Консультация для воспитателей. Презентация "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
консультация по логопедии

Консультация для воспитателей: "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка дошкольников к обучению грамоте Подготовил учитель-логопед: Губина Алла Викторовна МАДОУ № 40 «Ромашка» г.Электрогорск

Слайд 2

Составляющие школьной готовности Интеллектуальная готовность Волевая готовность Мотивационная готовность Коммуникативная готовность Эмоциональная готовность

Слайд 3

Содержание ОО «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах видах детской деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 4

Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов ( гласный-согласный, твердый-мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Слайд 5

От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка, грамматически связанной с ней орфографией. Д.Б. Эльконин

Слайд 6

Грамота- это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучение грамоте – это определенный способ формирования навыков чтения и письма. Первоначальное обучение грамоте (письму и чтению как видам речевой деятельности) непосредственно связано с другими задачами развития: Формирование правильного звукопроизношения. Развитие мелкой моторики. Развитие зрительной и слуховой координации. Формирование речевого дыхания. Формирование графических навыков. Только комплексное решение этих задач позволяет успешно осваивать первоначальные навыки письма и чтения.

Слайд 7

Чтение Письмо 1.Ознакомление с терминами «звук», «слово», «предложение», «буква», «слог», «мягкие и твердые согласные». «ударные и бузударные гласные». 2. Развитие артикуляционного аппарата: правильного звукопроизношения, силы голоса, речевого дыхания. 3.Обучение звуко-слоговому и звукобуквенному анализу. 4. Обучение чтению слов и предложений. 1.Развитие точности зрительного восприятия пространства. 2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям. 3. Ознакомление с гигиеническими правилами письма. 4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму. 5. Обучение написанию графических элементов. 6. Ознакомление с печатным вариантом букв русского алфавита.

Слайд 11

Речевой процесс есть круговой процесс . Речевой круг образуют три мозговых речевых центра. центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой, центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи), ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.

Слайд 12

Письмо – это процесс кодирования устной речи путем перевода ее в графическую (буквенную) знаковую модель, а чтение – это процесс декодирования, процесс перехода от графической (буквенной) модели слова к его первоначальной устной звуковой форме. Все педагогические задачи должны решаться с учетом психофизического развития конкретного детского коллектива и общих требований программы. Так, например, сензитивным периодом обучения правильному звукопроизношению является возраст 3 – 5 лет, что позволяет начинать процесс обучения первоначальным навыкам чтения. Графические навыки проявляются менее активно в младшем дошкольном возрасте. Дети 6 лет проявляют особый интерес к самостоятельному чтению. Учет этих и других психофизиологических и личностных особенностей детей дошкольного возраста позволяет рассматривать систему дошкольной подготовки к обучению грамоте как неотъемлемую часть целостной непрерывной системы образования,основанной на принципе преемственности.

Слайд 13

Исторические предпосылки и научно-теоретические основы обучения грамоте в России. Буквослагательный метод обучения грамоте, существовавший в России до 1864 г. Обучение грамоте в трудах К.Д. Ушинского, И.Н. Шапошникова (1928), Д.Б. Эльконина (1962), А.И. Воскресенской, Л.Е. Журовой и других отечественных педагогов. Вклад коррекционных педагогов (Р.Е.Левина, Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А.Ткаченко, Г.А.Каше, Н.В.Нищева) в становлении системы обучения дошкольников грамоте.

Слайд 14

Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи. А – аз Буки-аз - ба Б – буки Рцы-аз - ра В – веди Мыслите-аз - ма Г –глагол Д – добро Таким образом, нужно было заучить около 500 разных слогов. Рама – Рцы-аз – ра, мыслите-аз – ма, рама. Недостатки: механическое заучивание букв и слогов, заучивание, которое опиралось только на зрительное впечатление.

Слайд 15

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал буквослагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка. « Не нужно быть большим психологом, - писал он, - чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и , следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии».

Слайд 16

К.Д. Ушинский предлагал внедрять в школы заимствованный из Германии звуковой метод обучения грамоте. В 1864 г. Было опубликова но «Родное слово» К.Д.Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Ушинский так определял задачи звукового метода: Приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух – к нахождению отдельных звуков в слове, язык – к отчетливому произношению звуков; 2. Приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3. Вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность. Этот метод известен под названием метода «письма-чтения», письмо, основываясь на звуковом анализе слов, предшествовало чтению. Чтение осуществлялось синтетическим путем, т. е. путем соединения звуков в целые слова и следовало за письмом.

Слайд 17

Звуковой аналитико-синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся. Последователи К.Д.Ушинского – Н.Ф.Бунаков, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, В.А. Флеров в конце 19 и начале 20 века вносили различные усовершенствования и отдали предпочтение варианту «чтение – письмо» Обучение чтению проводилось на печатном тексте, а затем шло обучение письму. Советский психолог, доктор психологии, профессор Д.Б.Эльконин в 1962 году разработал новую методику обучения чтению.Процесс обучения чтению основывается на звуковой материии языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов: первый этап – выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка; второй этап – освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы; третий этап – освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слова и слога, формирование основного механизма чтения.

