Проект "Ловкие пальчики"
проект по логопедии (старшая группа)
Название проекта | «Ловкие пальчики» |
Тема проекта | развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Михейкина Диляра Ильдусовна, учитель-логопед |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» города Чебоксары, Чувашской Республики, подготовительная группа |
Проблема, на решение которой направлен проект | Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития крупной и мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Итак, нарушения моторики, как крупной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для разработки проекта. |
Цель проекта | Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы. |
Задачи проекта | - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; - развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность; - формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции); - создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук; - систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка; - подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка. - активизировать педагогический потенциал родителей. |
Участники проекта | Учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Сроки реализации проекта | с 26.12.2019 по 30.05.2020 (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | 1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. 2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по развитию мелкой моторики и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях 4. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Ловкие пальчики».
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.
Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.
Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики.
Анализ внутренней среды
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл ООД с детьми и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 108 «Сказка» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, функционирует с 1977 года, расположено по адресу: ул. Ленинского Комсомола, 46А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428022.
Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы ООД.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей.
Применение данного материала способствует:
-стимулированию развития речи через активизацию движений пальцев рук;
- овладению приемами самомассажа и расслабления;
- развитию тактильной чувствительности и умению оперировать мелкими предметами;
- координированию движениями обеих рук;
- формированию переключаемости с одного вида движения на другое.
- развитию изобразительных и графических навыков;
- повышению уровня зрительно-двигательной координации, моторной ловкости;
- развитию двигательной памяти, произвольности и точности движений;
- формированию фонетико-фонематической базы речи;
-формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;
- развитию фразовой и связной речи, речевой моторике;
- активизации развития высших психических функций, познавательной деятельности;
- формированию социальной адаптации у детей.
Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, опираясь на интересы ребенка и семьи.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:
- - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- - развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность;
- - формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);
- - создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
- - систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;
- - подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.
- - активизировать педагогический потенциал родителей.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.
Таблица 2-Участники проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Учитель-логопед | Руководство по разработке и реализации проекта. Работа с родителями: 1.Анкетирование родителей: «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 2. Совместное оформление информационно-наглядного материала по теме : «Пальчиковая гимнастика» 3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов 4. Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей» 5. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей 6. Зафиксировать и проанализировать особенности развития мелкой моторики на начало учебного года. |
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта.
|
Воспитанники (дети подготовительной к школе группы) | Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики. |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна
Материально-технические ресурсы:
• Научно-методической литературы по теме проекта;
• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер);
• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);
• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов);
• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий);
• Анкета для родителей;
• Традиционный методы (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);
- нетрадиционные методы (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой);
- памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
-памятки «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»;
-дидактические игры: «Кто, что ест?», «Пальчиковые дорожки»
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1. Изучение: -научно-методической литературы по теме проекта; - понятий, касающихся темы проекта; 2. Подбор диагностического материала. 3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики. 4. Создание предметно-развивающей среды. 5. Диагностический этап: А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью диагностического инструментария: • Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер). • Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия). • «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов). • Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий). Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме.
| Работа выстраивалась в трех направлениях: 1. В совместной деятельности педагога и детей; В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры. Мероприятия: использование на логопедических занятиях: -традиционных методов (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки); -нетрадиционных методов (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой); В процессе своей педагогической деятельности особое внимание я уделила таким нетрадиционным приемам работы как ниткография, песоктерапия и «Игры в сказку». С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед. Мероприятия: Содержание мероприятий. 1. «Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить» (родительское собрание, октябрь. 2. Домашняя игротека «Игры на развитие мелкой моторики рук» (семинар-практикум, октябрь. 3. «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» (собрание, ноябрь. 4. «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков» (семинар-практикум, декабрь. 5. «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» (консультация, январь. 6. «Применение Су-джок терапии при коррекции речи у детей» (мастер-класс, февраль. 7. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» (мастер-класс, март.
| - Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. -проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями. - систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.
|
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Месяц | Темы месяца | Пальчиковая гимнастика |
Сентябрь - октябрь | У, А, О, П. Детский сад. Игрушки. Осень. Фрукты. Части тела | «Наша группа». В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками друг о друга). Самый младший – это я (разжимают пальчики, начиная с мизинчиков). Это Лиза, это Саша, это Владик, это Даша. |
Ноябрь | Т, П-Т, К, П-Т-К. Туалетные принадлежности. Домашние животные. Домашние птицы.
