Логопедический проект:" Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи"
проект по логопедии

Голикова Наталья Михайловна

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития.  Все чаще стали встречаться дети со стертой формой дизартрии. В логопедической литературе  стертая форма дизартрии определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при стертой дизартрии нарушается речевое дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушения голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Во многом положительные результаты преодоления нарушений речи, а в частности ее произносительной стороны, зависят от сформированности функции дыхания. Хорошо сформированная голосовая функция (мелодическое, силовое, и тембральное звучание голоса) является базой для развития просодической стороны речи.
У детей со стертой формой дизартрии имеются специфические особенности нарушений этих функций. Поэтому в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей со стертой формой дизартрии одним из базовых направлений является формирование дыхания и качеств голоса.

Это обусловлено еще и тем, что коррекция артикуляций, проведенная до постановки дыхания и голоса, улучшает лишь разборчивость речи и не преодолевает в полной мере смазанность произношения согласных звуков.

В связи с этим данное направление логопедической работы  заслуживает более глубокого изучения для определения содержания и путей его реализации в общей системе коррекционно-логопедического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Московский государственный  областной университет (РКЦ-ММЦ)

Проект на тему: «Развитие речевого дыхания и  качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии».

Подготовила: Голикова Н.М.

учитель-логопед МБДОУ

детского сада№57

 общеразвивающего вида

Одинцовский муниципальный район

2014 год

Логопедический проект на тему:

«Развитие речевого дыхания и  качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии. Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи».

 Проект составила: учитель-логопед МБДОУ №57, общеразвивающего вида Голикова Н.М.

Продолжительность проекта: долгосрочный-1 год (сентябрь-май).

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: (взрослые, дети): педагоги, дети старшей и подготовительной к школе групп, занимающиеся на логопункте ДОУ, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Образовательная область: речевое развитие

Актуальность темы:

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития.  Все чаще стали встречаться дети со стертой формой дизартрии. В логопедической литературе  стертая форма дизартрии определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при стертой дизартрии нарушается речевое дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушения голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Во многом положительные результаты преодоления нарушений речи, а в частности ее произносительной стороны, зависят от сформированности функции дыхания. Хорошо сформированная голосовая функция (мелодическое, силовое, и тембральное звучание голоса) является базой для развития просодической стороны речи.
У детей со стертой формой дизартрии имеются специфические особенности нарушений этих функций. Поэтому в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей со стертой формой дизартрии одним из базовых направлений является формирование дыхания и качеств голоса.

Это обусловлено еще и тем, что коррекция артикуляций, проведенная до постановки дыхания и голоса, улучшает лишь разборчивость речи и не преодолевает в полной мере смазанность произношения согласных звуков.

В связи с этим данное направление логопедической работы  заслуживает более глубокого изучения для определения содержания и путей его реализации в общей системе коррекционно-логопедического процесса.

Цель проекта: теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и организации логопедической работы по  формированию речевого дыхания и качеств голоса у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Задачи проекта:

- для детей: формирование у детей умений и навыков правильного физиологического, речевого дыхания и качеств голоса посредством специально подобранной системы упражнений, игр.

- для педагогов:

  • Выявить особенности развития речевого дыхания и качеств голоса у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
  • Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития речевого дыхания и качеств голоса.

- для родителей:

  • Систематизировать знания родителей по развитию речевого дыхания и качеств голоса.
  • Привлечь родителей к изготовлению пособий по развитию речевого дыхания и качеств голоса.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: фотовыставка

Название итогового мероприятия проекта: фотовыставка на тему: «Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи».

Продукты проекта:

- для детей:  создание и обновление пособий, картотек игр и упражнений для развития речевого дыхания и качеств голоса;

- для педагогов:  демонстрация дидактических материалов, способов и методов исследования и  развития речевого дыхания и качеств голоса на занятиях и в продуктивной деятельности, оформление фотовыставки на тему «Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи»;

- для родителей: презентация фотовыставки на тему: «Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи».

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей: улучшение состояния физиологического дыхания (переход на диафрагмально – реберное), нормализация ритмичности дыхания, сформированность ротового выдоха, направленной воздушной струи; формирование более сильного, модулированного, звонкого голоса; способствование более эффективному преодолению фонетических нарушений.

- для педагогов: овладение системой игр и упражнений на развитие речевого дыхания и качеств голоса;

- для родителей: систематизация знаний о  развитии речевого дыхания и качеств голоса у  детей, знакомство и овладение новыми способами развития речевого дыхания и качеств голоса  в домашних условиях.

Реализация проекта осуществляется в четыре этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь)

  • Изучение научно-методической литературы по проблеме
    исследования.
  • Теоретическое обоснование и анализ отечественных ме-
    тодик
    , систематизация содержания логопедической рабо-
    ты по формированию речевого дыхания и качеств голоса
    .
  • Анализ медико-педагогической документации.

  • Разработка программы обследования дыхания и качеств голоса.

В основу программы обследования легли: по-
ложения о нарушениях дыхания и качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии, общепринятая в отечественной логопе-
дии схема обследования произносительной стороны речи Г. А.
Волковой, схема клинико-педагогического обследования детей с
нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими
деформациями органов артикуляции, разработанная  Н. Ю. Григоренко и С. А. Цыбульским. Схема обследования представлена в приложении 1.

II этап. Констатирующий эксперимент (октябрь)

 

-Обследование состояния дыхания и качеств голоса (октябрь
2014г.).

-Выявление особенностей дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии.

-Подготовка к проведению обучающего эксперимента: системати-
зация содержания логопедической работы, подбор комплексов
уп-
ражнений, методов и приемов коррекции нарушений дыхания и ка-
честв голоса у детей со стертой формой дизартрии.

-Определение условий преодоления нарушений произносительной
стороны речи у данной категории детей.

В экспериментальную группу вошли десять детей в возрас-
те от пяти до семи лет с логопедическим заключением стертая дизартрия.

