Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данилова Олеся

 
У детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков. Поэтому на занятии по автоматизациит звука [л] (в слогах, словах, предложениях) паралельно развиваем фонематический  слух, артикуляционную и мелкую моторики и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  индивидуального  занятия по автоматизации звука [л]  

 Пояснительная записка

Цель: автоматизировать звука [л]  

Задачи:
- Закреплять умение четко произносить  звук [л] в слогах, словах, предложениях.
- Закреплять умение различать на слух звука [л] среди других звуков.
- Развивать фонематический  слух, артикуляционную и мелкую моторики.
- Упражнять  в согласовании местоимений с существительными.
.

- Закреплять умение правильно артикулировать звук [л].

- Закреплять умение  правильно давать характеристику звука.
Аудитория: кабинет для логопеда

Условия проведения: наличие детской мебели (стол, стулья) в кабинете, зеркало, хорошая освещенность (светильник над зеркалом).

Методы:
1. Игрушечный слон.
2.Песочница с песком.
3. Мелкие игрушки ( лопатка, лодка, весло, флажок,  яблоко).
4. Картинки  для проведения артикуляционной гимнастики.
5.Пособия для поддувания - ласточки.
6. Универсальное пособие  - тактильная дорожка.

7. Раздаточный материал.

8. Схема характеристики звука [л].  

Организационный момент
Логопед: Даша, какое время года наступило?
Ребенок:  Весна.
Логопед. Кто прилетает к нам весной с юга?
Ребенок:   Птицы.
Логопед. Вот и к нам на занятие прилетели ласточки. Покажи, как высоко ласточки летают.
Упражнение на поддувание

Ребенок берет за ниточку ласточку и дует на неё.
Упражнения для кистей и пальцев рук.

Логопед: Покажи руками и пальчиками, как махали птички крылышками, когда летели с юга.
Скрестив ладони тыльной стороной, ребенок  имитирует движения крыльев птиц, опуская и поднимая кисти.
Логопед: Как птички клюют зернышки?
Сделав указательным и большим пальцами «клювик», ребенок поднимает и опускает кисти рук над столом.
Логопед: Какое гнездышко свили птички для своих птенцов?
Скрестив пальцы обеих рук ладошками внутрь, ребенок  показывает действия.
Логопед: Как птенцы раскрывают клювики, когда просят корм?
Подняв вверх «клювики», ребенок  соединяет и разъединяет большой и указательный пальцы.

Логопед: Молодец, Даша! Вспомни  упражнение «Птенчики» из артикуляционной гимнастики и покажи, пожалуйста.
Артикуляционная гимнастика 
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом, слушая инструкцию логопеда и глядя на картинку-символ. 

Выполняются упражнения «Птенчики», «Улыбка», «Хоботок», «Лопата»,  «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели», «Ступеньки», «Маляр»,  «Парус».
Объявление темы занятия.

Загадка

Это что за великан

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

А зовут чистюлю...

Ребенок:  Слон

Педагог показывает  игрушечного слона .

Логопед: Как ты думаешь, это большой слон или маленький?
Ребенок: Я думаю, что это маленьки слон.

Логопед: А как можно назвать ласково маленького слона?
Ребенок: Ласково можно назвать: слоник, слоненок.
Логопед:  Правильно! Какой слоненок?
Ребенок: Красивый, мягкий, добрый, игрушечный.

Логопед: Молодец! Слоник прилетел на самолете. Покажи, как гудит самолет, когда летит.
Закрепление изолированного звука 

Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, ребенок длительно произносит звук [л].
Логопед: Какой звук получился?
Ребенок:  Звук [л].
Анализ артикуляции по  схеме.

Логопед:  Расскажи характеристику звука [л].

Ребенок: Когда мы произносим звук [л],  язык у нас широкий.  Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.  Рот приоткрыт. Губы  улыбаются.
Звук [л] согласный,  воздух встречает преграду - язык и зубы.  Звонкий, потому что когда мы произносим звук [л],  горлышко у нас дрожит.
Закрепление произнесения звука в слогах.
Логопед. Давайте поучим слоненка говорить звук [л].
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»

Ребенок повторяет за логопедом, "прошагивая" по тактильной дорожке пальчиками:
Логопед : Ла - ло, лы - лу, ла - лы - лу, лэ - ло - ла.
Ла -  ла - ла - слону кепочка  мала,
Ло - ло - ло - голову напекло,

Лы - лы- лы -  уложили на столы,
Ул - ул - ул -  ветерок подул,

Ал - ал - ал - на слоненка он попал,

ыл - ыл - ыл - он слоненка освежил,

Ол - ол - ол - не пойду играть в футбол,

Лу - лу - лу - лучше заведу юлу.
Развитие фонематического слуха:
Игра «Внимательные ушки»
Логопед предлагает выложить столько фишек, сколько ребенок услышит  звуков [л].

 Логопед: А, о, л, с, л, да, ло, ны, лу, лак, дом,  лук, нос,  пол, ландыш, машина,  малыш, клад, кукла, флаг,  газета, шкаф, акваланг.

Логопед: Молодчина! Ты отлично справилась!  
Закрепление произнесения звука в речи.

Игра «Песочница»
Логопед. Даша, давай поможем слоненку найти игрушки, которые он потерял, играя в песочнице.
Ребенок  находит в песке мелкие игрушки и отдает слонику. Слоник, я нашла твой флажок. Слоник, я нашла твою лопатку ( лодку). Слоник, я нашла твое яблоко (весло).
Логопед следит за четким произнесением звука [л] и правильным согласованием местоимений с существительными.
Логопед. Молодец,  наш слоник остался очень доволен. А теперь  вымоем и вытрем руки.
Домашнее задание.

Закрепление произнесения звука в слогах и словах

Логопед: Даша, Слоник будет очень рад, если дома ты выучишь стишок о нем.

Слон слонёнку покупал

 Лодку, лыжи и пенал.        

 А слониха-мама —            

 Ласты и панаму.

 Итог занятия
Логопед. Даша, давай  напомним слонику, какой звук ты сегодня старалась произносить правильно. Какой это звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? Куда поднимается и упирается язычок при его произнесении? Ребенок  отвечает на вопросы.

Логопед. Ты, умничка, Даша!  Слоник приготовил для тебя подарок. (Выставляет игрушки.) Возьми игрушку, в названии которой есть звук [л]. Назови  ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....