окружающем осуществляется путём воздействия на зрение, слух, осязание.

Широко используются игры «Ладушки», «Сорока-ворона», при этом сначала слова сопровождаются действиями ребёнка, а затем даются только словесные указания («Дай ручку», «Покажи, какой ты большой»). Можно показать малышу действия игрушек (зайчик прыгает, кошка спряталась).

     Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли, желания, просьбы.

     Широко используются для развития речи произведения устного народного творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребёнок учится одновременно со словом выполнять движение.

     Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре взрослого и ребёнка. В ходе игры он выполняет определённые действия (кормит куклу, укладывает её спать).

     К трём годам словарь ребёнка насчитывает более 1000 слов, в которых есть все части речи, в том числе и служебные (предлоги, союзы, частицы). Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда», «где», «куда». Но и взрослый должен задавать ребёнку вопросы, вызывая его на разговор, диалог. Ребёнок двух-трёх лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и, конечно, может выполнять различные задания и поручения. Когда взрослый в таких случаях что-то говорит малышу (а тот может спрашивать, что-то уточняя), то речь здесь выступает в своей обычной функции – в роли средства общения. Но детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку». Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической и т.д. правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, и осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.

     Звуковая сторона речи ребёнка третьего года жизни во многом несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция, движение органов речи – языка, губ. Самую характерную для этого возраста черту звуковой стороны речи ребёнка называют общей смягчённостью. Он произносит, например, «лёзецька», а не «ложечка». Многие звуки, трудные для не сформировавшегося ещё речевого аппарата, пропускаются, заменяются другими. Прежде всего это свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ) и звук «р».

     Эти несовершенства речи впоследствии (на четвёртом-шестом году), как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребёнок, постоянно слыша речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот или иной звук, непроизносимый или неправильно произносимый ребёнком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т.п.

     Чтение детям народных песенок, потешек, разучивание их детьми способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из них, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

С уважением учитель-логопед Костырева Вероника Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Консультация для родителей «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».

Актуальность проблемы. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. ·...

Консультация: "Возрастные особенности психического развития детей от двух до трёх лет".

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продол­жает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое обще­ние ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, нача...

Консультация для родителей "Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры"

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказываетзначительное влияние на развитие ребёнка....