Слайд 18

Исходный принцип предлагаемой системы обучения состоит в том, что знакомству ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два открытия: обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. После того, как ребенок начнет сливать любую согласную букву с гласной, он освоит основной принцип чтения.

Слайд 19

Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с теми или иными нарушениями речи требует специальной методики. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е.Левина, Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, Е.М.Мастюкова.) Системы обучения грамоте детей с речевой патологией разработаны такими ведущими специалистами, как Л.Ф.Спирова, Р.И.Шуйфер, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.

Слайд 20

Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях: обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучения произношению); предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии – а, у ,о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты; темп прохождения всех звуков более медленный (1,5 года); Развивается навык быстрой ориентации в звуко-буквенном составе слова; Весь словесный материал знаком детям; Проводится углубленная работа по формированию морфологических обобщений;

Слайд 21

- происходит системное повторение и закрепление речевого материала; -параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания; -изучается один и тот же звук и буква; Ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов; - широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой. Почему для нас важен опыт работы коррекционных педагогов? Во первых, потому что со времени возникновения дошкольных коррекционных групп (1962 г.) и до недавнего времени обучение грамоте осуществлялось преимущественно учителями-логопедами и воспитателями речевых групп, и , естественно, по этому вопросу накоплено огромное количество практического материала. Во-вторых, в последнее время число речевой патологии неуклонно растет. В третьих, звукобуквенный аналитико-синтетический метод в том виде, в котором он существует сейчас, - это заслуга всех отечественных психологов и логопедов. Метод этот продолжает развиваться и совершенствоваться, и мы с вами тоже можем и должны внести свою лепту в его развитие, потому что мы педагоги-практики.

Слайд 22

Содержание, методы и средства обучения грамоте в ДОУ Подготовка к обучению грамоте детей младшей группы по методике Е.В. Колесниковой. Надо ли вообще учить грамоте до школы и как это лучше делать? Во-первых учить грамоте малыша можно и нужно, во-вторых, это надо делать, не противореча закономерностям развития самого ребенка. Каковы же эти закономерности? 1. Языковое чутьё, или языковая одаренность детей 3 – 5 лет.Дети – творцы своей речи. Именно в этом возрасте наблюдается повышенная чувствительность именно к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому очень важно направить вовремя ее в нужное русло, чтобы развить в речевую способность. Ведь от того, как ребенок овладеет звуковой стороной речи, зависит овладение им фонетикой, грамматикой, стилистикой и даже поэтикой и ритмикой родного языка.

Слайд 23

Итак, качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающих способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Кроме того, чтобы начать подготовку к обучению грамоте, у дошкольников необходимо сформировать мотивацию овладения чтением и письмом, умственную активность и любознательность. Готовность к обучению грамоте напрямую зависит от состояния психических процессов речи: восприятия, мышления, памяти. Необходимо также заниматься развитием и укреплением мелких мышц пальцев и кисти руки с целью подготовки руки к письму.

Слайд 24

Подготовка к обучению грамоте во ворой младшей группе осуществляется в рамках НОД по развитию речи. Предлагается работа по развитию речи по следующим направлениям: -развивающая речевая среда -формирование словаря - звуковая культура речи - грамматический строй речи -связная речь. Приоритетные задачи во второй младшей группе: - Развитие фонетико-фонематической (звуковой) стороны речи с целью подготовки детей к звуковому анализу слов. - Развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Слайд 25

Работа по развитию у детей 2-ой младшей группы звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, т. е умения слышать звуки в слове. Дети знакомятся со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что их издает. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м-мь, п-пь, б-бь, т-ть, д-дь,ф-фь, в-вь, к-кь,г-гь). Предлагаются еще звуки с, з, ц, но свистящие и шипящие в маладшей группе лучше все-таки не брать.Термины, характеризующие звук не используются.

Слайд 26

Особенности освоения детьми фонетической системы детей 3 – 4 лет: -согласные произносятся смягченно -свистящие произносятся недостаточно четко, часто не произносятся -шипящие произносятся недостаточно четко, часто заменяются на свистящие -звуки Р,Л пропускаются или заменяются на другие Особенности в словопроизношении: -сокращения (тул-стул) -перестановки (шапля- шляпа) -уподобление одного звука другим (бабака –собака) -слияние (Мафеда – Мария Федоровна) -добавление звуков (реблята –ребята) Главным направлением на этом возрастном этапе Колесникова считает развитие звуковой культуры речи.

Слайд 27

Показатели развития. К концу учебного года ребенок должен: -правильно произносить следующие звуки изолировано, в словах, во фразовой речи: А, О, У, Ы, Э, И, М, Б, П, Т, Д, Н, К, Г, Х, Ф,В, Л, С, З, Ц; -уметь произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание; - говорить согласно нормам литературного языка; -уметь пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; - понимать термин «звук», «слово» при выполнении словесных упражнений; - рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии; -закрашивать контуры предметов; -управлять пальцами при выполнении упражнений. Длительность НОД 10 – 15 мин.

