Работа над формированием понятия "предложение"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Хохлова Тамара Александровна

Работа над формирования понятия "предложение" у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_formirovaniem_ponyatiya.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над формированием понятия «предложение» у детей старшего возраста с ТНР

 

В настоящее время при подготовке детей к обучению в школе, одной из основных задач является формирование устной речи у детей. Ребята должны научиться общаться с детьми и взрослыми, уметь составлять различные виды предложений с опорой на предметы, картинки, действия, пересказывать тексты и составлять рассказы. Эта работа проводится в соответствии с программой старшей группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании их в начале учебного года и с опорой на закономерности развития фразовой речи.

В своей работе большое внимание уделяем подбору различных видов наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

В работе выделяем несколько этапов:

  1. Знакомство с понятием «предложение».
  2. В предложении есть смысл и законченная мысль.
  3. Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова.
  4. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
  5. Предложение можно произносить с различной интонацией.
  6. Предложение можно обозначить символами и написать буквами.
  7. Из нескольких предложений можно составить рассказ.

 У нас  начинается работа по знакомству детей с понятием «предложение».

Начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. Затем по действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.

Дети составляют предложения также по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).

А также на панно, где все предметы и изображения животных можно передвигать. Например: Собака сидит около дома. Лодка плывет по реке. Кошка вышла из-за дома.

Для развития интереса детей в работе применяем помимо перечисленных и такие задания, как: «правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне или на экране  появится изображение  героев сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и других.

Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение и положи лучик солнышка или лепесток цветка, листочки на березку и получится солнечная полянка, на которой стоит березка. Дети также составляют рассказы по серии картинок и по сюжетным картинкам.    

Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них.  На занятии логопед выставляет либо на доску, либо на экране картинку с изображением белки и елки с дуплом, сажает белку поочередно под дерево, на дерево, в дупло. Дети отвечают: «Белка сидит под елкой, белка сидит на елке, белка сидит в дупле». После каждого ответа логопед называет «маленькое слово» (предлог) в этом предложении. .

Затем детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной зеленой полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой зеленой полоской.

Мы  обозначаем на доске символами предложение «Белка сидит в дупле»

!_________      _________   ___     ______________ .

 Предлагаем составить схему этого предложения на столах.

Дети читают предложение и разбирают его вместе, уточняя порядок слов в предложении, место «маленького слова»- предлога в нем.

В последующей работе ребята составляют и обозначают предложения символами по всем пройденным темам.

Работа по фонематическому анализу предложения усложняется после того, как дети учатся читать. Даем им такие задания, как

- Подбери маленькое слово, написанное на карточке, к данному предложению по данной картинке.

- Закончи предложение словом по смыслу: «Елочка, елочка, какая …….. (иголочка)».

- Вставь в предложение пропущенное по смыслу слова: «Хитрая рыжая ….. повадилась ходить в курятник».

- Составь предложение из слов, написанных в изображениях тучек.

В         под         дети       грибы        собирали

- Можно давать ребятам карточки, на которых предложения изображены символами и они придумывают по ним свои предложения

Например:

!____________         __________   Мама спит.

!____________        ___________     ___      _____________

Девочка                         идет              в                  школу

!____     !_________         __________                     _______

По          Неве                   плывут                             корабли

Можно дать детям карточки, где в предложениях пропущен предлог. Они читают предложение и вставляют по смыслу нужный предлог.

Например:   ….. дома отъехала машина.

Книга лежит ….. столе.

Вся работа с детьми по развитию связной речи проводится в тесном контакте с воспитателями.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...