Животные Севера
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Садовникова Галина Сергеевна

Коррекционно-развивающая деятельность в детском саду осуществляется в условиях логопедического пункта. Физиологические и психические особенности детей с речевыми нарушениями влияют на успешное овладение ими учебным материалом, поэтому готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи.

Занятие для воспитанников подготовительной к школе группы составлено с учётом уровня имеющихся речевых проблем, индивидуальных  детей с общим недоразвитием речи, и направленно на речевую коррекцию, общее познавательно-речевое развитие, освоение устной письменной формой речи, формирование положительного психо-эмоционального состояния.

занятия включает элементы игрового характера, активизируя проявление , способствуя развитию. Занятие проводится в рамках лексической темы, которая реализуется не только в речевой деятельности, но и в процессе всех видов детской деятельности в течение тематической недели, проводимой педагогом группы (познавательной, игровой, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, театральной). Педагог группы проводит познавательно-ознакомительное занятие в начале тематической недели, создает развивающую предметную и речевую среду, осуществляет образовательную деятельность по теме на всех занятиях, учитель-логопед осуществляет подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Данное занятие является одним из последовательно проводимых тематических занятий в рамках адаптированной рабочей программы.

Цель: развитие лексико-грамматических языка у детей с недоразвитием второй год (подготовительная группа).

Методы:

  • наглядные: просмотр презентации, рассматривание картинок- иллюстраций.
  • словесные: лексико-грамматические игры, беседа.
  • практические: штриховка, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

Тип занятиякомплексное коорекционно-развивающее (систематизация  имеющихся и получение новых знаний, коррекция речевых проблем, развитие псхических функций, мелкой моторики).

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение, активизация и словаря по «Животные Севера»;
  • обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами;
  • совершенствование грамматического речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование множественного числа существительных).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речи, речевого фонематического восприятия, голоса интонации, слогового анализа, мелкой и общей моторики, высших психических функций (мышления, памяти).

задачи:

Воспитание навыков самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Демонстрационный материал - большой атлас «Волшебный животных», интерактивная доска, мольберт, презентация Севера. игрушки животных, игра портала «Животные», с записью животных.

Раздаточный материал -  с животных для по количеству картинки с игрушечного медвежонка, карандаши.

Предварительная (проводится и групп): иллюстраций из «Волшебный животных», рассказов о из экологической «Животные Севера», пальчиковой гимнастики «Животные Севера» и физкультминутки «Мы артисты», плана рассказа диком отгадывание о животных.

инновационных технологий:

  • Информационные технологии: «Слова-аудиоголосов , интерактивная логопедического интернет-портала
  • Приемы технологий: видов деятельности, гимнастика с координация с психогимнастические упражнения, упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание 2.1.

учителя-логопеда Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 1 «Росинка»

Садовниковой Галины Сергеевны

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка

на тему: «Животные Севера»

Выполнила:

Садовникова Галина Сергеевна

(Ф.И.О.)

Учитель-логопед

(должность)

Лангепасское городское муниципальное

 дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Росинка»

(место работы)

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая деятельность в детском саду осуществляется в условиях логопедического пункта. Физиологические и психические особенности детей с речевыми нарушениями влияют на успешное овладение ими учебным материалом, поэтому готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи.

Занятие для воспитанников подготовительной к школе группы составлено с учётом уровня имеющихся речевых проблем, индивидуальных   детей с общим недоразвитием речи, и направленно на речевую коррекцию, общее познавательно-речевое развитие, освоение устной  письменной формой речи, формирование положительного психо-эмоционального состояния.

 занятия включает элементы игрового характера, активизируя проявление , способствуя  развитию. Занятие проводится в рамках лексической темы, которая реализуется не только в речевой деятельности, но и в процессе всех видов детской деятельности в течение тематической недели, проводимой педагогом группы (познавательной, игровой, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, театральной). Педагог группы проводит познавательно-ознакомительное занятие в начале тематической недели, создает развивающую предметную и речевую среду, осуществляет образовательную деятельность по теме на всех занятиях, учитель-логопед осуществляет подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Данное занятие является одним из последовательно проводимых тематических занятий в рамках адаптированной рабочей программы.

Цель: развитие лексико-грамматических  языка у детей с  недоразвитием  второй год  (подготовительная группа).

