Дидактические игры в логопедической работе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Юлия Александровна

Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, ре­чи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных де­фектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_v_logopedicheskoy_rabote.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультацию на тему:

 «Дидактические игры в логопедической работе»  

подготовила
учитель-логопед
Кузнецова Юлия Александровна

Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

У детей с недоразвитием фонетической стороны речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться — такие особенности характерны для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно-действенное восприятие, т. е. показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе работы  в основном используются игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращается внимание детей не только на название предмета, но и на название его частей. Вводятся приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем преступаем к работе с разрезными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой-либо картинки, например, из серии «Одежда» (пальто), дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

Дидактические игры (лото «Мебель», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Инструменты» и т. д.) используются и при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоят материал, проводятся  игры  «Кто скорее соберет?»,  «Все ко мне!», цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

Вначале организовывается игра «Кто быстрее соберет?». Предлагается не более двух-трех групп предметов, например овощи и фрукты (муляжи). Логопед показывает детям разные предметы, и ребята называют их. Затем ставит предметы в разные места комнаты и предлагает двум-трем детям собрать определенную группу.

Аналогично проводится игра «Найди то, что я попрошу».

Умение объединять однородные объекты формируется и в игре.

В игре «Кто больше запомнит, что из чего сделано?» дети по памяти называют металлические, бумажные и другие предметы. За правильный ответ логопед дает разноцветный кружок. Выигрывает тот, что собрал больше кружков.

Игра «Чей хвост?» помогает решать несколько словарных задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц и т. д., упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т. д., в умении использовать цвета и их оттенки.

На завершающем занятии дети составляют описательные рассказы по определенной теме. Может быть использован и рассказ от первого лица.

Цель дидактической игры «Что знаешь — расскажи» — обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Например, логопед предлагает детям рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый;

вторая команда подбирает глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается;

третья команда называет слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (ая), холодно (ая), пасмурно (ая), ветрено (ая), дождливо (ая), солнечно (ая).

Детям с недоразвитием фонетической стороны речи наиболее трудно дается дифференциация звуков. Поэтому большое внимание  уделяется играм, решающим одновременно задачи работы над словарем и над дифференциацией звуков. Проводится игра «Кукла Клава и кукла Раиса».

Вначале дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в разных родах, в произношении звуков Р — Л. У логопеда на столе две куклы. Кукла Раиса одета в красное платье, кукла Клава — в голубое. Логопед говорит: «Кукла Раиса любит одеваться так, чтобы в названии ее одежды встречался звук Р. Сегодня она ждет гостей. Расскажите, как одета кукла Раиса?»

Дети описывают одежду куклы: «К приему гостей кукла Раиса надела красное платье с красным жилетом, на голове у нее красная шапочка, а на ногах — красивые красные туфли».

«А теперь давайте посмотрим, — предлагает логопед, — какую одежду надела кукла Клава». — «На ней белая кофта, голубая юбка». Далее логопед рассказывает детям, что к приему гостей кукла Раиса приготовила вкусные угощения, в названиях которых часто встречается звук Р, а кукла Клава — угощения, в названиях которых встречается звук Л. На столах разложены картинки с изображением халвы, торта, творога, кефира, колбасы, лука, картошки. Дети находят нужную картинку, называют, что на ней изображено, определяют место звука в названном слове и говорят: «Я отдам (приготовил, купил, положил и т. д.) хлеб кукле Клаве» или «Торт приготовила кукла Раиса».

Наконец, все готово для приема гостей, но они живут в разных городах и должны добираться транспортом. При этом есть одно условие: к кукле Клаве гости приезжают на транспорте, в названии которого есть звук Л (лодка, мотоцикл, велосипед), а к кукле Раисе — на транспорте, в названии которого есть звук Р (вертолет, грузовик, троллейбус, трамвай).

Аналогично проводится игра «Про куклу Галю и куклу Катю» на дифференциацию звуков Г — К. Но здесь еще используется прием составления описательного рассказа по вопросам:

Что одето на кукле? Какого цвета ее одежда? Какие у куклы глаза? Какие у нее игрушки? Что она любит есть?

Приводим примерный рассказ детей: «Это кукла Катя. Катя красивая. У нее карие глаза. Она одета в красную жилетку, кофту и юбку. Туфли у нее тоже красные. Больше всего Кате нравится играть в игрушечную кошечку и куклы. Она очень любит конфеты и клубнику».

К группе словесных дидактических игр относится и игра «О снеговике и его друге». Задачи, решаемые в этой игре, — закрепление таких тем, как «Одежда», «Зимующие и перелетные птицы», а также дифференциация звуков С — Ш.

Логопед предлагает детям рассказ, по ходу которого они подбирают различные слова на дифференциацию звуков С — Ш: «Была зима. Скучно Снеговику одному стоять с метлой. Но вот подошел к нему мальчик. А как его зовут — догадайтесь сами, скажу вам только, что в его имени слышится звук Ш. Дети называют имена: «Миша, Шура, Саша».

