Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, словах с прямым и обратным слогом. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звука в речи. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №224»

Конспект

 индивидуального логопедического занятия для детей с ТНР.

Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом». 

Конспект составила:

Прохорова Е.В

учитель-логопед

                Новокузнецкий городской округ,  2017 год

Цели: закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах с прямым и обратным слогом.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать у детей представления об акустических и артикуляционных признаках звука [р];
  • формировать умение характеризовать звук [р] по его акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
  • упражнять в выделении звука [ш] среди других звуков, в слогах, из состава слова;
  •  уточнять и обогащать словарный запас;
  • формировать навыки звукового анализа;
  • закреплять произношение звука [Р] в слогах, словах с прямым и обратным слогом;
  • упражнять в усвоении грамматический строй речи;
  • формировать просодическую сторону речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
  • развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммутикативные навыки.

Оборудование: зеркало,  птичка Чирок, конверт, картинки со звуком [Р], лист бумаги, птичка (оригами).

 

     Ход занятия.

I. Орг. момент.

Сегодня к нам в гости прилетел чирок. И принес нам конверт с очень   интересными заданиями. Он хочет услышать от тебя четкие и правильные ответы. Для закрепления звука Р.

1. Артикуляция и характеристика звука:

   Произнесем звук Р. А какой это звук (согл.,  твер., глух.)? В каком положении находятся: губы, зубы, язык? Какая воздушная струя (воздух теплый – или холодный).

   2. Артикуляционная гимнастика: Для того чтобы правильно и четко ответить, но вопросы и задания, которые нам принес Чирок нам нужно потренировать свои губки и язычок.

  • «улыбка  - трубочка», губы растянуть в улыбке, затем вытянуть трубочкой. Чередование действий 8 –10 раз;
  • «маляр», кончиком языка гладим небо, имитируем движения кистью;
  • «качели», кончиком языка (в полости рта за зубами) поднимаем к верхним зубам, затем опускаем к нижним имитируем качели;
  • «чистим зубки», кончиком языка чистим зубку, с начало верхний ряд, затем нижний;
  • «киска лакает молочко»;
  • покусование кончика языка.

Давай откроем конверт и посмотрим, какие же задания он нам предлагает.

  II. Основная часть.

3. Отраженное проговаривание слогов.

         ра -  ро – ру -  ры                                                    ар – ор – ур - ыр

         ре -  ры – ра – ро                                                    ер – ыр – ар – ор

                   ру – ре – ры – ра                                                    ур – ер – ыр – ар

          4. Отгадай загадку: После того как ребенок отгадает загадку, на стол выкладывается картинка с изображением отгадки.

  • сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный (арбуз);
  • красная девица сидит в темницы, а коса, но улице (морковь);
  • без рук, без ног, а ворота открывает (ветер);
  • ни зверь, ни птица, нас как спица, его убьешь, свою кровь прольёшь (комар).

Давай повторим с тобой еще раз отгаданные слова.

           5. Игра: «Цепочка». Чирок хочет проверить, хорошо ли ты запоминаешь, и просит повторить следующие слова.

               пар – дар – жар                                                  шар – вар – бар

               базар – комар – товар                                       горка – корка – норка

                мир – тир – пир – жир                                     вечер – катер - мастер - ветер

           6. Физ. минутка

   А теперь нам надо встать,

Руки медленно поднять

           Пальцы сжать, потом разжать,

                                                   Руки вниз и так стаять

      Наклониться вправо. Влево

 И берись скорей за дело.

            7. Отбери картинки со звуком Р. Разложи картинки на две стопочки, в одну собери картинки, в котором есть звук Р, а в другую стопочку положи картинки, в названии которых звук Р не встречается.

              Экскаватор, помидор, корова, пар, виноград, карман, трактор, катер, стакан, посуда (кастрюли), звездочки, космонавт, матрос, корзина, барабан, забор, дом, ваза, сыр, самолет.

                Назови их. Нашему гостю очень нравится как ты играешь. И поэтому он хочет задать тебе ёщё вопросы.

  • Что из этих предметов летает?
  • Что можно есть?
  • Что плавает?
  • Что ездит?
  • Что можно отнести к посуде?

            8. Игра: « Один – много». 

       Экскаватор – экскаваторы, помидор – помидоры, корова – коровы, карман, карманы и тд.

            9. Игра: «Запомни и назови». Используем картинки в названии которых встречается звук Р  из предыдущего задания, см. выше. Перед ребенком выкладывают шесть картинок и дают инструкцию: « посмотри внимательно на картинки и запомни их». Ребенку дают время, после чего картинки собираются. «Назови картинки, которые ты запомнил». После чего картинки выкладываются вновь на стол для самопроверки.    

           10. Игра: « Чего не стало». (5 – 6 карточек).

  Перед ребенком выкладывают 5 – 6 карточек, предлагают ему запомнить, что на них нарисовано. Затем ребенок закрывает глаза и одна карточка убирается. Ребенок должен отгадать какую карточку убрали.  

  1. Упражнение для активизации мелкой моторики. Составление оригами (птички).  Давай порадуем нашего гостя и сделаем из бумаги птичку.

III. Итог.

Кто сегодня к нам приходил в гости?

Какие слова со звуком Р ты запомнил из занятия?

Чем понравилось занятие? Что понравилось делать?

Ты сегодня молодец, хорошо занимался, справился со всеми заданиями, предложенными Чирком. Ему то же очень понравилось, как ты отвечал. Давай попрощаемся с Чирком.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности на тему: «Автоматизация звука [Ш] в начале и середине слова с использованием мнемотехники».

Цель:- автоматизация звука [Ш] в начале и середине слова с использованием мнемотехники;Задачи:Коррекционно  -  образовательные (Образовательная область «Коммуникация ):-  за...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...