Формирование фонематических процессов в онтогенезе
статья

Галина Владимировна Прудникова

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фонемы родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фонемы родного языка

Что происходит в момент говорения, и какие участки головного мозга задействованы?

Центральный отдел речедвигательного анализатора – это теменной отдел коры головного мозга. В нем происходит «анализ информации о расположении органов артикуляционного аппарата непосредственно в момент речи». Центр Брока – лобный отдел, он программирует и контролирует выполнение движений. Функция фонематической стороны речи обеспечивается «работой речеслухового анализатора, с располагающимся периферическим отделом в кортиевом органе и осуществляющем прием акустической информации, в том числе и речевых звуков». Проводниковый отдел головного мозга говорит сам за себя, он как проводник информации, то есть занимается передачей информации в коре. Он также «определяет направление и отдаленность
источника звука, таким образом, частично анализирует. Описанная функция
обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара
черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг,
медиальное коленчатое тело и слуховое сияние)».

Центральный отдел речеслухового анализатора – это центр Вернике, височный отдел доминантного по речи полушария, в нем происходит анализ звучащей речи. То есть «контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков».

Становление и развитие фонетической и фонематической сторон речи в онтогенезе происходит постепенно.

В раннем возрасте в процессе овладения речью основная роль
принадлежит слуху. У ребенка одновременно развивается слух, и появляются
голосовые реакции. В 2-3 месяца у ребенка возникает гуление, в
3-4 месяцев – лепет. В этом возрасте ребенок вслушивается в
окружающие его звуки, он поворачивает голову на источник звука,
таким образом, происходит первичное развитие фонематического слуха.

У полуторагодовалого ребенка в лепете возникают неустойчивые и
произносимые в коротких звукосочетаниях звуки. Малыш может
произносить гласные звуки, хорошо произносит звук [а], и согласные звуки,
особенно [п], [б], [м], [к], [т]. В этот период ребенок достаточно хорошо понимает интонацию говорящего и реагирует на тон голоса. В возрасте одного года ребенок умеет произносить несложные по артикуляции звуки, такие как, гласные – [а], [у], и согласные – [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г].

Развитие и становление произношения у всех детей происходит по-разному. Одни дети могут произносить большее число звуков и более четко,
а другие наоборот. Уровень звукопроизношения зависит от состояния и
подвижности органов артикуляционного аппарата, которым ребенок только
начинает осваивать.

В возрасте 2-х лет ребенок уже может активно произносить звуки [э], [ы], [и], но многие согласные звуки произносит неправильно,
например твердые согласные произносят как мягкие (ть, дь, сь, зь). Совершенствуется способность подражать речи окружающих людей, также
продолжает развиваться понимание речи других. В этом возрасте ребенок
может активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре
слова.

В три года у малыша подвижность артикуляционного аппарата
увеличивается, а произношение еще не соответствует норме. Ребенок
пытается соответствовать произношению близких людей, но сложные по
артикуляции звуки заменяет простыми. Фонематическое восприятие к этому возрасту развито: малыш почти не смешивают слова, похожие по звучанию, и пытается сохранить непосредственно слоговую структуру слова.

У ребенка 4-х лет артикуляционный аппарат еще больше
укрепляется, движения мышц еще больше совершенствуются. В речи
появляются такие звуки, как твердые согласные, шипящие звуки, ребенок
может правильно произносить слова со стечением нескольких согласных. В
это время дети могут замечать ошибки в произношении других детей, легко
различать близкие по звучанию звуковые сочетания и слова, таким образом,
фонематическое восприятие еще более совершенствуется.

В возрасте 5 лет артикуляционный аппарат еще более
совершенствуется, его подвижность также увеличивается. Большее
количество детей умеют правильно произносить шипящие звуки, сонорные
звуки, такие как [л], [р], [р’], некоторые из них могут неправильно произносить свистящие и шипящие звуки, они взаимозаменяются, чаще в сложных мало знакомых словах. На этом этапе, дети уже могут узнавать звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различать интонационные средства выразительности.

Шестилетние дети умеют правильно произносить все звуки своего языка и слова различной слоговой структурой. В этом возрасте хорошо развит фонематический слух, который в свою очередь позволяет ребенку выделитьслоги,словасзаданнымзвуком,группыдругихслов,дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Звукопроизношение ребенка 7-ми лет максимально приближается к речи взрослых, учитывая нормы литературного произношения. В большинстве случаев, в этом возрасте у детей достаточно развито фонематическое восприятие, они владеют некоторыми навыками звукового анализа (умеют определять количество и последовательность звуков в слове), что достаточно для овладения грамотой в школьной программе.

Таким образом, к моменту поступления ребенка в школу у него
сформировано звукопроизношение на достаточном уровне, хорошо развиты
все стороны речи, что раскрывает для него перспективы для успешного
овладения программным материалом в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонетико фонематических процессов в онтогенезе

Данные литературных источников показывают, что развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. В большинстве работ (Гвоздев А. Н. , Кольцова М. М., Левина Р. Е...

Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"

Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Важным условием для всестороннего и полноценного развития человека считается правильная и грамотная речь. Речь – это сложный вид деятельности. Она является результатом согласованной работы опред...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе и дизонтогенезе.

В представленной презентации рассматриваются особенности формирования фонематических процессов в норме и в патологии....

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирова...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...