Средства и методы логопедического обследования и формирования навыков чтения
статья по логопедии

Лалаева Р.И. и Венедиктова Л.В. установили, что характер проявлений нарушений чтения и определяется как механизмом и видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей. Более того различные нарушения чтения могут быть обусловлены разнородными этиопатогенетическими факторами. У детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи. К настоящему времени разработано и используется на практике большое количество методик диагностики дислексии, предложенных разными авторами ( А.Н. Корнев, Т.Г. Егоров, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, О.Б. Иншакова и др.). При этом все исследователи предлагают исследовать одинаковые компоненты (способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, сознательность чтения и скорость чтения). Все исследователи перед началом обследования, рекомендуют проводить беседу с целью установления доверительных отношений и взаимопонимания между испытуемым и экспериментатором, а также созданию у учащихся мотива для выполнения предлагаемых заданий. В ходе проведения эксперимента по мнению Р.Е. Лалаевой необходимо обращать внимание на то, понимает ли ребенок инструкцию, выполняет предложенные задания с интересом или формально, как реагирует на затруднения в процессе деятельности, какова эмоциональная реакция при завершении выполнения задания. Учитывая, что нарушения письменно речи не являются изолированными и являются результатом недоразвития устной речи, по мнению учёных важно получить информацию и о степени развития разных сторон устной речи у ребёнка. Такой подход позволит определить и вид дислексии. Целесообразно провести исследование по следующим направлениям. I. Исследование звукопроизношения. II. Исследование фонематического восприятия (слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков). III. Исследование звуко-слоговой структуры слова. IV. Исследование языкового анализа и синтеза (простых и сложных форм фонематического анализа, фонематического синтеза, слогового анализа и синтеза, анализа предложений на слова и синтеза предложений из слов). V. Исследование грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения). VI. Исследование зрительно-пространственных функций (оптико-пространственного гнозиса и праксиса, умения конструировать и реконструировать буквы). VII. Исследование процесса чтения. [31] Наиболее универсальной по нашему мнению можно считать методику выявления дислексии Р.И. Лалаевой, поскольку она подходит для детей с разным уровнем овладения навыками чтения. В соответствии с данной методикой детям предлагаются следующие задания: 1. Используя разрезную азбуку, логопед предлагает ребёнку прочитать отдельные буквы. 2. Используя разрезную азбуку, логопед предлагает ребёнку найти определенную букву среди других. 3. Логопед предлагает ребёнку прочитать разные слоги (прямые, обратные, слоги со стечением согласных). 4. Логопед предлагает ребёнку прочитать разные слова (сначала простые слова, затем более сложные по морфологическому и слоговому составу). 5. Логопед предлагает ребёнку прочитать отдельные предложения (восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения с целью определения сформированности первоначальных элементов выразительности чтения). Полученные в ходе диагностики результаты ложатся в основу коррекционно-логопедической работы. Отечественными учёными разработаны принципы, средства и способы проведения этой работы. Р.И. Лалаева предлагает использовать специальные приёмы, которые способствуют выработке навыков чтения у детей. Наибольшую эффективность показали следующие: 1.Задания на развитие способности к звуко-буквенному анализу слов: - подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные; - подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица); - речевое лото; - узнавание начального гласного в безударной позиции; -узнавание гласного звука в середине слова. 2. Задания, предполагающие чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав. 3. Задания на чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске. 4. Хоровое чтение трудной части рассказа. 5.Распределение частей текста для чтения между воспитанниками с учетом возможностей каждого. 6.Чтение по догадке. При определении актуальных образовательных потребностей детей с нарушениями интеллекта основное внимание уделяется коррекции ведущих нарушений в структуре дефекта. В коррекционно-логопедической работе по формированию навыков чтения используется множество способов и приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Лалаева Р.И. и  Венедиктова Л.В. установили, что характер проявлений нарушений чтения и определяется как механизмом и видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей. Более того различные нарушения чтения могут быть обусловлены разнородными  этиопатогенетическими факторами. У детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

К настоящему времени разработано и используется на практике большое количество методик диагностики дислексии, предложенных разными авторами (  А.Н. Корнев, Т.Г. Егоров, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, О.Б. Иншакова и др.). При этом все исследователи предлагают исследовать одинаковые компоненты (способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, сознательность чтения и скорость чтения).

