Индивидуальное занятие с использованием сказкотерапии на этапе постановки звука «Ш».
план-конспект занятия по логопедии

Комарова Марина Александровна

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv_zanyatie_skazkoterapiya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

                дошкольное отделение   2

Индивидуальное занятие

с использованием сказкотерапии на этапе постановки звука «Ш».

        

Выполнила:

учитель-логопед

Комарова Марина Александровна

г. Москва,  Троицк

20017г.

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки-символы с артикуляционными упражнениями, настольный кукольный театр, яблочки, корзинки, камешки, соленое тесто.

Ход занятия:

- Здравствуй (имя ребенка) я очень рада тебя видеть. Скажи, ты любишь сказки? (отвечает ребенок)

Сегодня я приглашаю тебя в гости в сказку. Как ты думаешь, на чём можно отправиться в сказку? Какие сказочные средства передвижения ты знаешь?

 ( ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, ступа Бабы Яги, летучий корабль).

- Закрой глаза и поверниь вокруг себя  один  раз. ( звучит музыка « В гостях у сказки»)

- Глазки закрываем: раз, два, три,

Сказка оживает- внимательно смотри!( ребенок открывает глаза)

 - Угадать в какую сказку мы попали , нам поможет картина  ( по сказке

 « Гуси – лебеди»)

- Ты узнала сказку?

- Назовите героев этой сказки. ( Алёнушка, Иванушка, баба яга, гуси – лебеди, яблонька, речка, печка).

- А кто из героев добрый, а кто злой?

-По каким поступкам героев ты узнала кто из них злой, а кто добрый?

-  Почему гуси – лебеди  утащили  Иванушку?

- Как Алёнушке  спасти своего братца?

- А  ты хочешь помочь Алёнушке?

- Если ты готова, тогда в путь.

По дорожке переворачиваем картинки с символами артикуляционной гимнастики и выполняем упражнения для постановки шипящих звуков. «Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Трубочка»

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

Напомни мне - кто первым попросил помощи у Аленушки? (отвечает ребенок).

 А вот и  яблонька, на ней яблочки. Услышала Аленушка, как яблонька шелестит листочками: ШШШШШ

Давай,  тоже попробуем.

3. Постановка звука.

1-й способ 

 Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

 Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

-Умница, у тебя хорошо получается!

Посмотри, стоият под яблонькой две корзинки: краснаяя и зеленая. Нужно сорвать яблочко и положить его в краснуу корзинку, если услышишь звук «Ш» и в зеленую, если нет заданного звука.

 С первым испытанием мы справились хорошо. Вспомни, какое испытание ждёт нас сейчас? (отвечает ребенок)

 Злая Баба Яга засыпала речку камнями. Просит речка освободить её дно от камней. Давай  ей поможем, доставай камешек, когда услышишь звук «Ш» в слоге.

- Мы выполнили ещё одно испытание. Устала? Я предлагаю отдохнуть на берегу речки. (ребенок садится на подушку и слушает релаксационную музыку со звуками воды).

Нам пора идти дальше. Мы помогли яблоньке, речке. А кто ещё просил помощи у Алёнушки? ( печка)

 Просит печка , чтобы мы слепили пирожков. Давайте поможем.  Ты умеешь печь пироги?

 ( лепка пирогов: работа с солёным тестом.)

Какие унас аппетитные пироги получились. У меня пирожки с вишней-вишневые, а тебя какие?(ребенок называет)

 Вот мы и вышли на лесную опушку. Посмотри:  а на ней не царский дворец, не хоромы боярские,  не изба крестьянская, а   избушка .... ( ребенок договаривает).

 Только как нам её повернуть передом? ( ребенок предлагает различные варианты) . А какие вежливые слова надо сказать , когда мы о чём – либо просим. ( Пожалуйста).

 - ФУ – фу,  чую, чую – русским духом пахнет. Кто такие, зачем пожаловали? (отвечает ребенок)

  Знаю, знаю. Мне уже рассказали, что ты со всеми заданиями справилась, проявила трудолюбие, смекалку. А вот моё задание сможешь выполнить, тогда так и быть верну братца твоено – Иванушку.

Учусь я одну буковку писать, да никак не получается. Пеоможешь написать? (отвечает ребенок)

Ребенок пишет букву «Ш» и Баба-Яга возвращает Иванушку.

- Пора нам возвращаться.

Глазки закрываем:раз, два, три.

Сказку покидаем, только не грусти

 Открывай глазки, вот мы снова оказались в детском саду.

 Тебе понравилось путешествие в сказку?

- Кого мы выручали из беды?

- Как помогали?

- Что было самое трудное?

- Что запомнилось?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...