«Правильно, меня зовут Саша, — говорит мальчик.:—А тебя как?» — «А меня — Снеговик. Какой один и тот же звук слышится в наших именах?» Дети говорят: «Звук С». Саша спрашивает Снеговика: «Назови, какая одежда на мне надета. Ребята, помогите Снеговику». Дети называют: «Шапка, шуба, шарф». — «Какой одинаковый звук слышится в названии одежды?» Дети называют звук Ш. Снеговик благодарит детей за помощь и спрашивает у Саши: «Подумай, из чего я сделан». Дети отвечают: «Из снежных комков, носа-морковки, сосулек; во всех словах слышится звук С».

На следующем занятии можно предложить детям пересказать этот рассказ, придумать свой конец или начало.

Описанные выше игры и игровые упражнения проводятся в течение учебного года неоднократно, меняется лишь подбор слов в соответствии с изучаемым звуком.

Для детей с недоразвитием фонетической стороны речи характерно отсутствие четких временных представлений. Они путают названия и последовательность месяцев, у них нет четких представлений о частях суток. Для уточнения таких понятий  используется игра «Когда это бывает?». Игровую ситуацию создает вопрос-загадка: «Кто узнает, когда это бывает?» В разные времена года предлагаются детям стихи. Например:

Листопад, листопад.

Листья желтые летят.

Скоро голый будет сад.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах Снег лежит полотном

И от солнце блестит

Разноцветным огнем.

Солнце весело печет,

Снег водою с крыш течет.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

Для формирования представлений о части суток используются игры «Кто работает рано утром?», «Кто работает днем?», «Кто работает ночью?».

Игра «Было — будет» способствует уточнению представлений о прошлом и настоящем. Логопед предлагает детям послушать короткие  стихи  и отгадать, было это или будет, таким образом упражняя их в употреблении глаголов.

Скоро, скоро снег растает,

С нашей речки лед уйдет...

«Это будет», — говорят дети.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу...

«Это уже было», — отвечают дети.

Некоторым  усложнением  является  вариант игры, когда дети придумывают и задают друг другу загадки.

Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: «Что вам нужно?», «Дополни предложение», «Скажи по-другому». Цель этих игр — научить подбирать слова, близкие по значению. Логопед предлагает детям вспомнить слова, похожие на то, которое сейчас назовет, например, «красивый». Дети перечисляют: «Хороший, прекрасный, чудесный, милый».

Вариант игры: логопед называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты.

К этой же группе относится и игра «Подбери слово». Логопед предлагает детям вспомнить, что можно шить. Дети называют: «Рубашка, куртка, пальто, брюки, платье». — «Как одним словом назвать эти предметы?» — «Одежда».

Для обогащения словаря интересны и дидактические игры, связанные с темой «Профессия». Сначала рекомендуется  познакомить детей с названиями профессий (игра «Кто кем работает?»). Предварительно логопед проводит краткую беседу, уточняя, как понимают дети слово «профессия», какие профессии знают. Затем раздаются картинки, на которых изображены люди разных профессий, и закрепляются представления детей.

После этого организовываются игры «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?». В этих играх дети учатся соотносить действия людей с их профессией. Логопед предварительно объясняет, что каждый человек во время работы выполняет определенные действия: «Я назову профессию, а вы вспомните все, что делает человек этой профессии»:

врач — лечит, слушает, дает лекарство;

повар — варит, жарит, режет, трет.

Варианты игры: логопед называет действия, а дети угадывают, какую профессию он имеет в виду.

Для подготовительной группы целесообразно проводить игры, главной задачей которых является обучение рассказыванию. В играх «Что мы задумали?», «Угадай, кто это» дети отгадывают предметы по описанию, что является образцом самостоятельного рассказа. В игре «Опиши картинку» (серии «Хитрая лиса», «Бобик») дети составляют небольшие рассказы.

Все дидактические словесные игры проводятся как составные части фронтальных занятий или как самостоятельные подгрупповые занятия. Изучаемый словарный материал закрепляется воспитателем на занятиях по родному языку, развитию элементарных математических представлений, аппликации, конструированию.

Дидактические игры не только способствуют преодолению речевых недостатков, обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения дидактических игр в логопедической работе"

«Методика проведения дидактических игр» Дидактические игры в логопедической работе. Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика ро...

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Дидактические игры в логопедической работе.

Волшебные кубики»Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие.Материал – куб...

Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР

В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Дидактические игры в логопедической работе

Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов,  речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.    Для логопеда игра является одним из ср...

Дидактическая игра в логопедической работе

С ребенком надо делать все через игру&helli...

Дидактические игры в логопедической работе

Дидактические игры в логопедической работе...