"Особенности обучения чтению в домашних условиях"
консультация по логопедии

Ставила Любовь Александровна

рекомендации родителям от логопеда, как помочь ребенку овладеть чтением в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл как научить читать ребенка дома238.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей чтению в домашних условиях

Чтение — это общение читающего с текстом. В домашней обстановке вполне возможно научить ребенка читать так же, как научить ходить или говорить.

Для этого нужно лишь:

- регулярно читать ребёнку вслух считалки, стихи с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, сказки, интересные рассказы;

- чаще разговаривать с малышом о книгах, отвечать на его вопросы;https://ot2do6.ru/uploads/posts/2016-12/1481635640_a-b.jpg

- сделать для ребенка карточки с буквами и слогами;

- записывать истории, которые будет диктовать малыш;

- читать самим при ребенке;

- сводить ребенка в библиотеку. 

РЕБЁНКА МОЖНО УЧИТЬ ЧИТАТЬ ЕСЛИ ОН -

- Может назвать окружающие его предметы.

- Отвечает на вопросы.

- Объясняет,где расположены предметы: на, под, около.

- Знает для чего служат человеку различные вещи: щетка, холодильник, пылесос.

- Рассказывает историю.

- Четко произносит слова.

- Правильно строит предложения.

- Умеет рифмовать слова.

- Различает на слух слова,начинающиеся на разные звуки: лес, вес;на похожие звуки: гриб, грипп.

- Может повторить за взрослым несколько цифр или слов подряд.

- Связно пересказывает историю.

- Внимательно слушает, когда ему читают вслух.

- Может различать буквы.

- Осознает, что когда ему читают, это как-то связано с буквами на странице.

- Ассоциирует звуки с буквами.

- Начинает «прочитывать» рассказы с картинками.

Если вышеперечисленные умения и навыки наличествуют, значит, можно начинать учить ребенка читать.

Обучение чтению начинайте :

- с изучения гласных звуков и букв А, О, Э, И, У, Ы. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю следует взять позже;

- знакомя с согласной буквой, подбирайте пары по твердости-мягкости (МА, МЯ) и по признаку звонкий - глухой (Б - П, Д - Т и т. д.);

- учить читать лучше сразу слогом (БА - ПА, БЯ - ПЯ).

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

Страна гласных букв.

• Скажите ребенку о том, что звуки мы слышим, произносим, но не видим. Их можно записать буквами, предложите ребенку назвать гласные звуки.

• Произнесите звук «А». Запишите заглавную букву А. Выясните, на что она похожа (на крышу дома). Напишите ее сначала в воздухе, затем в тетради. Вылепите ее из теста, пластилина; выложите из гороха, счетных палочек и т. д.

• Предложите ребенку гласные буквы писать красным цветом — ведь они красивые, музыкальные. Покажите картинки с изображением предметов, название которых начинается на изучаемую вами букву. Громко произнесите эти названия, выделив голосом начальную букву.

• Поиграйте в игру «Прочитай-ка». Например: картинка автобуса, перед картинкой стоит буква «А». Ребенок читает «А», остальное договаривает, глядя на картинку.

• Или же под картинкой автобуса написано слово «Автобус». Ребенок читает «А», остальное «дочитывает» по смыслу.

• Чтобы лучше запомнить гласную букву, ищем ее и подписываем (подчеркиваем) в старых книгах или журналах до тех пор, пока не выделим все буквы (в данном случае — все А).

• Если вы, например, изучаете букву «О», можно написать слово «окна», выделив эту букву красным цветом и приклеить карточку на окно. И так можно «расписать» всю квартиру, повесив слова с изучаемыми буквами на те предметы, в названии которых они есть. Ребенок будет читать вместе с вами и запомнит их.

• Аналогично знакомьтесь со всеми гласными буквами.

Сочетание нескольких звуков.

• Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы ослик, маленький ребенок, заблудившиеся дети.Под каждой картинкой написаны короткие слова: ИА, УА, АУ. Ребенок должен прочитать их. Или прочитать и соединить черточкой слова, написанные в произвольном порядке, и картинки, соответствующие им.

Читаем слоги: АУ, УА, ИА, АЫ, ИЭ, — и любые другие сочетания гласных букв. А может,кто-нибудь прочтет: АЭИ, УИА — никакого смысла, но смешно.

Чтение согласных.

• Покажите ребенку написанный слог «БА». Читайте — Ба, выделяя голосом букву «Б». Скажите ребенку, что букву «А» он уже знает, покажите на букву «Б» и спросите, какая это буква? Напишите в воздухе, в тетради букву «Б». Находите в тексте или букву, или слог с изучаемой буквой и подчеркивайте их.Аналогично читаем слоги: БО, БУ, БЫ, БЕ, БЭ.

Покажите картинки: изображения предметов или животных, названия которых начинаются на изучаемые слоги, под ними написаны слова,например: БАрабан, БАбочка, БУсы. «Прочитайте» их. Аналогично поработайте со словами, которые заканчиваются на слоги БА, БО, БЫ и т. д. Повесьте на видное место таблицу слоговс изучаемой согласной: открытых слогов БА-БЯ, БО-БЕ, БЫ-БИ, БУ-БЮ, БЭ-БЕ; обратных слогов АБ-ЯБ, УБ-ЮБ и т. д. По такой же схеме изучаем каждую согласную, а «Й», мягкий и твердый знак не берем.

А может, кто-нибудь найдет в тексте и прочитает слова «БА-БА», «БО-БЫ», «БИ-БИ»?Не забывайте делать карточки слов: «бобы», «баба». А может, «баобаб»?