При обследовании дыхания выявляли: тип физиологического
дыхания (верхне - ключичное; ключично- грудное; диафрагмально-
реберное (костно-абдоминальное)), частота, ритмичность, носовое
дыхание (норма, затруднено, отсутствует), ротовой выдох (сфор-
мирован / не сформирован), направленная воздушная струя (сфор-
мирована / не сформирована), речевое дыхание (выдох при фона-
ции): носовое, ротовое, смешанное.

Обследование дыхания осуществлялось на основе наблюдения
за детьми в игре, на занятиях и при выполнении ими функцио-
нальных проб.

Тип дыхания ребенка определяли по ощущению вибрации, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии.

Частоту и ритмичность дыхания замеряли секундомером, учитывая, что частота дыхания у детей четырех- шести лет во время
бодрствования составляет, примерно, 23-26 дыхательных цикла в
минуту.

Характер носового дыхания определяли с помощью следующих
функциональных проб:

1) К каждой ноздре ребенка подносили ворсинки ваты и следили за их движениями; при затрудненном носовом дыхании экскурсия ваты минимальная или отсутствует.

2) Ребенку предлагали набрать в рот воды и удерживать ее максимальное время; при резком затруднении носового дыхания ребенок проглатывает воду, чтобы дышать ртом.

Сформированность ротового выдоха и направленной воздуш-
ной струи определяли следующим образом: ребенку предлагалось
плюнуть, подуть на ватку губами, а потом с высунутым языком.
Все это выполнялось с открытыми и зажатыми крыльями носа
. При
несформированном ротовом выдохе экскурсия ваты минимальная
или отсутствует.

Для определения типа речевого дыхания к носовым ходам и ко рту ребенка во время речи приставляли зеркало, ватку, полоски
тонкой бумаги.

Анализ результатов обследования дыхания (см. приложение 2), показал, что у 80% детей отмечается верхне-ключичный тип дыхания. Такой тип дыхания самый нерациональный. При дыхании вся грудная клетка вытягивается вверх, расширение ее оказывается
минимальным, поэтому жизненная емкость легких понижается
, от-
стает в развитии грудная клетка. Вытягивание вверх ключиц, плеч
и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый  
воздух расходуется поверхностно, крайне неэкономно и ускоренно.
Продолжительность выдоха резко сокращается. 80% детей пользуются смешанным носо-ротовым дыханием, то есть значительная часть выдыхаемого воздуха проходит через носовые ходы. У одного ребенка в результате рецидива, после удаления аденоидов
, речевое дыхание - носовое. Вдох во время речи короткий, поверхностный и учащен-
ный.

Частота дыхательных движений в минуту составляет не 23-26
дыхательных цикла, а 25-35.

У 80% детей отмечается аритмичность речевого дыхания. Так - же страдает направленность и плавность выдоха. У 70% детей ротовой выдох не сформирован, дети не способны четко выдуть воз-
дух слегка напряженными губами, при дутье экскурсия ватки ми-
нимальная.

У 20% детей наблюдаются патологические изменения в лор органах: искривления носовой перегородки,  аденоиды, гипертрофия миндалин; поэтому носовое дыхание
резко затруднено.

Качества голоса обследовали по основным характеристикам,
таким как: высота (зависит от частоты колебаний голосовых скла-
док и служит основным средством для передачи эмоциональной и
смысловой выразительности речи), сила (зависит от степени смы-
кания и амплитуды колебаний голосовых связок), тембр (определя-
ется формой колебания голосовых связок и наличием обертонов-
добавочных тонов, присоединяемых к основному тону.

Оценивали:

  1. возможность голосовых модуляций;
  2. умение давать голос тихо, средне и громко;
  3. наличие или отсутствие носового оттенка (степень назализации).

Оценивая выше обозначенные параметры, ориентировались на норму звучания. За норму звучания принимается голос средней
громкости, среднего регистра, звонкий, сильный, «полетный», мо-
дулированный, мелодичный, естественный, чистый, живой, пре-
дающий все оттенки мыслей и чувств, все интонационное богатст-
во языка.

Для обследования качеств голоса мы
использовали педагогический прием: игру.

1. Игра «Поезд»

Цель игры: выявление умения давать голос тихо, средне и
громко.

Описание игры:

Логопед показывает ребенку картинку на которой изображено три поезда.

  • Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.
  • Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так ту- ту-ту! (логопед
    гудит очень громко).
  • Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту (логопед гудит го-
    лосом средней громкости).
  • А какой голос гудит так: ту-ту-ту (очень тихо)
  • Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами; как
    поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится
    очень далеко от нас.

2. Игра «Кто кричит?»

Цель игры: выявление умения изменять голос по высоте (говорить
низким, средним и высоким голосом).

Описание игры:

  • На полянке играют животные- мамы со своими детенышами: коза
    и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
  • Мама коза кричит вот так: «Ме-ме-ме» (логопед произносит низ-
    ким голосом), а маленький козленок кричит так: «Ме-ме-ме» (логопед произносит высоким голосом). Так логопед изображает всех зверей.
  • Теперь ты загадывай мне, как кричат животные и их детеныши, а
    я буду отгадывать.

Оценка степени назализации осуществлялась в ходе выполнения вышеуказанных заданий.

Анализ результатов обследования показал (см.
приложение 3)
, что 80% детей не могут давать голос тихо, средне и
громко, то есть изменять голос по силе. Голос у них глухой, сдав-
ленный, слабый
, истощаемый, тихий, приглушенный.

90% детей не умеют изменять голос по высоте, говорить низ-
ким
, средним и высоким голосом. Голос монотонный, маломодули-
рованный. У 40% детей отмечается с
ильная назализация; у 50%-
умеренная, которая предает смазанное глухое звучание всей
речи.
Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и
полетности, и снижают разборчивость речи.

Таким образом, у большинства детей
наблюдаются те или иные нарушения дыха
ния и качеств
голоса. Поэтому они нуждаются в дифференцированной, система-
тической логопедической работе по их формирован
ию.

