Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие мимических мышц лица

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие правильного речевого дыхания

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях

6. Развитие фонематических процессов

7. Развитие связи звука и буквы

8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_sh_puteshestvenniki.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

 с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

учитель-логопед: Кошкина И.И.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие мимических мышц лица

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие правильного речевого дыхания

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях

6. Развитие фонематических процессов

7. Развитие связи звука и буквы

8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание усидчивости на занятии

3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, алфавит, артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции,

фишка синего цвета, схема слова, кукла мышонка, счётные палочки, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент. (1мин)

Здравствуй Вика! Я рада встрече с тобой!

Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Тема занятия (2 мин)

Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Посмотри кто это? Правильно, мышонок. Мышонок нас приглашают в путешествие.

Итак, мы с тобой собрались в путешествие.

Взяли мы с собой

Пшено для каши,

Сушки для Маши.

Для супа горошек,

Обед сварим хороший!

- Какой звук в этом стихотворении ты слышишь чаще всего?

- Звук [ш].

- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].

З. Развитие мелкой моторики.

- Давай мы приготовимся к путешествию вместе с мышонком, сделаем упражнение с мячиком-ёжиком.

Мячик в руки я возьму,

Крепко рученькой сожму (смена рук).

Чтобы путешественником быть,

Землю родную надо любить (смена рук)

Буду мячик я сжимать,

В пальцах силу прибавлять!

4. Упражнения на развитие длительной воздушной струи и мимики.

СЛАЙД 5.

Логопед: Это Мышкин сад. Ей очень нравится разводить цветы. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки.

Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.

– Какой красивый получился сад. Наша мышка очень довольна.

4. Мимические упражнения.

Какая сегодня хорошая погода!

Солнышку мы улыбнёмся,

И прищурим глазки.

Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)

Смотрим без опаски.

Видим радугу за речкой

Всем на удивленье, (показать удивление)

В поход мы отправляемся с хорошим настроением!

5. Артикуляционная гимнастика. 

СЛАЙД 6

Логопед: Вышла Мышка на улицу еще раз посмотреть на свой сад, посмотрела, а заборчик уже закрыт (упражнение «Заборчик»),собралась уходить, смотрит на заборчик птенчик сел («птенчик»), он то взлетит, то снова сядет (чередование «Заборчик» – «птенчик»). Посмотрела Мышка на него, взяла «лопатку», да грядку в саду поправила. Когда грядку поправила, решила на качелях покачаться («качели»). Пошла в дом, решила перед дорожкой чая выпить. Взяла «чашечку» налила чай. Выпила одну чашку, вторую, третью, а потом вспомнила, что у нее «варенье вкусное» есть, его поела. Все убрала (убрать язычок в рот).

Упражнение с соской.

6. Произношение изолированного звука.

- Давай поможем нашим путешественникам надуть воздушный шар. Произноси звук “Ш-Ш-Ш” (сопровождается движениями рук). Посмотри, какой большой шар надули, можно взлетать!

7. Анализ артикуляции звука.

Слайд 7.

(В качестве наглядности - артикуляционный профиль звука [ш] и план – схема органов артикуляции).

Мышонок полетел, а мы с тобой побеседуем. В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?

- Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок похож на “чашечку”.

- Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?

Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.

8. Характеристика звука.

- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?

- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).

- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].

- Глухой.

- Этот звук твёрдый или мягкий?

- Твёрдый.

- Какой фишкой мы его обозначим?

- Фишкой синего цвета.

- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

Автоматизация звука (ш) в слогах.

СЛАЙД 10

Логопед: Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

Ша-шо-шу-шы ши-шо-шу-ша

9. Развитие фонематического слуха.

- Определи, пожалуйста, место звука [ш] в словах: шапка, мышка, малыш (определение звука в словах)

10. Связь звука с буквой.

- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.

11. Физ. минутка.

- Посмотри, мышонок приземлился, и приглашает тебя продолжить с ним путешествие. Пойдём вместе с ним в поход!

По родной земле с тобой

Мы весело шагаем.

Весело шагаем-

Ножки поднимаем!

Направо пойдём – (поворот направо)

В лесочек зайдём!

Шаг немного замедляем,

И грибочки собираем (наклоны)

Набрали полное лукошко,

Шаг ускорили немножко!

Мы шагаем, мы шагаем,

Край родной с тобой узнаем.

12. Автоматизация звука в слогах. СЛАЙДЫ 14-15.

Логопед: Вот и домик Мышки. Вошла мышка в дом, а на небе тучки заходили. Скучно ей стало, посмотрела она на небо и стала сочинять стихи. А чтобы Мышке было легче, подскажи ей последние словечки. Может тогда и тучки с неба уплывут.

Рисуют дружно малыши,
У них в руках ... 
карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый ... 
петушок.
Вот бежит малышка —
Серенькая ... 
мышка.
Зашуршали тихо шины —
Это едет к нам ... 
машина.
Мама просит Машу:
«Свари братишке 
... кашу».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет 
... уши.

– Вот мы помогли Мышке разогнать все тучки. И на небе выглянуло яркое … солнышко. Мышка очень обрадовалась, улыбнулась, и (нажать на солнце) запела веселую песенку.

Мышка пошла в магазин за покупками.

Слайд 15-16

13. Автоматизация звука в словах и предложениях.

- Помоги мышонку сосчитать машины (1… 2 ….3)

- Помоги мышонку сосчитать шубы(1… 2 ….3)

15. Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

Поморгаем много раз,

Весёлая гимнастика

Сохранит здоровье глаз!

16. Образование прилагательных от существительных

Повеселел наш мышонок и понял тогда он, что если руки и голова делом заняты, то скучать некогда. Он предлагает нам поиграть в еще одну игру, “Назови какой”.

Мишка из плюша какой? -….(плюшевый)

Шарф из шелка какой? - …(шелковый)

Шарик, надутый воздухом какой? - …(воздушный)

Батончик из шоколада какой? - … (шоколадный).

17. Поход к бабушке с дедушкой

18. Домашнее задание.

В тетрадь вклеивается карточка по автоматизации звука [Ш].

19. Рефлексия занятия

Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. СЛАЙД 16.

Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

– Вспомни и расскажи, как мы помогали мышке?

– Какие задания ты выполнял?

– Какое из них для тебя были наиболее трудными? Почему?

– А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (ш-ш-ш).

20. Итог занятия.

Молодец, сегодня ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук [ш]. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "День рождения у Шарика". Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук....

Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, слова...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению на этапе автоматизации для ребенка с ОНР (III уровень). “Автоматизация звука Р”.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению на этапе автоматизации для ребенка с ОНР (III уровень).“Автоматизация звука Р”....

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия на тему: «В зоопарке. Автоматизация звука р в словах и предложениях»

Конспект содержит подробное описание логопедического индивидуального занятия с ребенком шести лет. Занятие направлено на автоматизацию произношения звука р в словах и предложениях.http://doospc.dop.o...