Все исследователи перед началом обследования, рекомендуют    проводить беседу с целью   установления  доверительных отношений и  взаимопонимания между испытуемым и экспериментатором,  а также созданию у учащихся  мотива для выполнения предлагаемых заданий.

В ходе проведения эксперимента по мнению Р.Е. Лалаевой необходимо обращать внимание на то, понимает ли ребенок инструкцию, выполняет предложенные задания с интересом или формально, как реагирует на затруднения в процессе деятельности,  какова эмоциональная реакция при завершении выполнения задания.

Учитывая, что нарушения письменно речи не являются изолированными и  являются результатом недоразвития устной речи, по мнению учёных важно получить информацию и о степени  развития разных сторон устной речи у ребёнка. Такой подход позволит определить и вид дислексии. Целесообразно провести исследование по следующим направлениям. 

I. Исследование звукопроизношения.

II. Исследование фонематического восприятия (слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков).

III. Исследование звуко-слоговой структуры слова.

IV. Исследование языкового анализа и синтеза (простых и сложных форм фонематического анализа, фонематического синтеза, слогового анализа и синтеза, анализа предложений на слова и синтеза предложений из слов).

V. Исследование грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения).

VI. Исследование зрительно-пространственных функций (оптико-пространственного гнозиса и праксиса, умения конструировать и реконструировать буквы).

VII. Исследование процесса чтения. [31]

Наиболее универсальной по нашему мнению можно считать методику выявления дислексии  Р.И. Лалаевой, поскольку она подходит для детей с разным уровнем овладения  навыками чтения.  В соответствии с данной методикой детям предлагаются следующие задания:

1. Используя разрезную азбуку, логопед предлагает ребёнку прочитать отдельные буквы.

2.        Используя разрезную азбуку, логопед предлагает ребёнку найти определенную букву среди других.

3.         Логопед предлагает ребёнку прочитать разные слоги (прямые, обратные, слоги со стечением согласных).

4.        Логопед предлагает ребёнку прочитать разные слова (сначала   простые слова, затем более сложные по морфологическому и слоговому составу).

5.         Логопед предлагает ребёнку прочитать отдельные предложения (восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения  с целью определения сформированности первоначальных элементов выразительности чтения).

Полученные в ходе диагностики результаты ложатся в основу коррекционно-логопедической работы. Отечественными учёными разработаны принципы, средства и способы проведения этой работы.  Р.И. Лалаева предлагает использовать специальные приёмы, которые способствуют выработке навыков чтения у детей.  Наибольшую эффективность показали следующие:

1.Задания на развитие способности к звуко-буквенному анализу слов:

 - подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;

- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);

- речевое лото;

- узнавание начального гласного в безударной позиции;

 -узнавание гласного звука в середине слова.  

2. Задания, предполагающие чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

3.  Задания на чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске.

4. Хоровое чтение трудной части рассказа.

5.Распределение частей текста для чтения между воспитанниками с учетом возможностей каждого.

6.Чтение по догадке.

При определении  актуальных образовательных потребностей детей с нарушениями интеллекта  основное внимание уделяется коррекции ведущих нарушений в структуре дефекта. В коррекционно-логопедической работе по формированию навыков чтения используется множество способов и приёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие речи и формирование навыка чтения» у дошкольников 6-7 лет

Многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте. А ведь чтение, по словам многих выдающихся ...

Формирования навыков чтения и письма у дошкольников слоговым методом.

В статье описана методика обучения детей старшего дошкольного возраста разития фонематических процессов и обучение послоговому чтению....

Дидактическая игра для формирования навыков чтения «По морю-океану кораблики плывут».

Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. При этом не возможно, избежать повторного перечитывания одних и тех же с...

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...

Средства и методы логопедического обследования и формирования навыков чтения

При определении  актуальных образовательных потребностей младших школьников с нарушениями интеллекта   основное внимание уделяется коррекции ведущих нарушений в структуре дефекта. В кор...

Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.

Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...