Мы полагаем, что достигнуть позитивных результатов логопедической работы по формированию дыхания и качеств голоса при стертой форме дизартрии возможно при соблюдении следующих условий:

-построение логопедической работы на основе принципов: систематичности, последовательности (поэтапности) и комплексности;

-учет особенностей нарушений дыхания и качеств голоса на основе диагностических данных;

- разработка индивидуального плана работы с каждым ребенком;

-участие разно профильных специалистов в формировании дыхания и качеств голоса (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию).

-привлечение родителей к выполнению упражнений по формированию дыхания и качеств голоса в домашних условиях и оказание помощи в организации домашней работы с ребенком;

-проведение специальных упражнений по формированию дыхания и качеств голоса, как на специально организованных занятиях, так и в режимные моменты;

-единство требований педагогов к правильному дыханию и качествам голоса детей.

III. Апробация содержания логопедической работы по формированию речевого дыхания и качеств голоса (ноябрь 2014 г. –май 2015 г.).

  

Работа выстраивалась в трех направлениях:

1.В совместной деятельности педагога и детей.

Работа по формированию речевого дыхания и качеств голоса  проводится в определенной последовательности:

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

 С этой целью мы использовали такие игры как «Осторожные птицы», «Чей пароход лучше гудит?», Чья птичка, снежинка, бабочка дальше улетит?», «Капитаны», «Надуй игрушку», «Пузырь» (описание игр представлено в приложении 4). В процессе этих игр происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.  

Второй этап. Обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике. 


 

Вдох

(рисунки)

Выдох

(рисунки)

Нос

Рот

Нос

Рот

Нос

Нос

Рот

рот

Третий этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.  Для этого мы  использовали картинки с движущейся частью. Детям предлагалось сдуть с цветка шмеля, бабочку; листик с грибочка; не дать лягушке поймать комара (подуть на комара, чтобы он улетел за пределы листа), помочь слоненку подбросить хоботом мячик. Можно предложить детям забить мяч в  ворота (Мяч сделан из мятой бумаги). При выполнении всех упражнений обращается внимание ребёнка на то, что не надо низко наклоняться к листу, сильно надувать щёки. Выдох должен быть плавным и долгим. Комплекс игр для постановки ротового выдоха представлен в приложении 5.

Четвертый этап. Формирование правильного речевого дыхания.  Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма начинается с пропевания гласных звуков, но до этого проводятся занятия по уточнению произношения гласных звуков представленные в приложении 6:

  • На выдохе один звук (а,у,о)
  • На выдохе два звука (ау, уа)
  • Проговаривание на одном выдохе слова,  простого предложения (Это кукла. Это собака.)
  • Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.

Для данного этапа была составлена картотека игр, представленная в приложении 7.

Работа над голосом проводится параллельно с работой над дыханием.

   Работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

  Для  выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т. д. (используются  такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях, представленных в приложении 8.

В логопедическом кабинете созданы все условия для развития речевого дыхания и качеств голоса. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.

2.С педагогами  ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров- практикумов, бесед.

  • «Стертая дизартрия» (консультация - сентябрь)
  • «Содержание программы обследования  и анализ результатов обследования речевого дыхания и качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии» (консультация-октябрь)
  • «Содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания и качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии» (семинар-практикум) (октябрь)
  • «Динамическая дыхательная гимнастика (физические и дыхательные упражнения для детей)». (консультация для инструктора по физическому воспитанию (ноябрь)
  • «Фонопедические и вокальные упражнения для детей старшего дошкольного возраста» (беседа с музыкальным руководителем) (ноябрь)
  • «Игры на развитие физиологического, речевого дыхания и качеств голоса» (мастер- класс для воспитателей) (ноябрь)
  • «Анализ результатов обследования речевого дыхания и качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии на конец учебного года» (доклад) (май)

С целью просвещения педагогов на педсовете был представлен доклад, раскрывающий содержание логопедической работы по формированию дыхания и качеств голоса, с учетом направлений их работы и с просьбой реализовать это в практике.

Работа по формированию речевого дыхания и качеств голоса требует не только систематичности, но и многократности проведения упражнений и тренировок в течение дня. Это обуславливает включение этих видов работы,
как в специально организованные занятия, так и в режимные моменты под руководством воспитателя. Поэтому воспитатель в режимные моменты проводил с детьми игры на развитие речевого дыхания, качеств голоса, то есть отрабатывал с ними все то, что они научились делать на специально организованных занятиях. В помощь воспитателю нами была подобрана картотека игр на развитие дыхания и качеств голоса. Для достижения эффективности логопедической работы необходима также преемственность в работе с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию. Музыкальный руководитель проводил целенаправленно работу над фонационным дыханием и над качествами голоса посредством фонопедических и вокальных упражнений с учетом особенностей дыхания и качеств голоса ребенка. Предварительно мы ознакомили музыкального руководителя с результатами диагностики, обсудили полученные данные и совместно составили программу работы. Инструктор по физическому воспитанию нормализовал физиологическое дыхание ребенка его глубину, частоту, ритмичность, посредством воспитания диафрагмально - реберного типа дыхания на фоне общего оздоровления детей. В помощь ему были предложены комплексы упражнений дыхательной гимнастики, представленные в приложении.

3.С родителями – с помощью проведения консультаций, семинаров-

практикумов, родительских собраний.

Мероприятия:

Содержание мероприятий:

  • «Особенности развития дыхания и голоса ребенка дошкольного возраста» (родительское собрание - сентябрь)
  • «Несовершенства речевого дыхания и качеств голоса дошкольников» (консультация-октябрь)
  • «Физиологические механизмы дыхания и голосообразования».

