Формирование фонематических процессов в онтогенезе и дизонтогенезе.
презентация по логопедии
В представленной презентации рассматриваются особенности формирования фонематических процессов в норме и в патологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskih_protsessov_v_ontogeneze_i_dizontogeneze.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематические процессы: Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления
Вопросами изучения развития фонематических процессов в отечественной науке занимались: Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин , Р.М. Боскис , А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин , Г.М. Богомазов, В.И. Бельтюков , Л.Ф. Спирова и др.
Р.Е . Левиной выделены следующие стадии формирования фонематических процессов : Стадии формирования Описание 1. П олное отсутствие дифференциации звуков речи. У ребенка нет понимания речи. Эта стадия определяется как дофонематическая. Основную семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. До 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм. 2. Н ачальная стадия дифференциации фонем. Становится возможным различение акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Правильное и неправильное произношение не различаются. 3. Завершающая стадия дифференциации фонем. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками Однако с предметом соотносится и искаженное, неправильно произнесенное слово. 4. Готовность к элементарному звуковому анализу. При восприятии речи у ребенка преобладают новые образы. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5. О существление тонкой дифференциации фонем и выполнение операций звукового анализа. Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок различает правильное и неправильное произношение.
Н.Х . Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии: Дофонемная (от рождения до 1 года ). Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. Фонемная ( соответственно после года). До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.
Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей :
Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей :
Формирование фонематического анализа в онтогенезе. С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова. С 5-ти лет выделить ударный гласный в начале слова. С 6-ти лет : 1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.); 2) определить последний звук в слове (сыр); 3) определить согласный в середине; 4) определить последовательность звуков в слове (мак); 5) определить количество звуков в слове. Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. В школе для работы над анализом речевого потока специально отведён букварный период.
Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. М.Ф Фомичева выделяет следующие его уровни: первичный уровень Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно . вторичный уровень Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевой кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.
Х арактерные нарушения у детей при дизонтогенезе: недостатки в различении, а также затруднения в анализе звуков, имеющих нарушения в произношении . При этом остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Данная степень нарушения является самой легкой . трудности в различении нескольких звуков из двух и более фонетических групп при относительно правильной артикуляции. В данном случае нарушение звукового анализа более грубое. при тяжелом нарушении фонематического восприятия ребенок « не слышит» звуков в слове, не видит различия между звуковыми элементами , не имеет возможности выделить фонемы из состава слова и определить их последовательность.
Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем: нечеткое разделение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.п.); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи .
Т.Б. Филичева обращает внимание, что недоразвитие фонематического слуха и восприятия оказывает отрицательное влияние на формирование у ребенка готовности к Фонематическому анализу и синтезу слов У детей выделяют следующие затруднения: в определении первого гласного и согласного звука ; в правильном выборе картинного материала на соответствующий звук ; в самостоятельном придумывании и назывании слова с заданным звуком .
Список используемой литературы: Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В.И. Бельтюкова // Вопросы психологии.- М.: АДПП, 2010 . - 2-е изд. -176с. Богомазов Г.М. Возрастная фонология/ Г.М. Богомазов. – Москва-Ярославль:МГПУ-Редмер , 2005. – 321с. Боскис , Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис , Ин-т коррекц . педагогики Рос. акад. образования. – М.: Советский спорт, 2010.- 3-е изд. – С. 3-45. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. / Л.С. Волкова // Книга 5: Фонетико - фонематическое и общее недоразвитие речи. М.: Владос , 2007. – 224с. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 471с. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. /Р.Е. Левиной - М.: Альянс, 2013 – 367 с. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей. / Р.Е. Левина // Специальная школа, - М.: Олма-пресс Экслибрис 2003. – 2 –е изд. – С. 122. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш . пед . учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 224 с. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте /В.К. Офринская // Уч . записки ЛГПИ им. Герцена.- М.: Альянс – 2009. – С. 38 – 49. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос , 2009. - С. 112. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей./ Филичева Т.Б., Туманова Т.В. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец , Е.Н. Кутепова . / Под ред. Т.В. Волосовец . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 185 с. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Н.Х. Швачкин . / Отв. ред. Б.М. Теплов. – М.: Альянс, 2011. – С. 36-40.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
В данной статье я рассказываю о формировании диалогической речи....
Развитие фонетико фонематических процессов в онтогенезе
Данные литературных источников показывают, что развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. В большинстве работ (Гвоздев А. Н. , Кольцова М. М., Левина Р. Е...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Важным условием для всестороннего и полноценного развития человека считается правильная и грамотная речь. Речь – это сложный вид деятельности. Она является результатом согласованной работы опред...
Формирование фонематических процессов в онтогенезе
Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирова...
Формирование фонематических процессов в онтогенезе
Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...
Формирование фонематических процессов в онтогенезе
Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...