Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Посуда. Продукты питания»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

На занятии дети изучат понятие посуда, классификацию посуды, части посуды. Дадут объяснение понятия продукты питания, классификацию продуктов, какие продукты полезные, какие вредные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Посуда. Продукты питания.»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Посуда. Продукты питания»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Изучить понятие посуда, классификацию посуды, части посуды.

5. Изучить понятие продукты питания, классификацию продуктов, какие продукты полезные, какие вредные.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Посуда. Продукты питания»

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Ребята, тему нашего занятия вы сейчас мне скажете, отгадав загадки. (Слайд 2)

  1. Я пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, вода вскипела.

Дети: Это чайник.

  1. Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта не пронесу.

Дети: Это ложка.

  1. Если хорошо заточен.

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо.

Рыбу, яблоки и масло.

Дети: Это нож.

  1. Она бывает глубока

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Дети: Это тарелка.

  1. Чайника подружка (Слайд 3)

Имеет два ушка

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её…..

Дети: Кастрюля.

  1. Будет вкусная еда

С золотою коркою

Если пользуешься ты

Верно….

Дети: Сковородкою.

  1. Среди ложек я полковник

И зовут меня ….

Дети: Половник.

Логопед: Ребята, вы правильно ответили на все загадки. А сейчас скажите как одним словом назвать: чайники, ложки, ножи, тарелки, вилки, кружки?

Дети: Это всё посуда.

Логопед: Молодцы! Правильно! Итак, тема нашего занятия это посуда.

Сейчас ребята, поиграем в игру «Определи по контуру» (Слайд 4)

Вам нужно внимательно посмотреть на черный контур посуды, и сказать какая это посуда?

Дети: Ответы детей

Логопед: Следующая игра сможете сказать «От какого слова произошло название посуды?» (Слайд 5)

Например: Слово сахарницы от слова сахар.

Дети: Слово супница от слова суп.

Слово солонка от слова соль.

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами сделаем физкультминутку «Зимой» (Слайд 6)

Мы погреемся немножко,

(Натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопаем в ладошки)

Ножками потопаем

(Топаем ножками)

И себя похлопаем.

(Хлопаем по коленям)

Логопед: Ребята, скажите, из чего может быть изготовлена  наша посуда?

 (Слайд 7)

Дети: Посуда может быть изготовлена из дерева, стекла, пластика, бумаги, из железа.

Логопед: Правильно! Молодцы! Поиграем в игру «Из чего сделана посуда».

Например: Посуда, из дерева какая? – деревянная (Слайд 8)

Дети: Посуда, из пластмассы какая? – пластмассовая

Посуда, из бумаги какая? – бумажная

Посуда, из чугуна какая? – чугунная

Посуда, из стекла какая? – стеклянная

Посуда, из металла какая? – металлическая

Посуда, из глины какая? – глиняная

Посуда, из фарфора какая? – фарфоровая

Логопед: Молодцы! Следующая игра «Четвертый лишний». Нужно назвать какая посуда лишняя и почему? (Слайд 9)

Деревянная супница, деревянные ложки, деревянный поднос, фарфоровая салатница.

Дети: Лишняя здесь фарфоровая салатница, потому что она из фарфора, а вся остальная посуда из дерева. (Слайд 10)

Логопед: Молодцы! Что лишнее в следующем слайде? (Слайд 11)

Железная тарелка, стеклянный стакан, железный чайник, железный самовар.

Дети: Лишний здесь стеклянный стакан, потому что он сделан из стекла, а вся остальная посуда из железа.(Слайд 12)

Логопед: Правильно! Встаем на физкультминутку «Снегопад» (Слайд 13)

Белый снег пушистый

(Взмахи руками)

В воздухе кружится

(Повороты, кружение)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Опуститься на корточки)

Логопед: Следующая игра «Назови ласково»

Например: Чашка – чашечка, чайник – чайничек (Слайд 14)

Дети: Терка – терочка, ложка – ложечка (Слайд 15)

Кастрюля – кастрюлечка, тарелка – тарелочка (Слайд 16)

Логопед: Молодцы! Встаем на физкультминутку «Волшебник». (Слайд 17)

Если ножницы достану,

(Двигаем пальцами обеих рук как ножницами)

То волшебником я стану.

(Описать круг обоими руками)

Вырезаю из бумаги: птиц,

(Обоими раками машем как крыльями)

Машины, башни, флаги.

(Изображаем руль, башню, флаг)

Их раскрашу, просуши.

(Правой рукой изображаем кисть и взмахи)

Всем знакомым покажу.