Читаем слоги.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1936915/pub_5f742354cdcd4964272d375d_5f7432fa28bb441afde51525/scale_1200

• Нам понадобится таблица. В ней десять столбцов — по числу гласных букв. И двадцать строк — по числу согласных. В клетках записаны слоги на каждую согласную букву. 

• Читаем и поем слоги сверху вниз, снизу вверх. Ищем слова,например: Маша, мыло, папа, бусы и т. д. Читать по таблице можно каждый день по 5-10 минут

Кто как говорит.

• Покажите ребенку картинки,на которых нарисованы животные: корова, коза, баран, тигр, собака, кошка, цыпленок и т. д.

- Под каждой картинкой или около нее написаны короткие слова: МУ, БЭ, ME, Р-Р, ГАВ, МЯУ, ПИ и т. д. Ребенок должен «прочитать» их.

- Слова написаны в произвольном порядке — ребенок должен провести карандашом стрелочку от слова к нужному животному.http://5literatura.net/datas/literatura/Razvitie-skorosti-chtenija/0014-014-Slogovaja-tablitsa.jpg

Звуки- слова.

• На столе выложите картинки с изображением часов, поезда, воды и карточки со словами «ТИК-ТАК», «КАП- КАП», «ТУ-ТУ» и т. д. Ребенок должен сложить пары — карточки со словами рядом с картинками — предметами, которые их издают.

• Если вы не умеете рисовать, возьмите картинки, вырезанные из старых журналов, книг и наклейте их на плотную бумагу. Слова напишите сами. 

Слова, которые нас окружают.

• Вы идете с ребенком по улице — читайте вместе с ним вывески, рекламу. Ищите знакомые слова и буквы.

• А может, ребенок некоторые вывески прочитает сам? Поощряйте его — купите ему азбуку.

• В магазине читайте этикетки.

Азбука.

• Выложите на стол буквы из разрезной азбуки — пусть ребенок выкладывает слова, слоги, ищет знакомые буквы.

• Покажите ему картинки — пусть он к каждой картинке положит букву или слог, с которого начинается название предмета, нарисованного на ней (например, БАНТ, МОЛОТОК, ТИГР).Это все можно разложить в алфавитном порядке: арбуз, барабан, ведерко и т. д.

Буквы.

• Покажите ребенку элементы букв, он должен их угадать и дописать. Если ни разу не ошибется — поощрите его сюрпризом из сумки сюрпризов.

• Рисуем на асфальте мелом, пишем палочкой на песке, на снегу слова, слоги, буквы. Ребенок угадывает их. Меняйтесь ролями. Ребенок пишет — вы угадываете.

• Можно устроить конкурс между детьми «Кто напишет больше слов?».

Игровые ситуации.

• Придумайте любую сказку, в которой ребенок должен кого-нибудь спасти, прочитав слова, фразы или слоги — это зависит от уровня подготовки к чтению.

• Например, зайке нужно попасть в свой домик, чтобы спастись от волка. Но он не умеет читать. Попросите ребенка прочитать три слова,написанные около трех домов: мясо, сыр, морковка. Ну а где домик зайца, ребенок догадается, прочитав их.

• На кухне вы варите суп. Покажите ребенку написанные слова, например: лук, капуста, картофель, молоко. Он должен прочитать слова и убрать лишнее (молоко). А вы можете пока спокойно варить. А затем проверить — правильно ли ребенок отложил ненужное слово.

• А если вы варите кашу, компот? Придумывайте варианты игр.

• Ребенок играет в кукольном уголке? Покажите ему написанные буквы или слоги, слова. Пусть он отберет из них те,с которых начинаются названия его игрушек: заяц, машина, мяч и т. д. Можно положить картинку с названием игрушки, которой у ребенка нет, — пусть он ее отложит в сторону

• На столе разложены или картинки с подписями к ним, или карточки со словами. Ребенок должен прочитать их и разложить, например, слева слова — названия предметов одежды, справа — обуви.

Аналогично: мебель и бытовые приборы, овощи и фрукты, водный и наземный транспорт и т. п.

• Сделайте с ребенком тематический альбом. В нем могут быть страницы с изображением домашних животных, страницы одежды и т. д. Сначала ребенок будет листать его, затем начнет называть предметы. Ну а если вы подпишете картинки, он начнет «прочитывать» и запоминать написанные слова.

• Альбомы могут быть на слова, начинающиеся на какую- то одну букву, например «С», или на слова, расположенные в алфавитном порядке.

Угадайка.

• На столе лежат картинки, перевернутые изображением вниз. На обратной стороне написана буква или слово. Вы загадываете загадку, например: «Шумит он в поле и саду, но в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет» (дождь).

• Ребенок должен отгадать загадку, найти соответствующую букву или слово и перевернуть картинку. Игра закончится тогда, когда ребенок угадает последнюю картинку.

Чем отличаются слова?

Покажите ребенку пары картинок: БЫК — БАК. Ребенок читает и объясняет, что такое «БЫК», «БАК».Аналогично: СОМ — ДОМ, ЛЕС — ЛЕВ, КОСА — КИСА и т. п.

Алфавит.

Играйте, пробуйте, интересуйтесь! У вас все получится!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

Консультация для родителей:"Рекомендации при обучении чтению в домашних условиях"

Рекомендации для родителей  при обучении чтению детей в домашних условиях"...

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

Консультация для родителей.Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях  В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК....

Консультация для родителей по теме: «ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».

Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда он...

Консультация для родителей "Обучение детей чтению в домашних условиях"

Консультация для родителей "Обучение детей чтению в домашних условиях"...

Презентация "Особенности применения глобального чтения в домашних условиях дошкольниками с нарушением слуха".

Неслышащие дети дошкольного возраста испытывают трудности:•в речевом развитии;•в понимании значений слов;•в обучении чтению.Одним из средств преодоления  трудностей в  речевом...