РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачи:

-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;

-сформировать представление о нормах речевого развития детей дошкольного 4-6 лет;

-познакомить с приемами коррекционной работы по развитию артикуляторного праксиса, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и связной речи;

-показать значение правильной речевой базы и последствия, к которым возможно приведут речевые нарушения.

 

Введение

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития, в том числе дальнейшего успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачи:

-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;

-сформировать представление о нормах речевого развития детей дошкольного 4-6 лет;

-познакомить с приемами коррекционной работы по развитию артикуляторного праксиса, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и связной речи;

-показать значение правильной речевой базы и последствия, к которым возможно приведут речевые нарушения.

Введение

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития, в том числе дальнейшего успешного обучения в школе.

Причины нарушений речи

  1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.
  2. Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
  3. Резус-конфликт матери и ребенка.
  4. Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
  5. Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
  6. Употребление алкоголя и наркотических веществ.
  7. Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
  8. Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
  9. Стресс.
  10. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).
  11.  Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком.
  12. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).

Неблагоприятные социально-бытовые условия:

  1. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).
    Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).
    Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).
  2. Стресс или сильный испуг.
  3. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.
  4. Сосание пальца.

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Независимо, какой отдел мозга может быть поражён- страдает речь ребёнка!

Речедвигательный анализатор- отвечает за иннервацию артикуляционный групп мышц, уклад артикуляции звуков или артикуляционный праксис.

Речеслуховой анализатор- отвечает за опознание, различение выделение и выделение фонем или звуков речи.

Звукопроизношение

4-5 лет

Овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’]. Многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах.

5-6 лет

В норме дети могут четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда.

У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. 

Звуковой анализ

4-5 лет

Появляется возможность узнавать звук в слове, а также подобрать слова с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

5-6 лет

При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас

4-5 лет

Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Перечисляет предметы по элементарным бытовым лексическим группам, называет обобщающим словом.

Если пятилетний ребенок не знает, как назвать предмет, то он может придумать свои слова: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), ползук (червяк), мазелин (вазелин).

5-6 лет

После пяти лет словарный запас растет стремительно. Перечисляет предметы по разным лексическим группам, называет обобщающим словом.

Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. ВОТ ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕТЯМ ЧИТАТЬ КНИГИ!

        К старшему дошкольному возрасту ребёнок:

  • активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
  • подбирает синонимы, антонимы, омонимы.
  • понимает переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
  • подбирает обобщающие понятия для группы предметов.
  • владеет навыками словообразования образует прилагательные от существительных.

Грамматический строй речи

4-5 лет

еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

5-6 лет

Дети усваивают типичные формы словоизменений и словообразований. Случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь

4-5 лет

Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок может связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

5-6 лет

Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Задачи логопедических занятий:

  • коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • своевременное   предупреждение   и   преодоление    трудностей   речевого развития;
  • воспитание    стремления    детей    к    преодолению    недостатков    речи,
  • развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
  • взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание в средней группе детского сада по теме:"Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"

Родительское собрание в средней группе детского сада по теме "Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"  от 31.08.2018 г. Цели и задачи:1.Познакомить родителей с нормами ...

Общесадовское родительское собрание Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить ...