Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Ранняя осень»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

На занятии дети изучат названия осенних месяцев, признаков осени, научатся составлять рассказ об осени по мнемосхеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Ранняя осень"27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Ранняя осень»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Ранняя осень»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Изучить названия осенних месяцев, признаков осени.

5. Учить делать описание овощу, фрукту с наводящими вопросами.

6. Учить составлять рассказ об осени по мнемосхеме.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Ранняя осень».

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете что-за гость. (Слайд 2)

Логопед: Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …

Дети: Осень  (Слайд №3)

Логопед: А сейчас начнем с артикуляционной гимнастики. (Слайд 4)

Логопед: Ребята, кто мне скажет, сколько длится осень? Кто знает названия осенних месяцев? Отгадайте загадки! (Слайд 5)

Логопед:

Дети: Октябрь

Логопед:

Дети: Ноябрь.

Логопед: Молодцы! Вот мы  и узнали как называются осенние месяцы.

Логопед: Ребята самый первый месяц осени – это сентябрь на улице становится прохладно. Сентябрь  - пора осенних ветров. (Слайд 6)

 Как называется погода, когда дует ветер?

Дети: Ветреная

Логопед: Правильно! Ещё сентябрь - пора осенних туманов. Как называется погода, когда стоит туман? (Слайд 7)

Дети: Туманная

Логопед: Правильно! Также сентябрь - пора осенних дождей. Как называется погода, когда идет дождь? (Слайд 8)

Дети: Дождливая

Логопед: Молодцы! Сентябрь одарил богатым урожаем.  А каким урожаем, мы узнаем, разгадывая загадки. (Слайд 9)

Логопед: Верите, не верите, мы родом из Америки. (Слайд 10)

                 В сказке мы сеньоры, на грядке …

Дети: Помидоры.

Логопед: А на этой грядке разыгрались прядки.

                Зеленые хитрецы молодые …

Дети: Огурцы.

Логопед: Огурцы, помидоры и всё что растет на грядке в огороде, как можно назвать одним словом? (Слайд 11)

Дети: Овощи

Логопед: Правильно! А какие овощи вы знаете ещё?

Дети: Капуста, морковь, перец, картошка и т.д.

Логопед: Молодцы! У меня для вас ещё загадки.

Логопед: Она на вкус хорошая, на лампочку похожая.(Слайд 12)

Дети: Груша.

Логопед: Молодцы! Следующая загадка.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?

Дети: Лимон.

Логопед: Лимон, груша и всё что растет в саду на деревьях, как можно назвать одним словом? (Слайд 13)

Дети: Фрукты

Логопед: Молодцы! Правильно! А какие фрукты вы знаете ещё?

Дети: Яблоки, бананы, мандарины, виноград, ананас и т.д.

Логопед: Ребята посмотрите, какое яблоко я для вас нашла. Опишите яблоко. Скажите, какое яблоко? (Слайд 14)

Дети: Яблоко красное.

Логопед: Какая форма у яблока?

Дети: Яблоко круглое.

Логопед: А на вкус яблоко, может быть какое?

Дети: Кислое и сладкое.

Логопед: Молодцы! Ребята, а когда мы яблоко откусываем, что слышим?

Дети: Мы слышим хруст.

Логопед: Молодцы! Если мы слышим хруст, значит яблоко какое?

Дети: Яблоко хрустящее.

Логопед: Молодцы! Смотрите, когда мы яблоко откусываем сок выделяется?

Дети: Да сок выделяется.

Логопед: Ребята, если в яблоке есть сок, то яблоко какое?

Дети: Яблоко сочное.

Логопед: Молодцы! Мы сейчас с вами описали яблоко.

Логопед: Давайте ребята посчитаем наши огурцы. Игра «Веселый счет». (Слайд 15)

Дети: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.

Логопед: Сейчас, посчитаем яблоки. (Слайд 16)

Дети: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем физкультминутку «Капуста» (Слайд 17)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солом, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково» (Слайд 18)

Логопед: Скажи ласково, солнце - ….