( консультация-ноябрь)

  • «Особенности дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии.  Комплексы игр на  развитие физиологического, речевого дыхания и качеств голоса» (семинар – практикум) (декабрь)

  • «Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи». (оформление фотовыставки) (май)
  • «Подведем итог» (родительское собрание) (май)

III этап – Обоснование эффективности логопедической работы (май 2015 г.).

1.Обследование детей с целью выявления динамики формирования дыхания и качеств голоса;

2.Анализ результатов и статистическая обработка данных.

3. Презентация проекта на итоговом родительском собрании.

4. Оформление фотовыставки для родителей и педагогов ДОУ  на тему: «Свободное дыхание и звонкий голос залог правильной речи».

5. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Реализация поставленных задач  осуществляется на индивидуальных и подгрупповых  логопедических занятиях,  где используются как традиционные методы работы, так и инновационные технологии в логопедической практике.

Литература:

1.Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии.// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М.,1997.

2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.

3.Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

4.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.· Фонетическая ритмика:

Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1996.

5.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подро-
стков. - М.: Просвещение, 1996.

6.Ипполитова А.Г. Логопедические приемы работы при от-
крытой гнусавости и псевдобульбарном параличе. - М.
, 1952.

7.Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений
голоса / / Дефектология
. - 1997. - N21. -С. 34-38.

8. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2002.

9 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

10.Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975.

11.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2002.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Подготовка к школе детей с
общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. - М.; Альфа, 1993.

13.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Схема обследования дыхания и качеств голоса у детей со стертой формой дизартрии

Дыхание:

- тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное,

диафрагмально-реберное (костно-абдоминальное)

- частота (учащенное, норма)

- ритмичность (аритмичное, норма)

- носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует)

- ротовой выдох ( сформирован/ не сформирован)

- направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована)

- речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное

Голос:

- сила (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

- высота (умение изменять голос по высоте): модулированный,

немодулированный

- тембр (степень назализации: сильная, умеренная, отсутствует)


 

Приложение 2

Результаты обследования дыхания в октябре 2014 года

№ п.п.

Ф. И. ребенка

Тип физиологич.

дыхания

Частота

Ритмичность

Носовое дых.        

Ротовой выдох

Направленная воздушная струя

Речевое дыхание

1.

Саша Т.

Диафрагмально-реберное

норма

норма

норма

Сформир.

Сформир.

смешанное

2.

Алина Л.

Диафрагмально-реберное

норма

норма

норма

Не сформир.

Не сформир.

смешанное

3.

Максим Д.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

норма

Сформир.

 Не сформир.

смешанное

4.

Таня С.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

затруднено

Не сформир.

Не сформир.

смешанное

5.

Ксеня Г.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

норма

Не сформир.

Не сформир.

носовое

6.

Никита И.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

норма

Сформир.

 Не сформир.

ротовое

7.

Ростик П.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

норма

Не сформир.

Не сформир.

смешанное

8.

Олег З.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

норма

Не сформир.

Не сформир.

смешанное

9.

Максим Г.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

норма

Не сформир.

Не сформир.

смешанное

10.

Лиза А.

Верхне-ключичное

учащенное

аритмичное

затруднено

Не сформир..

Не сформир..

смешанное

Приложение 3

Результаты обследования качеств голоса в октябре 2014 года

Ф.И. ребёнка

Общее звучание речи

Сила

Высота

Тембр

п.п.

1.

Наблюдается уме-

N

N

Умеренная

Саша Т.

ренная назализация.

назализация

Речь разборчивая.

2.

Речь разборчивая.

N

Немодули-

Умеренная

Алина Л.

Назализация почти

рованный

назализация

отсутствует.

З.

Речь разборчивая с

Слабый

Немодули-

Умеренная

нарушением звуко-

рованный

назализация

Максим Д.

произношения. Ино-

гда говорит тихо и

невнятно.

4.

Таня С.

Речь неразборчивая.

Слабый

Немодули-

Сильная на-

Говорит мало и

рованный

зализация

очень тихо.

5.

Темп и ритм в норме,

Слабый

Немодули-

Сильная на-

Ксеня Г.

дыхание несвобод-

рованный

зализация

ное. Сильная назали-

зация речи. Речь

приглушённая и пло-

хо разборчивая (ре-

цидив в результате

удаления аденоидов).

6.

Никита И.

Тепм в норме. Ино-

Слабый

Немодули-

Назализация

гда наблюдается заи-

рованный

отсутствует

кание при произно-

шении определённых

звуков. Речь в целом

разборчива;

7.

Ростик П.

Темп замедленный.

Слабый

Немодулиро-

Умеренная

Говорит тихо. Нару-

ванный

назализация

шено речевое дыха-

ние. Умеренная на-

зализация. Снижена

активность речевого

общения; отмечается

замкнутость, но ис-

пытывает стремление

к речевому общению

8.

Темп и ритм отсут-

Слабый

Немодулиро-

Умеренная

Олег З.

ствуют, нет интона-

ванный

назализация

ционной вырази-

тельности. Произно-

сит отдельные звуки

и звукокомплексы.

9.

Максим

Г.

Темп и ритм в норме,

Слабый

Немодулиро-

Сильная на-

интонационная выра-

ванный

зализация

зительность не вы-

ражена, речь невнят-

ная, плохо разборчи-

вая.

10.

Лиза А.

Лзиза А

Речь неразборчивая,

Слабый

Немодулиро-

Сильная на-

произносит отдель-

ванный

зализация

ные звуки и звуко-

комплексы


Приложение 4.  Комплекс игр на развитие физиологического дыхания

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

Осторожные птицы

Ц е л ь. Закрепление представлений по теме «Птицы».

О б о р у д о в а н и е. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, сак-
софоны .
 

Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие
гуси очень осторожны.
У них есть вожак. Если стая во время перелета опус-
кается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть
, вожак все время насто-
роже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак
пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Да-
вайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», • предлагает детям педагог
.
Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и
разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих д
удоч-
ках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щи-
плет траву: он внимательно следит, нет ли опасности
. вдруг вожак подает
тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам
(стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.


Узнай цветок

Ц е л ь. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

О б о р у д о в а н и е. Два-три живых цветка, наиболее знакомых де-
тям, например: ландыш, фиалка, сирень.

Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети
вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомн
ить за-
пах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей,
предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.

Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим,
если нет - остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали
глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины,
тополя, черемухи).

Узнай ягоду

Ц е л ь. Закрепление представлений по теме «Ягоды», Развитие обо-
няния и глубокого вдоха.

О б о р у д о в а н и е. Наиболее распространенные в данной местно-
сти ягоды, обладают достаточно сильным запахом, например: черная сморо-
дина, земляника, малина.

О п и с а н и е и г р ы. На столе тарелочка с ягодами. Педагог предла-
гает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к
столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из та-
релочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не откры-
вая глаз, делает глубокий вдох носом.

Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы
сильнее был запах.

 

Чей пароход лучше гудит?

Ц е л ь. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц

губ.

о б о р у д о в а н и е. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высо-
та пузырьки 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).

О п и с а н и е и гр ы. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит
мой пузырек
, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Ми-
ши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей
, а затем пред-
лагает погудеть всем вместе.

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка
касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый
ребенок может дуть лишь несколько секунд.

Чья птичка дальше улетит?

Ц е л ь. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц

губ.

о б о Р у д о в а н и е. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги
и ярко раскрашенные.

О п и с а н и е и г р ы. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог
вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог
предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть
несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки.
Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу
).

Одуванчики

Ц е л ь. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц

губ.

О П И с а н и е и г р ы. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда де-
ти находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по оду-
ванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы
слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.

Надуй игрушку

Ц е л ь. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
О б о р у д о в а н и е. Надувные игрушки небольших размеров: ло-
шадки, лебеди, жирафы и т.п.

О п И с а н и е и г р ы. Детям раздают хорошо промытые резиновые
надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и мед-
ленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно вы-
полнит задание, может поиграть с надутой игрушкой.

Капитаны

Ц е л ь. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Акти-
визация мышц губ.

 Об о р у д о в а н и е. Таз с водой и бумажные кораблики.

О п и с а н и е и г р ы. Дети сидят большим полукругом. В центре на
маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на
кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях
таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив гу-
бы, как для звука
ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает
порывистый ветер. «П-п-п ...
» - губы складываются, как для звука п. Или
дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).


Пузырь

Ц е л ь. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц
губ. Автоматизация и дифференциация звуков
с-ш.

О п и с а н и е и г р ы. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову
вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь,
раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голо-
ву и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитате-
ля «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга
, произ-
нося с (или
ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул»
нужно следить
, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс
или шшш).

Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем

Ц е л ь. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности
детей.

О б о р у д о в а н и е. Шары.

О п и с а н и е         и г р ы. Выбирают водящего, он выходит за дверь.

Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять.

Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте,дети!
Где вы были
,

Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были - не скажем,

А что делали - покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается
новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут:

1) делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх -
вдох, опускаясь - выдох. Поднять руки над головой - вдох, опускаясь - выдох.
Развести руки в стороны - вдох, опускаясь - выдох
. Вытянуть руки вперед
перед собой - вдох, опустить по бокам - выдох. Руки на поясе. Отвести локти
назад - вдох, поставить руки в исходное положение - выдох;

лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;

раздувать угасающий костер. для этого дети садятся на корточки во-
круг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через
рот, надувая щеки);

готовиться к празднику. Надувать шары;

пилить дрова. для этого дети становятся парами, перекрещивают ру-
ки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох;

6) рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой - вдох,
наклоняясь вперед - выдох.

 

Приложение 5. Комплексы игр для постановки ротового выдоха.

Игра «Газированная вода»

Цель: сформировать у детей ротовой выдох.

Оборудование: стаканчики с кипяченой водой, трубочки для
коктейля.

Ход занятия: «- Ребята, вы любите газированную воду? Какая
она?» (Вкусная, в ней пузырьки).

- А хотите, мы с вами сейчас из обычной воды сделаем гази-
рованную? У каждого из вас есть стаканчик с водой и трубочка.
Один конец трубочки опустите в стакан с водой, а другой возьмите
в рот. Теперь по моей команде сделаем вдох через нос, а выдыхать
воздух будем через рот в трубочку. Начали. Хорошо
, попробуйте
еще раз.
А теперь подуйте в трубочку так сильно, как только смо-
жете
, а я посмотрю у кого в стакане больше всего пузырьков.

Методические указания: на занятии присутствуют не более 6-
ти детей, возрастных ограничений нет. Педагог должен следить за
тем, чтобы дети отработали продолжительный выдох
, не зажимали
зубами трубочку, а держали ее губами слегка вытянутыми. Упраж-
нение повторяется 5-6 раз.

Упражнение немедленно прекращается, если у ребенка воз-
никло головокружение.

Игра «Зоопарк».

Цель: отработка сильного продолжительного ротового выдоха.

Оборудование: надувные игрушки (животные, желательно травоядные). Картинки или муляжи фруктов, ягод и овощей.

Ход занятия: «- Ребята, сегодня мы с вами пойдем в зоопарк.

Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели? Что
они едят?»

- Хорошо, а теперь посмотрите, какие животные будут жить в
нашем зоопарке (дети по очереди называют игрушки
, которые им
раздает педагог, если ребенок не может узнать сд
утую игрушку, об
этом можно спросить после того, как он ее надует
).

- Посмотрите, какие худые у нас животные. Давайте накор-
мим их. Для начала пусть каждый из вас надует свою игрушк
у, ви-
дите, как они поправились?

- А теперь расскажите, что они съели?

Методические указания: на занятии присутствует не более шести детей, педагог должен следить за длитель-
ностью выдоха, во время надувания игрушки ребенок не должен
поднимать плечи, надувать щеки. При головокружени
и упражнение
прекратить.

Игра «Бабочка, лети».

Цель: формирование длительного ротового выдоха.
Оборудование: подвешенные на нитках бумажные бабочки.
Ход занятия: «- Дети, посмотрите какие красивые бабочки,

они совсем как живые, только не умеют летать, потому что их за-
колдовал злой волшебник
. Чары (объяснить детям, что это такое)
можно снять, если девочка или мальчик смогут поднять ее в воздух
при помощи силы своего дыхания. Давайте поможем бабоч
кам
проснуться, для этого нужно сильно подуть на бабочк
у. Сейчас мы
потренируемся: пусть каждый из вас подует на свою руку
(на
тыльную сторону ладони)
, если вы все сделали правильно, то
струя воздуха должна быть холодной, ведь когда людям хочется
спать, но нужно проснуться
, они умываются холодной водой. Бабочкам легче будет проснуться в холодной струе воздуха. А теперь разбудим бабочек.

Методические указания: упражнение необходимо повторять
4-6 раз. Во время занятия необходимо следить за тем, чтобы при
выдохе не поднимали плечи, дули на одном выдохе (не добирали
воздух), не надували щеки. Губы должны быть слегка вытянуты
вперед.

При головокружении упражнение прекратить.


Приложение 6. Конспекты занятий по постановке гласных звуков.

1. Тема занятий: Звук «А».

Цель занятия: четкое произношение фонемы А на диафраг-
мальном выдохе
, кончик языка у нижних зубов, проговаривать спо-
койным голосом.

Оборудование: предметные картинки.

Примерных ход занятий:

Послушаем слова «автобус», «акула», «альбом», «аптека» -
логопед показывает эти предметы на картинках. Все слова начина-
ются на одинаковый звук. С какого звука начинается слово акула,
автобус, альбом, аптека?

Ответ - «А».

Будем учиться правильно произносить звук «А».

Открыли широко ротик, «бараночкой», кончик языка у ниж-
НИХ зубов. Одна ладошка лежит у вас на груди, другая на верху
животика (логопед показывает детям, как нужно положить ладош
-
ки). Сделаем вдох, у вас надуется животик и пропоем «а-а-а», дру-
гая ладошка слушает движение в груди. Повторим еще раз. Молод-
цы. Спасибо
.

Методические указания: Следить за правильной артикуля-
цией - кончик языка у нижних зубов, произносить на диафраг-
мальном выдохе. Следить, не кружится ли голова у детей.

2. Тема занятий: Звук « Э»

Цель занятия: научить четко, произносить звук «Э» на диа-
фрагмальном выдохе при правильной артикуляции
: кончик языка лежит у нижних зубов, спинка слегка приподнята, рот слегка при-
открыт и улыбается.

Примерный ход занятий: дети сидят на стульчиках вокруг
логопеда. Кто умеет смеяться без голоса? А я умею
.

- Посмотрите, как я смеюсь и вы меня нe услышите, а только
будете видеть, что я смеюсь. Логопед показывает, произне-
ся про себя «Э-Э-Э», теперь все посмеемся, но чтобы не-
слышно было вас. Мы произносим «Э» слегка приоткрыв
рот, слегка улыбаемся, кончик языка у нижних зубов,
спинка приподнята. Сделаем вдох носом, животик
у вас
надувается и ладошкой контролируем выдох через рот -
холодная струя воздуха, другая рука контролирует живо-
тик. Произносим на выдохе «э-э-э». Молодцы, повторим
еще раз (3-4 раза).

Методические указания: следим за выдохом на диафраг-
мальном дыхании, за правильной артикуляции звука «Э».

3. Тема занятий: звук «О».

Цель занятия: научить четко произносить звук «О» на диа-
фрагмальном выдохе
, кончик языка у нижних зубов.

Оборудование: предметные картинки.

Примерный ход занятия: посмотрим на картинки: обувь,
окунь, оса, окно. На какой. звук начинаются слова?

Ответ - «О».

Правильно. Давайте правильно учиться произносить этот
звук
.

Рот слегка открыли, сделаем «сушечку », губки округлены,
немного выдвинут вперед. Язык лежит внизу, кончик его у нижних
зубов. Спинка языка слегка опущена
. Одна ладошка сверху животика, другая на груди (воспитатель показывает детям на себе).
Вдох, следим за ладошкой на животике, он надуется
, про певаем
«о-о-о», животик опускается, в груди же другой ладошкой мы
«слышим» движение.

Повторим еще раз. (5-6 раз). Спасибо. Молодцы.
Методические указания: Следить за правильной артик
уля-
цией губ, языка, произносить должны на диафрагмальном выдохе.
Следить, не кружится ли голова у детей
.

4. Тема занятий: Звук «И».

Цель занятия: четкое произношение, правильная артикуля-
ция звука «И» на диафрагмальном выдохе

Оборудование: предметные картинки.

Примерный ход занятий: «Что нарисовано?»

Дерево ива, девочка Ира, иголка.

С какого звука начинается слова: Ира, ива, иголка?

Ответ: со звука «И».

Правильно. Будем учиться правильно произносить звук «И».

Слегка приоткроем ротик, улыбнемся, покажем зубки, язык
лежит внизу, кончик языка у нижних зубов. Сделаем вдох носиком,
животик у нас надуло, и произносим «и-и-и-и» на выдохе
, живот
стал меньше. Пропоем вместе звуки ЭИ-ИА-ИО-ИЫ
. Повторим 5-6
раз.

Методические указания: следить за правильной артикуляци-
ей, за произношением звука на диафрагмальном выдохе.

5. Тема занятий: Звук «У».

Цель занятия: правильно е произношение фонемы «У» на
диафрагмальном выдохе.

Оборудование: Картинка «Волки в лесу».

Примерный ход занятий: Что нарисовано на этой картинке?

Ответ: «В лесу волки».