| Дай молоко, Буренушка (показывают, как доят корову), Хоть капельку – на донышке, Ждут меня котятки – малые ребятки (мордочка кошки). Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простокваши, Молока для каши (загибают пальчики). Всем дает здоровье молоко коровье (доят). |
Декабрь | И, Ы, Э. Домашние птицы. Зима. Зимующие птицы. Новый год. | Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой). Я зиму, и снег, и снежинки люблю (удары пальцами правой руки по ладони левой – перебор). Но где, же снежинки? (сжать кулаки) В ладошке вода (разжать). Куда же исчезли снежинки? (сжать) Куда? (разжать) Растаяли хрупкие льдинки – лучи Как видно, ладошки мои горячи (потряхивание ладонями). |
Январь | П-Пь, Т-Ть. Новый год. Рождество. Дикие звери. | Мы на елке веселились (ритмичные хлопки в ладоши). И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками). После добрый Дед Мороз. Нам подарки преподнес (шагают по столу средним и указательными пальцами обеих рук). Дал большущие пакеты (рисуют руками большой круг). В них же вкусные предметы (хлопки). Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин (загибают пальцами начиная с большого). |
Февраль | К-Кь, М-Мь, Н-Нь, Ф-Фь. Дикие звери. Дом, семья. День защитника Отечества. Мебель. | 1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого). Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки). В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку, Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого). Чай с вареньем дружно пили, Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
|
Март
| Д-Дь, В-Вь, Б-Бь, Г-Гь. Восьмое марта. Посуда. Весна. | Раз, 2, 3, 4, 5 (возят машинку по пальчику, начиная с большого). Можно гонки начинать (с мизинца). По кругу, по кругу, вперед и назад (по кругу в разные стороны). Но пальцы машинку мою тормозят (катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты). Закрылись (сжимают кулак) Машинка стоит в гараже. И фары погасли, не светят уже (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке). |
Апрель | С-Сь, З-Зь. Твердые и мягкие согласные звуки. Одежда. Обувь. Головные уборы. | У матрешкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки начиная с указательного по левой руке). По деревне небылицы (наоборот). Ходит утка в юбку, в теплом полушубке. Курочка в жилете, петушок в берете. Коза в сарафане, заинька в кафтане (загибают пальцы). А всех пригоже, корова в рогоже (хлопки и удары кулачками). |
Май | П-Б, Т-Д, К-Г, С-З. Глухие и звонкие согласные звуки. Транспорт. Дикие птицы. Мой город. Моя страна. | 1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого). Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки). В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку, Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого). Чай с вареньем дружно пили, Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). |
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Критерии реализации проекта:
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
- Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
- Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lovkie_palchiki.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №108 «Сказка»
ПРОЕКТ
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Тема: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Михейкина Диляра Ильдусовна
Учитель-логопед
Чебоксары 2019г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта………………………………………………….. | 3 | |
Актуальность (проблема)………………………………………... | 6 | |
Анализ внешней и внутренней среды…………………………... | 8 | |
Цели и задачи проекта…………………………………………… | 13 | |
Участники проекта……………………………………………….. | 14 | |
Ресурсы проекта………………………………………………….. | 16 | |
Механизм реализации проекта………………………………….. | 17 | |
План реализации проекта………………………………………... | 20 | |
Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности…… | 23 | |
Перспективы дальнейшего развития проекта………………….. | 25 | |
Список использованной литературы…………………………… | 27 | |
Приложения………………………………………………………. | 28 |
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1- Паспорт проекта
Название проекта | «Ловкие пальчики» |
Тема проекта | развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Михейкина Диляра Ильдусовна, учитель-логопед |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» города Чебоксары, Чувашской Республики, подготовительная группа |
Проблема, на решение которой направлен проект | Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития крупной и мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Итак, нарушения моторики, как крупной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для разработки проекта. |
Цель проекта | Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы. |
Задачи проекта | - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; - развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность; - формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции); - создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук; - систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка; - подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка. - активизировать педагогический потенциал родителей. |
Участники проекта | Учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Сроки реализации проекта | с 26.12.2019 по 30.05.2020 (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | 1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. 2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по развитию мелкой моторики и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях 4. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Ловкие пальчики».
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.
Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.
Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики.
Анализ внутренней среды
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл ООД с детьми и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 108 «Сказка» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, функционирует с 1977 года, расположено по адресу: ул. Ленинского Комсомола, 46А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428022.
Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы ООД.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей.
Применение данного материала способствует:
-стимулированию развития речи через активизацию движений пальцев рук;
- овладению приемами самомассажа и расслабления;
- развитию тактильной чувствительности и умению оперировать мелкими предметами;
- координированию движениями обеих рук;
- формированию переключаемости с одного вида движения на другое.
- развитию изобразительных и графических навыков;
- повышению уровня зрительно-двигательной координации, моторной ловкости;
- развитию двигательной памяти, произвольности и точности движений;
- формированию фонетико-фонематической базы речи;
-формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;
- развитию фразовой и связной речи, речевой моторике;
- активизации развития высших психических функций, познавательной деятельности;
- формированию социальной адаптации у детей.
Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, опираясь на интересы ребенка и семьи.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:
- - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- - развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность;
- - формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);
- - создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
- - систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;
- - подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.
- - активизировать педагогический потенциал родителей.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.