Слайд 28

Средняя группа -Восприятие и предметно-игровая деятельность (матрешка, пирамидка, разрезные картинки) - Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки; -Речь (словарный запас более 2000 слов) Основные задачи: -развитие фонематического восприятия (определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, называние первого звука в слове); -развитие фонематического слуха (различие твердых – мягких фонем); -развитие движений кистей пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Слайд 29

В средней группе дети получают знания об основных законах речи. -речь состоит из слов, -слов много, слова называют предметы, признаки, действия предметов и с предметами, -слова имеют протяженность, они звучат -слово линейно, из слов состоит предложение -звуки произносятся по-разному. Основная задача – формирование умений интонационно выделять любой звук. Тверд.согласный –синий Мягкий согласный –зеленый, братец твердого. Одинаковые согласные звуки – товарищи. В средней группе даются знания о первом звуке в слове.

Слайд 30

Работа со звуком: 1.Ребенок слышит и интонационно выделяет звук в словах и может сравнивать его со звуком окружающего мира. 2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах. 3. Может произносить заданный звук изолированно. 4. Может определить и назвать первый звук в слове. В средней группе основными задачами являются: -Развитие фонематического слуха. -Развитие графических навыков.

Слайд 31

Основные умения, которые необходимо сформировать у детей в подготовительный период в средней группе: -умение определять наличие – отсутствие определенного звука в слове, -умение определять первый звук в слове, -умение на слух различать твердые и мягкие согласные, умение в игровой ситуации обследовать слоговую структуру слова и делать на основании этого вывод о том, длинное это слово или короткое. Главное, чему дети должны научиться в ходе подготовки к обучению грамоте в средней группе – это умение интонационно выделять любой согласный звук в слове. Подбирая игры для подготовки к обучению грамоте, воспитатель должен так построить свою работу, чтобы переключить внимание детей на звуковую сторону речи.

Слайд 32

Планируемые результаты освоения программы в средней группе по образовательной области «Коммуникация» Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница) Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Слайд 33

Старшая группа. Психомоторное развитие . Движение приобретает легкость и изящество, увлеченно прыгает с разбега в высоту и в длину, ловит мяч одной рукой, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см, умеет обращаться с мячом, ловит его, ударяет о землю, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует карандашом и красками, вырезает ножницами простые формы. Может исследовать предметы зрительно и осязательно, может назвать ромб и овал, называет оттенки цветов – голубой, розовый, фиолетовый, серый. Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части, называет по порядку дни недели, времена года, называет составляющие обобщенных понятий, делает последовательные заключения по 2-3 картинкам. Речь с правильным построением предложений. Игровая деятельность: есть любимые игры и роли. Пересказывает, формируется внутренняя речь, составляет план высказывания. Формируются предпосылки к звуковому анализу. Предложения сложносочиненные простые.

Слайд 34

Звуковой анализ слов. Определяет местоположение звука. Ударный и безударный звук. Мягкость и твердость. Происходит формирование звукового анализа речи. Ведется работа по определению звуков, их сила, их протяженность. Формируется ориентировка в звуковой системе языка. Обучение звуковому анализу слова ( фишки зеленые, синие, красные). Под звуковым анализом слова — это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного). Детям предлагаются игры, например: «Звуковое дерево» на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Необходимо показать слово ( в каждом домике живет только один звук).

Слайд 35

Необходимо показать слово ( в каждом домике живет только один звук). Разберем слово «лук». Дети произносят слово «Ллллук». Первый звук — [Л]. «Луууук» , второй звук [У]. Третий –[К]. Даётся характеристика каждому звуку.

Слайд 36

К обучению гласным буквам приступают после овладения звуковым анализом. Пользуются терминами: гласный, согласный, мягкий, твердый согласный звук. Когда дети овладевают анализом, надо обучать находить ударный звук. Сначала находят слова с ударным первым слогом: каша, роза. Затем слова с ударным вторым слогом: коза, рога. Затем дети учатся обозначать ударный слог черной фишкой. Картина-схема звукового состава слова нужна для определения количества звуков в слове и их последовательности. Главное, чему должны научиться дошкольники – это устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это необходимо, чтобы ребенок мог ориентироваться в многообразии звуков речи, а также чтобы в будущем при письме отражали последовательность звуков буквами. Далее ведется работа над составлением предложений.

Слайд 37

Планируемые результаты освоения программы в старшей гуппе ( образовательная область «Коммуникация») Может участвовать в беседе. Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове. Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Слайд 38

Подготовительная группа. Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, хорошо работает с разными материалами - бумагой, картоном, тканью. Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги. Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность. Поведение. Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки, первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам. Навыки. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.

Слайд 39

Основные задачи по подготовке к обучению грамоте из программы. Дать представление о предложении( без грамматического определения) Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить состалять слова из слогов (устно) Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Слайд 40

Основными задачами подготовки к обучению письму в подготовительной группе являются: Развитие фонетической стороны речи Ознакомление со знаковой системой языка, т. е. буквой. Подготовка руки к письму. Основными задачами при подготовке к чтению являются: Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения. Формирование слитного чтения.

Слайд 41

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования физически развитый , овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный , эмоционально отзывчивый , овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту , имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками..