Работа над формированием понятия "предложение"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Работа над формирования понятия "предложение" у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_formirovaniem_ponyatiya.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над формированием понятия «предложение» у детей старшего возраста с ТНР
В настоящее время при подготовке детей к обучению в школе, одной из основных задач является формирование устной речи у детей. Ребята должны научиться общаться с детьми и взрослыми, уметь составлять различные виды предложений с опорой на предметы, картинки, действия, пересказывать тексты и составлять рассказы. Эта работа проводится в соответствии с программой старшей группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании их в начале учебного года и с опорой на закономерности развития фразовой речи.
В своей работе большое внимание уделяем подбору различных видов наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
В работе выделяем несколько этапов:
- Знакомство с понятием «предложение».
- В предложении есть смысл и законченная мысль.
- Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова.
- Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
- Предложение можно произносить с различной интонацией.
- Предложение можно обозначить символами и написать буквами.
- Из нескольких предложений можно составить рассказ.
У нас начинается работа по знакомству детей с понятием «предложение».
Начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. Затем по действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.
Дети составляют предложения также по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).
А также на панно, где все предметы и изображения животных можно передвигать. Например: Собака сидит около дома. Лодка плывет по реке. Кошка вышла из-за дома.
Для развития интереса детей в работе применяем помимо перечисленных и такие задания, как: «правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне или на экране появится изображение героев сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и других.
Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение и положи лучик солнышка или лепесток цветка, листочки на березку и получится солнечная полянка, на которой стоит березка. Дети также составляют рассказы по серии картинок и по сюжетным картинкам.
Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них. На занятии логопед выставляет либо на доску, либо на экране картинку с изображением белки и елки с дуплом, сажает белку поочередно под дерево, на дерево, в дупло. Дети отвечают: «Белка сидит под елкой, белка сидит на елке, белка сидит в дупле». После каждого ответа логопед называет «маленькое слово» (предлог) в этом предложении. .
Затем детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной зеленой полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой зеленой полоской.
Мы обозначаем на доске символами предложение «Белка сидит в дупле»
!_________ _________ ___ ______________ .
Предлагаем составить схему этого предложения на столах.
Дети читают предложение и разбирают его вместе, уточняя порядок слов в предложении, место «маленького слова»- предлога в нем.
В последующей работе ребята составляют и обозначают предложения символами по всем пройденным темам.
Работа по фонематическому анализу предложения усложняется после того, как дети учатся читать. Даем им такие задания, как
- Подбери маленькое слово, написанное на карточке, к данному предложению по данной картинке.
- Закончи предложение словом по смыслу: «Елочка, елочка, какая …….. (иголочка)».
- Вставь в предложение пропущенное по смыслу слова: «Хитрая рыжая ….. повадилась ходить в курятник».
- Составь предложение из слов, написанных в изображениях тучек.
В под дети грибы собирали
- Можно давать ребятам карточки, на которых предложения изображены символами и они придумывают по ним свои предложения
Например:
!____________ __________ Мама спит.
!____________ ___________ ___ _____________
Девочка идет в школу
!____ !_________ __________ _______
По Неве плывут корабли
Можно дать детям карточки, где в предложениях пропущен предлог. Они читают предложение и вставляют по смыслу нужный предлог.
Например: ….. дома отъехала машина.
Книга лежит ….. столе.
Вся работа с детьми по развитию связной речи проводится в тесном контакте с воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Формирование лексико-грамматических категорий...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Приложение к программе учителя-логопеда....
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...