Как воют волки? «У -у-у-у». Попробуем мы с вами произнести
правильно звук «У». Приоткр
оем ротик, губки в трубочку. Одна
ладошка будет проверять, как
ой воздух будет дуть - холодный или
теплый, другая ладошка следит за движением животика
, как он
дышит, Носиком вдох, жи
вотик надулся, выдох ртом в трубочку и
произносим
- «у-у-у-у». Так воют волки. Повторим 3-4 раза. Сего-
дня все очень хорошо работа
ли. Спасибо.

Методические указания: Следить за выдохом на диафраг-
мальном
дыхании, за правильной артикуляцией звука «У».

6. Тема занятий: Звук «Ы».

Цель занятия: научить правильно артикулировать при про-
изношении звука «Ы», и прои
зношение его на диафрагмальном
дыхании.

Примерный ход занятий: произнесем с вами правильно звук
«Ы». Приоткроем слегка ро
т, слегка улыбнемся и ладошкой следим
за движением живота, носиком
вдох, животик надулся, выдох ртом
и произносим «ы-ы-ы
-ы» - слов у нас на звук Ы нет. Этот звук
стоит обычно после согласных
- произнесем 3-4 раза звук «Ы».

Методические указания: следить за выдохом на диафраг-
мальном дыхании, за правильн
ой артикуляцией звука «Ы».


Приложение 7

 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Приятный запах

Ц е л ь. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

О б о р у д о в а н и е. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жас-
мин и т.п.), или надушенный носовой платок
, или фрукты (мандарин, яблоко,
лимон).

        О п и с а н и е         и г р ы. Дети по очереди подходят к вазочке с цвет-

ком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово
или фразу:
«Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень аромат-
ный цветок
(ароматное яблоко)» и т.д,

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в
зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения
.

Придумай фразу

Ц е л ь. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложе-

ний.

о б о р у д о в а н и е. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».
О п и с а н и е  и г р ы. Показывается одна сюжетная картинка
. Педа-
гог придумывает по ней короткую фразу (из двух -трех слов), затем предлага-
ет детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ре-
бенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предло-
жение
Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложе-
ние
Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выиграет тот, кто придумает последнее слово к предложению и произ-
несет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносят-
ся на одном выдохе, а длинные - с паузой через три-четыре слова. Когда дети
овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять
фразы без картинок.

 

Соседи.

Це л ь. Правильное построение фразы. Совершенствование ориента-
ции в пространстве.

О б о р у д о в а н и е. Детские стульчики, бубен.

О п и с а н и е и г р ы. Детям дается задание назвать своего соседа
справа. Дети по очереди говорят, например:
«Я  сижу с Вовой». Когда все де-
ти назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по
комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому
сигналу дети должны сесть именно с тем соседом
, которого они назвали. Кто
ошибся, проигрывает .

При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и
Женей; Я сижу рядо
м с Вовой и Женей; Справа от меня Вова, слева от меня
Женя; Мой сосед справа
- Вова, мой сосед слева - Женя.

Обгони.

Це л ь. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание коодинированных движений.

О б о р у д о в а н и е. Детские стульчики (пенек, бревнышко или ска-
меечка на участке, в лесу).

        О п и с а н и е         и г р ы.  В а р и а н т 1. Дети стоят или сидят на

бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10-15 шагах один стульчик
(пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся
напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит
стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет
сесть на него первым, тот выиграл.

В а р и а н т 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворенем:

Бабка сеяла горох,

Уродился он неплох,

Уродился он густой ...

Мы помчимся,

Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог сле-
дит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы
. Эти игры можно ис-
пользовать и для автоматизации разных звуков
.

Волшебное зеркало

Ц е л ь.         Развитие ритмичной, выразительной речи и координации

движений.

О п и с а н и е и г р ы. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках.

Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо дви-
жениями. Тот, к кому он обратился
, должен точно повторить и фразу, и дви-
жение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водя-
щим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Ц е л ь. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации
движений и ориентировки в пространстве.

О б о р у д о в а н и е. Детские стулья.

О п и с а н и е и г р ы. Стулья расставлены по кругу, на один мень-
ше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или
один):

Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому
стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

О б о р У д о в а н и е. Палочка (толщина 3-4 см, длиной 30-40 см).

О п и с а н и е и гр ы. Игра проводится на участке, на полянке. Де-
ти стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет
палочку и вместе со всеми детьми произносит слова
:

Палочка-
Выручалочка
Среди бела дня

Выручай меня!

За березу, за рябину –

Далеко тебя закину.

кто за палкой гонится,

От того хоронятся.

После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы

        Ц е л ь.         Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

        О п и с а н и е         и гр ы.         Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Дети плавно взмахивают руками.

Села посидела,

Опять полетела.

Опускаются на одно колено.

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

Вновь делают летательные движения руками.

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков р-л. В
этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному
.

Повар.

Це л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

О б о р у д о в а н и е. Поварской колпак.

О П И с а н и е         и г р ы. Все дети становятся в круг. Водящий ходит

за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает
колпак на рядом стоящего ребенка. получивший колпак и водящий становят-
ся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый
обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает
.

Светофор

Ц е л ь. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

О б о р у д о в а н и е. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеле-
ный, красный, желтый
. Мел и палочка.

О п и с а н и е и г р ы. Перед началом игры педагог рассказывает о
назначении светофора и правилах уличного движения
. Затем дети разучива-
ют стихотворение «Светофор»:

Красный - ясно,

Путь опасный.

Желтый - тоже

Подожди!

А зеленый впереди –

Проходи!

Затем педагоги мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и
переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором.
Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следую-
щие две строчки стихотворения. И наконец, загорается зеленый свет. Дети
произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения послед-
них строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»
Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».

Стайка (салочки)

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация сло-
варя по теме «Птицы». Воспитание спортивной сноровки.

О п и с а н и е         и г р ы. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с

детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка:

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Это - зяблик,

Это - стриж,

Эта - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички - по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий (сзлой орлан») старается
кого-нибудь осалить.