Методы:

  • наглядные: просмотр презентации, рассматривание картинок- иллюстраций.
  • словесные: лексико-грамматические игры, беседа.
  • практические: штриховка, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

Тип занятия комплексное коорекционно-развивающее (систематизация  имеющихся и получение новых знаний, коррекция речевых проблем, развитие псхических функций, мелкой моторики).

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение, активизация и  словаря по  «Животные Севера»;
  • обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами;
  • совершенствование грамматического  речи  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование множественного числа существительных).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие  речи, речевого  фонематического восприятия,  голоса  интонации,  слогового анализа, мелкой и общей моторики, высших психических функций ( мышления, памяти).

 задачи:

Воспитание  навыков  самостоятельности,  инициативности.

Оборудование:

Демонстрационный материал - большой атлас «Волшебный  животных», интерактивная доска, мольберт,  презентация  Севера.  игрушки животных,  игра  портала  «Животные»,  с записью  животных.

Раздаточный материал -   с  животных для  по количеству  картинки с  игрушечного медвежонка, карандаши.

Предварительная  (проводится и групп):  иллюстраций из  «Волшебный  животных»,  рассказов о  из экологической  «Животные Севера»,  пальчиковой гимнастики «Животные Севера» и физкультминутки «Мы артисты»,  плана рассказа  диком  отгадывание  о животных.

 инновационных технологий:

  • Информационные технологии:  «Слова- аудио голосов , интерактивная  логопедического интернет-портала
  • Приемы  технологий:  видов деятельности,  гимнастика с  координация  с  психогимнастические упражнения,  упражнения.

Ход

1.Организационный этап (объявление  занятия, создание  положительного фона: начало занятия непосредственно организует детей, переключает их внимание на предстоящую деятельность, вызывает интерес к ней, создает соответствующий эмоциональный настрой. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться, чтобы получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился).

Учитель-логопед: Ребята, предлагаю отправиться путешествовать на Север. Ребята, а что такое Север? (предполагаемые ответы детей: где снег лежит круглый год). Правильно, ребята. Север – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Где находится Север на атласе? (рассмотреть с детьми). Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных.

Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течении 1-2 месяцев тает снег.

А как мы туда можем добраться?  (предполагаемые ответы детей: на самолете). Ну тогда полетели!

Учитель-логопед демонстрирует местонахождение и приглашает  в кабинет (при входе в кабинет табличка «Север»). На столах  игрушки –  Севера, звучит  звуков животных Севера. Предлагает ребятам вслушаться в звуки, голоса.

Учитель-логопед. Скажите, ребята, где мы сейчас находимся? Правильно, мы с вами зались на Севере.  сколько вокруг  Назовите их. Посмотрите, все ли здесь звери находятся, живущие в холодных странах? Может кто-то здесь лишний?

Дети находят лишнюю игрушку животного (слона) среди других. Учитель-логопед комментирует выбор детей, побуждая к полным ответам и умозаключениям.

 Учитель-логопед: Чьи  вы  слышали? (предполагаемые ответы детей: морского котика, полярной совы, тюленя, волка).

Учитель-логопед проговаривает ответы детей, побуждая к полным ответам и умозаключениям.

Учитель-логопед: Я слышала, слышала  белого медведя. Повторите, что мы слышали? (дети повторяют полными предложениями). 

А, чтобы узнать какие животные живут на севере надо отгадать загадки.

Загадки (картинки - отгадки с изображением животных выставлять на мольберте)

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он -. Тюлень

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь. Моржи

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? – Белые медведи.

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный Олень.

Учитель-логопед: А ещё там живут: песец, лемминг, овцебык, полярная сова и заяц-русак, белый волк, касатка, белуха.

Пальчиковая гимнастика «Животные Севера»

Учитель-логопед читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом:

Кто на севере живет?                        Хлопки ладошки-кулачки, переменно

Кто там ест и кто там пьёт?                Разжимаем и сжимают кулачки

Звери необычные к холоду привычные.      Растираем ладошки

Вот песец из норки смотрит,                     Изображаем «бинокль»

Белый мишка важно ходит,                      «шагаем» пальчиками по столу

Ну, а морж как капитан покоряет океан,         «Лодочка» двигается вперед

Гордый северный олень                  «рога» и повороты головы влево-вправо

грузы возит целый день.                                       

. Основной

Учитель-логопед выключает  и  детей  к мольберту, на котором размещён  атлас «Волшебный  животных».

1.Упражнение  о животных».

Учитель-логопед: Раз  мы  на Севере,  расскажем о  которые  вокруг  Вспомните план .

Дети вспоминают схему составления описательного рассказа, при необходимости выставляется схема. (Предположительный ответ: Нужно  животное,  потом  его, рассказать, какое оно по размеру, какого оно цвета, какие особенности внешнего вида можно отметить и чем оно питается).

Учитель-логопед. Правильно.  одну  и  рассказывать по  Старайтесь говорить  и  правильно  звуки.

Дети  рассказы. Учитель-логопед корректирует ответы детей.

 «Кто  внимательный?» (развитие речевого  голоса, совершенствование  представлений,  стороны речи и совершенствование навыков слогового

Учитель-логопед  внимание детей  интерактивной  с презентацией.

Учитель-логопед. Продолжаем наблюдать  животными. Смотрите  них  и , как они  звуки.  попробуем  порычать  медведь или  как тюлень.

Дети и учитель-логопед имитируют  животных  слуховому примеру, представленному в интерактивной игре.

Учитель-логопед. Есть  здесь животные,  названии которых  звук Ль? (предполагаемые ответы детей: тюленя, олень)

Учитель-логопед.  назовите животных,  названии  есть  Л. (предполагаемые ответы детей: белуга, волк).

Учитель-логопед. Разделите  животных  слоги.

Дети называют животное и называют количество слогов в его названии (предполагаемые ответы детей. В слове волк  слог. В слове медведь два слога. И т.п.).

3.  «Скажи наоборот».

Учитель-логопед.  игра  знакома. Учимся  слова «наоборот».  начинаю  а  его заканчиваете.

Олень быстрый, а медведь неуклюжий.

 Медведь большой, а песец маленький.

Дети отвечают, учитель-логопед комментирует высказывания детей.

4.Упражнение с мячом «Один-много».

Учитель-логопед. Учимся  слова, поиграем с мячом. Я называю животное и бросаю мяч в руки кому-то из вас. Тот, кому я бросила мяч его ловит и называет это животное во множественном числе, например, песец – песцы. Начинаем. Учитель-логопед бросает детям мяч по очереди, называя животного. Дети ловят мяч, отвечают и возвращают мяч педагогу. В случае необходимости педагог комментирует высказывания детей.

5.Упражнение  скорее?»

Учитель-логопед  детей за  где лежат  и

Учитель-логопед.  по одному  а потом  его  карандашом  вертикальными линиями,  очень близко  к  Постарайтесь  задание быстро  аккуратно.

Дети  задание, логопед хвалит за аккуратно выполненную работу.

6.  Физминутка «Мы -  

Учитель-логопед  какие-либо  а дети  повторят, затем  придумывают  сами: ленивого тюленя, быстрого оленя,  медведя и т.п.)

Учитель-логопед. Отлично, вы  с этим  Теперь давайте  голосом как  медведь (громко,  голосом)  как  медвежонок (тихо,  голосом).

Дети  задание.

III Заключительный этап (рефлексия занятия).

Учитель-логопед  детям вспомнить,  какие игры  играли,  задания  что им  интересно делать.

Учитель-логопед. Ребята, время нашего путешествия подошло к концу, нам пора возвращаться. Какие игры вам больше всего помогли понять и запомнить животных, живущих на Севере? Что вам запомнилось в путешествии? (примерные ответы детей: «Мне было интересно услышать, как кричит медведь»).

 ребенку логопед  картинку с  игрушечного медвежонка, чтобы  выполнить штриховку  вместе с

Представляя данное аттестационное задание, я, Садовникова Галина Сергеевна, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

_____________                                                    ______________________

         подпись                                                                                    расшифровка подписи

«____»___________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.

Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»...

Презентация для занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Презентация для занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»...

Проект "Животные Севера, Африки и экзотические животные"

Проект знакомит детей с классификацией животных северного континента и африканского. Так-же в проекте речь идет о редких животных. Дидактические игры, в игровой форме знакомят детей  тем, чем пит...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...