(Обводим обоими руками)

Логопед: Ребята, а вы знали что вся посуда которой мы пользуемся  она разная?

Дети: Нет

Логопед: Вся посуда делится на: кухонную, столовую, чайную. (Слайд 18). Сейчас мы с вами узнаем, что относится к кухонной посуде. Сюда относится посуда, в которой мамы готовят на кухне.

Например: кастрюля - в ней готовят суп, сковорода – в ней  жарят еду, чайник – в нем кипятят воду для чая. Половник – им разливают приготовленную еду, терка – помогает натереть продукты.

Столовая посуда, которая стоит у нас на столе и из которой, мы будем кушать. Назовите, ребята, какой посудой мы накрываем стол, что бы покушать?

Дети: Ложки, вилки, тарелки, салатница, хлебницы.

Логопед: Ну, последняя посуда – чайная. Слово само говорит за себя. Для чего нужна эта посуда?

Дети: Для чаепития

Логопед: Молодцы! Назовите чайную посуду?

Дети: Чашечка, кружечка, блюдце, чайная ложечка, сахарница, заварной чайник, розеточка для варенья.

Логопед: Молодцы! Правильно! Поиграем в игру «Помощники» (Слайд 19)

Мы должны распределить всю посуду на чайную, столовую и кухонную.

Дети: дают ответы.

Логопед: Молодцы! Ребята ещё мы должны рассмотреть посуду, и сказать какие части у неё есть. (Слайд 20)

Например:  У кастрюли есть крышка, две ручки, бочонок кастрюли.

Логопед: Рассмотрите, что есть у чайника.

Дети: У чайника есть крышка, бочок для воды и одна ручка и носик.

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами сделаем физкультминутку «Зимой» (Слайд 21)

Мы погреемся немножко,

(Натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопаем в ладошки)

Ножками потопаем

(Топаем ножками)

И себя похлопаем.

(Хлопаем по коленям)

Логопед: Ребята, ещё нам надо с вами продукты питания. Ребята что такое продукты питания?

Дети: Это наша еда.

Логопед: Молодцы! Продукты необходимы для приготовления еды, а без еды человек не может жить. (Слайд 22).

Логопед: Ребята,  а вы знали, что очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания. (Слайд 23). Кто скажет, что такое режим питания?

Дети: Это время для еды.

Логопед: Молодцы! Это значит, что завтракать мы должные утром, обедать с 12.00-13.00, полдник с 16.00-17.00 и ужинать вечером с 19.00-20.00. Позже уже нашему желудку будет тяжело переваривать пищу, потому, что наш организма уже будет готовиться ко сну.

Логопед: Ребята, а вы знали, что вся еда, которую мы едим – растительного или животного происхождения. (Слайд 24).

Сейчас, мы посмотрим, какая еда относиться к растительному происхождению, то есть, которая растет на огороде, в садах.

Дети: Это овощи, фрукты, зелень.

Логопед: Правильно! Молодцы! Посмотрите и скажите, какая еда животного происхождения, то есть еда из мяса животных или продукты произведенные животными, например яйца, молоко.

Дети: Колбаса, ветчина, сосиски

Логопед: Молодцы! А кто мне скажет, к какому виду продуктов относятся продукты из муки? (Слайд 25)

Дети: Не знаем.

Логопед: Ребята мука, изготавливается путем перемола зерен пшеницы, ржи, овса. А пшеница, рожь, овес выращивается на полях, значит мучные изделия в основном растительного происхождения. Почему говорю почти, да потому, что в вы печку особенно сдобную всегда добавляют яйца и сливочное масло, которые являются продуктами животного происхождения. Так что изготавливают из муки?

Дети: Из муки делают хлеб, булочки

Логопед: Молодцы! Из называют ещё хлебо-булочные изделия. А что ещё изготавливают из муки?

Дети: Макароны, спагетти, рожки

Логопед: Молодцы! Их называют макаронные изделия. Ребята сейчас более подробно ещё рассмотрим продукты растительного происхождения. (Слайд 26). Вы уже правильно сказали, к растительным продуктам относятся овощи и фрукты. А крупа: рис, гречка, фасоль к каким видам продукта относятся?

Дети: К растительным, потому, что их выращивают на полях.

Логопед: Молодцы! А грибы, к какому виду относится?

Дети: Грибы относятся к растительным продуктам, потому, что они растут в лесу.

Логопед: Молодцы! А сейчас  мы подробнее посмотрим, какие продукты относятся к продуктам животного происхождения. (Слайд 27)

Дети: Мясо, яйца, молоко, курица, сыр, сметана, творог.

Логопед: Молодцы! Ребята, а ещё есть продукты, которые добываются из моря. Их называют морепродукты. Давайте, посмотрим, что это за продукты. (Слайд 28)

Дети: Рыба, крабы, раки, малюски, ракушки, водоросли

Логопед: Молодцы! Сейчас ещё раз рассмотрим продукты и скажем, если продукты сделаны из мяса они будут какие? (Слайд 29)

Дети: Продукты из мяса – мясные

Логопед: Молодцы! Продукты из муки, какие? (Слайд 30)

Дети: Продукты из муки – мучные.

Логопед: Молодцы! Продукты из молока, какие? (Слайд 31)

Дети: Продукты из молока – молочные.

Логопед: Молодцы! Поиграем в игру «Четвертый лишний». Нужно сказать какая картинка лишняя и почему?

Сосиски, чайник, котлеты, пельмени.(Слайд 32)

Дети: Лишний здесь чайник, потому, что это посуда, а всё остальное продукты.(Слайд 33)

Логопед: Молодцы! Следующий слайд.

Деревянная тарелка, деревянный поднос, деревянные ложки, яйца.(Слайд 34)

Дети: Здесь лишние яйца, потому, что это продукт, а всё остальное деревянная посуда. (Слайд 35)

Логопед: Молодцы! А сейчас немного разомнемся, и сделает физкультминутку «Море волнуется» (Слайд 36)

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три

(дети свободно двигаются по группе)

Морская фигура на месте замри.

(Дети замирают в красивых фигурах)

Логопед: Ребята, а кто-нибудь знает, что продукты бывают полезные и вредные? (Слайд 37)

Дети: Нет

Логопед: Давайте поговорим о полезных, нужных продуктах для нашего организма. (Слайд 38). Скажите, что вы видите на слайде?

Дети: Зелень, овощи, фрукты, орехи, ягоды, крупы.

Логопед: Правильно, ребята! Это полезные продукты в них содержатся витамины, микроэлементы, которые нужны нашему организму.

Что вы видите на следующем слайде? (Слайд 39)

Дети: Рыба, морепродукты, молоко, яйца, мясо курицы.

Логопед: Правильно, ребята! Это тоже очень полезные продукты. Молоко, рыба, морепродукты насыщены калием, который нужен нашим костям. Яйцо и мясо курицы нужны для наших внутренних органов.

Что вы видите на следующем слайде? (Слайд 40)

Дети: Хлеб, чай.

Логопед: Правильно! Только полезен хлеб грубого помола, а чай зеленый, который успокаивает нервные клетки.

Логопед: Молодцы! Сейчас, встаем на физкультминутку «Капитан»(Слайд 41)

На корабле из дальних стран

(Ладони складываются  лодочкой)

Плывет отважный капитан.

(Ладонь правой руки прилаживаем к правому виску «отдаем честь»)

Из тесной рубки у штурвала

(Обоими руками изображаем, как крутится штурвал)

В бинокль видел он немало.

(Руками изображаем бинокль и смотрим в него)

Логопед: А сейчас посмотрим, какие продукты вредны для нашего организма. (Слайд 42). Что вы видите на следующем слайде? (Слайд 43)

Дети: Чипсы, газировка, сладкие напитки.

Логопед: Молодцы! Это очень вредные продукты. Чипсы своим крахмалом, ароматизаторами и большим количеством жира и соли. Газировка и сладкие напитки большим количеством сахара.

Что вы видите на следующем слайде? (Слайд 44)

Дети: Шоколадки, майонез, колбаски пряные.

Логопед: Молодцы! В шоколадках очень много сахара, в майонезе, много жира, в колбасках много пряностей и соли.

Все это приводит к тому, что наш организм начинает не правильно работать и происходят сбои. Это ожирение и разные заболевания (Слайд 45)

Логопед: Кто мне скажет, какие две темы мы сегодня разобрали?

Дети: Тему посуда и тему продукты питания.

Логопед: Молодцы! На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по теме «Посуда, продукты питания» c презентацией по теме

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по теме «Посуда, продукты питания»Цели занятия:Коррекционно – образовательная: уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, ...

Открытая НОД с детьми подготовительной группы «Посуда. Продукты питания»

Открытая НОДс детьми подготовительной группы«Посуда. Продукты питания»...

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса в старшей группе "Посуда.Продукты питания. Труд повара"

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса в старшей группе "Посуда.Продукты питания. Труд повара"...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посуда. Продукты питания».

Цели: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Формировать умение отвечать на вопросы полным о...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Тематическая неделя в старшей группе "Посуда.Продукты питания"

Тематическая неделя в старшей группе "Посуда.Продукты питания"...

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)...