Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.
    план-конспект занятия по логопедии на тему

    Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

    1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

    2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

    2. Развитие мимических мышц лица

    3. Развитие артикуляционной моторики

    4. Развитие правильного речевого дыхания

    5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях

    6. Развитие фонематических процессов

    7. Развитие связи звука и буквы

    8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zvuk_sh_puteshestvenniki.docx18.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального логопедического занятия

     с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

    учитель-логопед: Кошкина И.И.

    Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

    1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

    2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

    2. Развитие мимических мышц лица

    3. Развитие артикуляционной моторики

    4. Развитие правильного речевого дыхания

    5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях

    6. Развитие фонематических процессов

    7. Развитие связи звука и буквы

    8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

    Коррекционно-воспитательные:

    1.Привитие навыков самоконтроля за речью

    2. Воспитание усидчивости на занятии

    3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

    Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, алфавит, артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции,

    фишка синего цвета, схема слова, кукла мышонка, счётные палочки, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

    Ход занятия

    1.Организационный момент. (1мин)

    Здравствуй Вика! Я рада встрече с тобой!

    Правило речи:

    Каждый день, всегда, везде,

    На занятиях, в игре

    Громко, четко, говорим

    И никогда мы не спешим!

    2. Тема занятия (2 мин)

    Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Посмотри кто это? Правильно, мышонок. Мышонок нас приглашают в путешествие.

    Итак, мы с тобой собрались в путешествие.

    Взяли мы с собой

    Пшено для каши,

    Сушки для Маши.

    Для супа горошек,

    Обед сварим хороший!

    - Какой звук в этом стихотворении ты слышишь чаще всего?

    - Звук [ш].

    - Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].

    З. Развитие мелкой моторики.

    - Давай мы приготовимся к путешествию вместе с мышонком, сделаем упражнение с мячиком-ёжиком.

    Мячик в руки я возьму,

    Крепко рученькой сожму (смена рук).

    Чтобы путешественником быть,

    Землю родную надо любить (смена рук)

    Буду мячик я сжимать,

    В пальцах силу прибавлять!

    4. Упражнения на развитие длительной воздушной струи и мимики.

    СЛАЙД 5.

    Логопед: Это Мышкин сад. Ей очень нравится разводить цветы. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки.

    Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.

    – Какой красивый получился сад. Наша мышка очень довольна.

    4. Мимические упражнения.

    Какая сегодня хорошая погода!

    Солнышку мы улыбнёмся,

    И прищурим глазки.

    Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)

    Смотрим без опаски.

    Видим радугу за речкой

    Всем на удивленье, (показать удивление)

    В поход мы отправляемся с хорошим настроением!

    5. Артикуляционная гимнастика. 

    СЛАЙД 6

    Логопед: Вышла Мышка на улицу еще раз посмотреть на свой сад, посмотрела, а заборчик уже закрыт (упражнение «Заборчик»),собралась уходить, смотрит на заборчик птенчик сел («птенчик»), он то взлетит, то снова сядет (чередование «Заборчик» – «птенчик»). Посмотрела Мышка на него, взяла «лопатку», да грядку в саду поправила. Когда грядку поправила, решила на качелях покачаться («качели»). Пошла в дом, решила перед дорожкой чая выпить. Взяла «чашечку» налила чай. Выпила одну чашку, вторую, третью, а потом вспомнила, что у нее «варенье вкусное» есть, его поела. Все убрала (убрать язычок в рот).

    Упражнение с соской.

    6. Произношение изолированного звука.

    - Давай поможем нашим путешественникам надуть воздушный шар. Произноси звук “Ш-Ш-Ш” (сопровождается движениями рук). Посмотри, какой большой шар надули, можно взлетать!

    7. Анализ артикуляции звука.

    Слайд 7.

    (В качестве наглядности - артикуляционный профиль звука [ш] и план – схема органов артикуляции).

    Мышонок полетел, а мы с тобой побеседуем. В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?

    - Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок похож на “чашечку”.

    - Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?

    Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.

    8. Характеристика звука.

    - Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?

    - Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).

    - Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].

    - Глухой.

    - Этот звук твёрдый или мягкий?

    - Твёрдый.

