«Коррекция нарушений формирования лексико-грамматического строя и связной речи у детей с ОНР».
консультация по логопедии

Лебедева Анна Владимировна

Сообщение для воспитателей комбинированных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitatelyam.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Сказка» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Сообщение для воспитателей комбинированных групп на тему:

«Коррекция нарушений формирования лексико-грамматического строя  и связной речи

у детей с ОНР»

Учитель-логопед Лебедева А. В.

Грамматический строй речи, или грамматика – это строй языка, система отношений между языковыми категориями. Грамматика включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: морфологию, словообразование и синтаксис. Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи сложен.  

У детей с такой речевой патологией как общее недоразвитие речи (далее ОНР) формирование грамматического строя речи протекает своеобразно. Это проявляется в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Детям с общим недоразвитием речи свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами.    В речи детей с ОНР встречается множество аграмматизмов, которые не подвергаются спонтанной коррекции. Для устранения грамматических ошибок у дошкольников с ОНР требуется длительная систематическая целенаправленная работа.

     Работа по коррекции и нарушения грамматического строя речи должна осуществляться в речевых группах на всех занятиях, а так же во время режимных моментов и на прогулке.  Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребёнка.

Коррекционная работа воспитателя  в повседневной жизни.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, упражнения в грамматически правильном оформлении предложений.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

В умывальной комнате идёт накопление словаря и работа по развитию понимания речи.

Например:

• Катя, что ты делаешь?

• Умываюсь.

• Семен, что ты моешь?

• Лицо (руки).

• Чем мы моем руки, Миша?

• Водой (мылом).

• А какая у нас вода, Полина?

• Теплая (холодная).

• Степан, какое у тебя мыло?

• Душистое (туалетное, белое).

• Дети, чем будем вытираться?

• Полотенцем.

• Давайте скажем все по одному слову, какое у нас полотенце?

• Белое (мягкое, чистое, глаженое) и т. д.

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

Дежурство по столовой.

• Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Ваня. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.

• Лиза, какую посуд ты расставляешь?

• Тарелки.

• Куда ты ставишь тарелки?

• На стол.

• Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?

• Глубокие.

• Какой формы твои тарелки?

• Круглые.

• Какого цвета тарелки?

• Белые с рисунком.

• Из какого материала сделаны тарелки?

• Из фарфора.

• Сколько тарелок на одном столе?

• Две тарелки.

• Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?

• Ставлю осторожно.

• Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?

• Они бьются.

• Ваня, а что кладешь на стол ты?

• Ложки и вилки.

• С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?

• Справа.

• В какой руке дети будут держать ложку?

• В правой руке.

• Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?

• Тяжелая, металлическая, блестящая и др.

• Что мы будем делать ложкой?

• Кушать (суп) и т. д.

Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:

• Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?

• Прямо (ровно) .

• Тихо (спокойно).

• Как мы должны кушать?

• Бесшумно.

• Молча.

• С закрытым ртом и т. д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Развитие речи во время прогулки.

  Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем:

  • поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
  • в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;
  • посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
  • загадать загадку и найти отгадку;
  • поискать приметы времени года;
  • познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;
  • прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
  • поиграть в игру природоведческого содержания, например: »С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой детки ветки?» и т.д.

Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающим миром, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, великолепное, весеннее, теплое. Можно подбирать признаки и к явлениям природы. Какой сегодня ветер, дождь, какие снежинки.

Развитие речи во время коррекционной работы (коррекционный час, занятия).

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; ознакомление с окружающим миром, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)

При организации занятий, важно помнить, что люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестеников.

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия указать, какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

1) Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?

2) Образование уменьшительно-ласкательных названий;

3) Употребление форм существительных во множественном числе;

4)  Образование притяжательных и относительных  прилагательных;

5) Автоматизация поставленных звуков;

6) Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

7) Работа над предложением;

Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

В начале обучения, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор сказок и рассказов, рассматривание  объектов, сюжетных картинок, пересказ  коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа  объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок.

В отличии от массовой группы на занятиях в логопедической группе, все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Каждый ребенок должен 8 раз проявить свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии воспитателя – это показатель хорошей речевой активности.

Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными.

Папку взаимодействия логопеда и воспитателя, воспитатели  используют при работе с детьми в вечернее время, а так же проводя коррекционную работу с детьми.

Благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Профессии" в средней группе детей с ТНР

НОД  Тема "Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Профессии" в средней группе детей с ТНР...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...