Определи место игрушки

Ц е л ь. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить раз-
вернутую фразу.

О б о р у д о в а н и е. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла

и др.

о п и с а н и е         и г р ы. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Меж-
ду какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ:
«Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспи-
татель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки
по одной можно заменять другими.

М е т о Д и ч е с к и е у к а з а н и я. Перед проведением игры педа-
гог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо
, выразительно, не
отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно
длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом
, например: «Мяч
лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. За-
тем определяется победитель.

Аист

Ц е л ь. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движения-
ми. Закрепление понятия «право-лево».

О б о р у д о в а н и е. Шапочка аиста, корзиночка.

О п и с а н и е и г р ы. Один ребенок изображает аиста. Ему надева-
ют шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему гово-
рит аист, а затем садится на место.


 Приложение 8

РАЗВИТИЕ ГОЛОСА

Успокой куклу

Ц е л ь. Развитие тембра голоса.

О п и с а н и е и г р ы. Дети сидят на стульях полукругом. На руках
у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. По-
смотрите
, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко на-
певая на звуке
а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачай-
те». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Ц е л ь. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.

О б о Р у д о в а н и е. Мел, стульчики.

О п и с а н и е         и г р ы. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вы-
зывает другого по своему выбору: «Ау
, ау, Петя». Петя в свою очередь отве-
чает ему: «Ау
, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выби-
рает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Эхо

Ц е л ь. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

О п и с а н и е и г р ы. Дети становятся в два ряда лицом друг к дру-
гу
. Одна группа детей то тихо, то громко произносит а, другая тихо отзыва-
ется
: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа,
иа, ио и т.д.


Вьюга

Ц е л ь. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц

губ.

О б о р у д о в а н и е. Сюжетная картинка «Вьюга».

О п и с а н и е и гр ы. Педагог показывает картинку, на которой на-
рисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу
, воющую в ненаст-
ный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» т
ихо говорят: у-у-
у
... ; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у ... ; по сигналу «Вью-
га кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» за
молкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-
3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижи-
рованием: плавное движение руки вверх - дети говорят гро
мче, плавное дви-
жение руки вниз - дети говорят тише.

Гудок

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

О п и с а н и е         и г р ы. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не произ-
водят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз
. Одновременно с
опусканием рук дети произносят звук
у сначала громко, а затем постепенно
все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей,
которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные де-
ти делают только движения руками. потом играет вся группа.

Кто кого?

Ц е л ь. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

О п и с а н и е и г р ы. Педагог вызывает двух детей и ставит их ли-
цом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяж-
но произносить сначала тихо, затем громко гласные зв
уки а, о, у, и, э. Кто
дольше тянет звук
, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог.
Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен сле-
дить только за те
м, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и
не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Ц е л ь. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

О п и с а н и е         и г р ы.         Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий
ветерок и колышек травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ве-
терок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Де-
ти повторяют за ни
м. Затем движение хоровода продолжается под нетороп-
л
ивую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались
идти обратно. Вдруг подул сильный ветер:
в-8-8 •• » - педагог громко и дли-
тельно произносит этот звук. Дети останавливаются
и повторяют звук за пе-
дагогом.

М е т о Д и ч е с к о е у к а з а н и е. Педагог следит, чтобы дети, по-
вторяя за ним
, соблюдали ту же силу голоса.

Узнай по интонации

Ц е л ь. Воспитание выразительности речи и мимики.

О п и с а н и е и г р ы. Каждый ребенок по очереди изображает или
больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить С определенной интонацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, все позы гово-
рящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детя
м
объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он
удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети по-
ощряются
.

Медведь и елка

Ц е л ь. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр
голоса.

О б о р у д о в а н и е. Маска медведя и любого другого зверя (волка,
лисы, петуха, зайки и др.).

        О п и с а н и е         и г р ы. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

В о л к. Ты куда идешь, медведь?

М е д в е Д ь. В город, елку приглядеть.
В о л к. Да на что тебе она?

М е д в е Д ь. Новый год встречать пора.
В о л к. Где поставить ты ее?

М е д в е Д ь. В лес возьму, в свое жилье.
В о л к. Что
Ж не вырубил в лесу?

М е д в е Д ь. Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е,
изменять тембр голоса
. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игр повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козля.

Ц е л ь. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствова-
ние фразовой речи
.

О б о р у д о в а н и е. Маски животных.

О п и с а н и е и г р ы. Дети предварительно должны быть знакомы
со сказкой
, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми
педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка.
Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята долж-
ны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубы
м, низ-
ким голосом, а потом более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Ц е л ь. Та же, что в предыдущей игре.

О б о р у д о в а н и е. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя
ложкам
и, три стула.

О п и с а н и е и гр ы. Педагог рассказывает сказку «Три медведя».

Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей: Михаи-
ла Ивановича, Настасью Петровну и Мишутк
у. Расставляют мебель и посуду.
Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи
. Он обращает внима-
ние детей на то, каким
и голосами они говорили.

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.
Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над
другими известными детям темами: «Колобок», «Терем-теремок» и др.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Общение с ребёнком вживую – залог правильной речи»

 В данной консультации раскрываются аспекты формирования правильной речи ребёнка.Родителям даются рекомендации о необходимости общения с ребёнком, о необходимости чаще разговаривать с деть...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы на тему: «Путешествие на остров правильной речи»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ...

Логопедический утренник в подготовительной группе детского сада «Праздник правильной речи».

Логопедический утренник в подготовительной группе детского сада «Праздник правильной речи»....

Консультация для воспитателей "Развитие артикуляционного аппарата - залог правильной речи дошкольников"

Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается осн...

Консультация для родителей "Фонематический слух - залог правильной речи."

Игры на развитие фонематического слуха для детей младшего возраста. Материал полезен родителям детей 2-3 лет....

Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из...