    - Какой фишкой мы его обозначим?

    - Фишкой синего цвета.

    - Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

    Автоматизация звука (ш) в слогах.

    СЛАЙД 10

    Логопед: Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

    Ша-шо-шу-шы ши-шо-шу-ша

    9. Развитие фонематического слуха.

    - Определи, пожалуйста, место звука [ш] в словах: шапка, мышка, малыш (определение звука в словах)

    10. Связь звука с буквой.

    - Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.

    11. Физ. минутка.

    - Посмотри, мышонок приземлился, и приглашает тебя продолжить с ним путешествие. Пойдём вместе с ним в поход!

    По родной земле с тобой

    Мы весело шагаем.

    Весело шагаем-

    Ножки поднимаем!

    Направо пойдём – (поворот направо)

    В лесочек зайдём!

    Шаг немного замедляем,

    И грибочки собираем (наклоны)

    Набрали полное лукошко,

    Шаг ускорили немножко!

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Край родной с тобой узнаем.

    12. Автоматизация звука в слогах. СЛАЙДЫ 14-15.

    Логопед: Вот и домик Мышки. Вошла мышка в дом, а на небе тучки заходили. Скучно ей стало, посмотрела она на небо и стала сочинять стихи. А чтобы Мышке было легче, подскажи ей последние словечки. Может тогда и тучки с неба уплывут.

    Рисуют дружно малыши,
    У них в руках ... 
    карандаши.
    Носит яркий гребешок
    Наш веселый ... 
    петушок.
    Вот бежит малышка —
    Серенькая ... 
    мышка.
    Зашуршали тихо шины —
    Это едет к нам ... 
    машина.
    Мама просит Машу:
    «Свари братишке 
    ... кашу».
    Мышка моется под душем,
    Моет хвостик, моет 
    ... уши.

    – Вот мы помогли Мышке разогнать все тучки. И на небе выглянуло яркое … солнышко. Мышка очень обрадовалась, улыбнулась, и (нажать на солнце) запела веселую песенку.

    Мышка пошла в магазин за покупками.

    Слайд 15-16

    13. Автоматизация звука в словах и предложениях.

    - Помоги мышонку сосчитать машины (1… 2 ….3)

    - Помоги мышонку сосчитать шубы(1… 2 ….3)

    15. Гимнастика для глаз.

    Открываем глазки – раз,
    А зажмуриваем – два,
    1-2-3-4,
    Раскрываем глазки шире.
    А теперь опять сомкнули,
    Наши глазки отдохнули.

    Поморгаем много раз,

    Весёлая гимнастика

    Сохранит здоровье глаз!

    16. Образование прилагательных от существительных

    Повеселел наш мышонок и понял тогда он, что если руки и голова делом заняты, то скучать некогда. Он предлагает нам поиграть в еще одну игру, “Назови какой”.

    Мишка из плюша какой? -….(плюшевый)

    Шарф из шелка какой? - …(шелковый)

    Шарик, надутый воздухом какой? - …(воздушный)

    Батончик из шоколада какой? - … (шоколадный).

    17. Поход к бабушке с дедушкой

    18. Домашнее задание.

    В тетрадь вклеивается карточка по автоматизации звука [Ш].

    19. Рефлексия занятия

    Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. СЛАЙД 16.

    Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

    – Вспомни и расскажи, как мы помогали мышке?

    – Какие задания ты выполнял?

    – Какое из них для тебя были наиболее трудными? Почему?

    – А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (ш-ш-ш).

    20. Итог занятия.

    Молодец, сегодня ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук [ш]. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия "День рождения у Шарика". Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук....

    Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».

    Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, слова...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: Автоматизация звука [Р].

    Материал можно использовать учителям - логопедам детских садов на занятиях в старшей или подготовительной группе в работе по коррекции звука [Р]. Целью занятия является автоматизация звука [ Р]....

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

    Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях

    Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

    Конспект индивидуального логопедического занятия "Лунтик и его друзья. Автоматизация звука [Л]"

    Конспект индивидуального логопедического занятия "Лунтик и его друзья. Автоматизация звука Л".Цель: автоматизация правильного произношения звука Л в словах, чистоговорках, предложениях....