Таблица 2-Участники проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Учитель-логопед | Руководство по разработке и реализации проекта. Работа с родителями: 1.Анкетирование родителей: «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 2. Совместное оформление информационно-наглядного материала по теме : «Пальчиковая гимнастика» 3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов 4. Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей» 5. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей 6. Зафиксировать и проанализировать особенности развития мелкой моторики на начало учебного года. |
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. |
Воспитанники (дети подготовительной к школе группы) | Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики. |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна
Материально-технические ресурсы:
• Научно-методической литературы по теме проекта;
• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер);
• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);
• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов);
• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий);
• Анкета для родителей;
• Традиционный методы (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);
- нетрадиционные методы (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой);
- памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
-памятки «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»;
-дидактические игры: «Кто, что ест?», «Пальчиковые дорожки»
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1. Изучение: -научно-методической литературы по теме проекта; - понятий, касающихся темы проекта; 2. Подбор диагностического материала. 3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики. 4. Создание предметно-развивающей среды. 5. Диагностический этап: А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью диагностического инструментария: • Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер). • Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия). • «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов). • Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий). Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. | Работа выстраивалась в трех направлениях: 1. В совместной деятельности педагога и детей; В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры. Мероприятия: использование на логопедических занятиях: -традиционных методов (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки); -нетрадиционных методов (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой); В процессе своей педагогической деятельности особое внимание я уделила таким нетрадиционным приемам работы как ниткография, песоктерапия и «Игры в сказку». С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед. Мероприятия: Содержание мероприятий. 1. «Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить» (родительское собрание, октябрь. 2. Домашняя игротека «Игры на развитие мелкой моторики рук» (семинар-практикум, октябрь. 3. «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» (собрание, ноябрь. 4. «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков» (семинар-практикум, декабрь. 5. «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» (консультация, январь. 6. «Применение Су-джок терапии при коррекции речи у детей» (мастер-класс, февраль. 7. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» (мастер-класс, март. | - Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. -проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями. - систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта. |
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Месяц | Темы месяца | Пальчиковая гимнастика |
Сентябрь - октябрь | У, А, О, П. Детский сад. Игрушки. Осень. Фрукты. Части тела | «Наша группа». В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками друг о друга). Самый младший – это я (разжимают пальчики, начиная с мизинчиков). Это Лиза, это Саша, это Владик, это Даша. |
Ноябрь | Т, П-Т, К, П-Т-К. Туалетные принадлежности. Домашние животные. Домашние птицы. | Дай молоко, Буренушка (показывают, как доят корову), Хоть капельку – на донышке, Ждут меня котятки – малые ребятки (мордочка кошки). Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простокваши, Молока для каши (загибают пальчики). Всем дает здоровье молоко коровье (доят). |
Декабрь | И, Ы, Э. Домашние птицы. Зима. Зимующие птицы. Новый год. | Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой). Я зиму, и снег, и снежинки люблю (удары пальцами правой руки по ладони левой – перебор). Но где, же снежинки? (сжать кулаки) В ладошке вода (разжать). Куда же исчезли снежинки? (сжать) Куда? (разжать) Растаяли хрупкие льдинки – лучи Как видно, ладошки мои горячи (потряхивание ладонями). |
Январь | П-Пь, Т-Ть. Новый год. Рождество. Дикие звери. | Мы на елке веселились (ритмичные хлопки в ладоши). И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками). После добрый Дед Мороз. Нам подарки преподнес (шагают по столу средним и указательными пальцами обеих рук). Дал большущие пакеты (рисуют руками большой круг). В них же вкусные предметы (хлопки). Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин (загибают пальцами начиная с большого). |
Февраль | К-Кь, М-Мь, Н-Нь, Ф-Фь. Дикие звери. Дом, семья. День защитника Отечества. Мебель. | 1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого). Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки). В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку, Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого). Чай с вареньем дружно пили, Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). |
Март | Д-Дь, В-Вь, Б-Бь, Г-Гь. Восьмое марта. Посуда. Весна. | Раз, 2, 3, 4, 5 (возят машинку по пальчику, начиная с большого). Можно гонки начинать (с мизинца). По кругу, по кругу, вперед и назад (по кругу в разные стороны). Но пальцы машинку мою тормозят (катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты). Закрылись (сжимают кулак) Машинка стоит в гараже. И фары погасли, не светят уже (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке). |
Апрель | С-Сь, З-Зь. Твердые и мягкие согласные звуки. Одежда. Обувь. Головные уборы. | У матрешкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки начиная с указательного по левой руке). По деревне небылицы (наоборот). Ходит утка в юбку, в теплом полушубке. Курочка в жилете, петушок в берете. Коза в сарафане, заинька в кафтане (загибают пальцы). А всех пригоже, корова в рогоже (хлопки и удары кулачками). |
Май | П-Б, Т-Д, К-Г, С-З. Глухие и звонкие согласные звуки. Транспорт. Дикие птицы. Мой город. Моя страна. | 1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого). Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки). В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку, Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого). Чай с вареньем дружно пили, Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). |
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Критерии реализации проекта:
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
- Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
- Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...