Дети: Солнышко

Логопед: Скажи ласково, дождь - …

Дети: Дождик.

Логопед: Скажи ласково, лист - ….(Слайд 19)

Дети: Листик.

Логопед: Скажи ласково, лужа - …

Дети: Лужица.

Логопед: Туча, а ласково -…(Слайд 20)

Дети: Тучка

Логопед: Облако, а ласково -…

Дети: Облачко.

Логопед: Ребята послушайте красивое стихотворение и скажите, о каком осеннем явлении природы идет речь.

Осень краски разбросала

На деревья и кусты.

И горят они всё ярче,

Словно летние костры.

Золотистый и багровый,

Жёлтый праздничный наряд.

Опадает лист осенний,

Наступает ….

Дети: Листопад. (Слайд 21)

Логопед: Молодцы! Правильно! А сейчас встаем на физкультминутку и представим, что мы с вами осенние листики. (Слайд 22)

Мы листики осенние на веточках сидим,

(Стоят, раскачиваясь, держатся за веточки)

Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели

(Взмахи руками,  ходьба кружась)

И на землю тихо сели.

(Присели на корточки)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

(Снова встают, делают взмахи руками, кружатся)

Мы летели, мы летели и на стулья тихо сели.

(Садятся на стулья)

Логопед: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Какой, какая, какие?» (Слайд 23)

Логопед: Если на улице дует ветер, то погода какая?

Дети: Погода ветреная

Логопед: Правильно!

Если на улице идет дождь, то погода какая?

Дети: Погода дождливая.

Логопед: Правильно!

Если на улице стоит туман, то погода какая? (Слайд 24)

Дети: Погода туманная

Логопед: Молодцы!

Если на улице светит солнце, то погода какая?

Дети: Погода солнечная.

Логопед: Молодцы! Правильно!

Логопед: Мы с вами изучили признаки осени, и я вам покажу, как составить описательный рассказ по мнемосхеме об этом времени года. (Слайд 25)

Логопед: В каждом квадратике мнемосхемы изображение какого-то признака осени его нужно назвать. Итак, начнем.

В первом квадратике у нас красавица…

Дети: Осень.

Логопед: Молодцы! Во втором  квадратике солнышко выглядывает из-за тучки.

Дети: Это признак - солнце светит, но плохо греет, облачно

Логопед: Правильно! Давайте рассмотрим третий квадратик, что изображено в нем?

Дети: Тучка и дождик.

Логопед: Молодцы! Это признак осени – идет дождь. Давайте посмотрим на четвертый квадратик, что мы видим в нем?

Дети: Птицы улетают на юг.

Логопед: Молодцы! В пятом квадратике что?

Дети: Дети бегают под дождем в осенней одежде.

Логопед:  Молодцы! Правильно! И в последнем что изображено?

Дети: Дует ветер и поднимает опавшие листья.

Логопед: Правильно! А сейчас Азалия составит рассказ об осени, обобщит все, что мы сейчас рассказали по этой схеме.

Азалия: На улице осень. На небе облачно, солнце светит, но плохо греет. Идет дождь. Перелетные птицы улетают в теплые края. На улице идет дождь, и дети одеваются по-осеннему. Дует ветер и поднимает опавшие листья.

Логопед: Молодцы ребята и спасибо Азалия за рассказ! Вот мы с вами вместе и составили рассказ об осени. Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, спасибо за ваш труд. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы На тему: «Рябина» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»

Цель:Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пальчиками....

Конспект кружковой работы На тему: «Виноград» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования -  пальчиками...

Конспект кружковой работы На тему: «Кораблик» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»

Конспект кружковой работы  На тему: «Кораблик»Группа  раннего возраста № 1 « Ладушки»...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Две осени"

Занятие с применением технологий: познавательной, музыкальной, коммуникативной,здоровье-сберегающей , коррекционной, эстетической Цель: Закрепить у детей знания об осени.Образовательные задачи:...

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) «Ранняя осень в природе. Сезонная одежда».

Цель: Расширение и активизация словаря по лексической теме.Задачи: 1. Учить образовывать множественное число существительных; - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательн...

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)...