Развитие фонематического слуха.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Березенко Елена Александровна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie-fonematicheskogo-sluha-u-detey.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей»

Описание: данные рекомендации предназначены для родителей детей 3 – 6 лет.  Что такое «фонематический слух», о проблеме его развития в дошкольном возрасте. Далее предлагаются игры на развитие фонематического слуха и слухового восприятия. 
        Задачи: Информировать родителей о развитии фонематического слуха.
        Цель: педагогическое просвещение семьи. 


В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух. Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:

1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

 Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

 -узнавать наличие данного звука в слове;

- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

 БАНКА-КАБАН НОС-СОН ;

 -различать слова, отличающиеся только одной фонемой

СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

1) определение наличия или отсутствия звуков в слове;

2) местоположение звуков в слове;

3) определение линейной последовательности и количества звуков в слове

Понятие фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематические представления и звуковой анализ и синтез, которым дети овладевают не только в дошкольный период, но и в ходе подготовке к обучению грамоте. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

         

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова и речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Уже на третьем-четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению. Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой. Установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Очень часто ошибки детей при письме связаны с неумением дифференцировать звуки «Ш-Ж», «С-З», «Ц-З» и др. Например, они заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук». Вот почему развитию фонематического слуха должно быть уделено большое внимание. Установлено, что дошкольники наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

- Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).

 - Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.

 - Умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.

 -Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

 - Выработка дикции — отчетливое, внятное произношение каждого звука изолированно.

 - Формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Дошкольники очень любят различные игры со словами и звуками, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка. Родители могут успешно использовать такие словесные материалы как: стихи, загадки, игры, что делает процесс обучения более интересным.


Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет.

Игры и игровые приемы на узнавание неречевых звуков:

  • Игры: «Отгадай, что звучит?», «Отгадай, кто кричит?», «Угадай, кто идет?», «Угадай, кто сказал?», «Кто внимательный?», «Где позвонили?», «Кто сказал?» - развивают звуковое восприятие и фонематический слух у детей с различными проблемами.
  • Игры со звуковыми символами: гласные звуки А, О, У, И (зрительное и слуховое восприятие).
  • Игры на звуковые символы – работа над рядом гласных звуков: А, О, У, И, Ы (звукокомплекс из символов). Определение позиции звука – первый (в начале), последний, в середине.
  • Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
  • Что шумит? (шумовые коробочки).
  • «Дождик». Различать ритм постукиваний по металлофону.
  • «Угадай, на чем играю?» (барабан, металлофон, дудочка деревянные палочки, шумовая коробочка и т.д.).
  • «Волшебная ложечка». (Определить, почему стучит ложечка).
  • “Хлопни, как я: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
  • «Кто?» (определить по звукоподражанию животное, птицу).
  • «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).
  • «Самолет высоко – низко» (высота голоса).
  • «Звуковые ручейки»: высокое звучание: «буль – Буль», низкое звучание «буль-буль».
  • «Ветер – шалун» (слышать тихое и громкое шуршание листьев).
  • «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).

Заключение:

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....