«Формирование языковой среды в процессе музыкального и физического воспитания»
статья по логопедии

Вавилкина Надежда Игоревна

В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями. Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие многих психических процессов. Так, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой, логической памяти, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижены память и работоспособность.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Ведь дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Поэтому и воспитателям, и специалистам необходимо искать, находить и использовать на практике новые технологии, приёмы и методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи. Музыка развивает способность различать звуки на слух, а музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом.  Музыка развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Какие виды музыкальной деятельности могут влиять на формирование речи у детей?

Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Используются на музыкальных занятиях музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»

                                                                   

  Статья

«Формирование языковой среды в процессе музыкального и физического воспитания»

                                                                Выполнила учитель- логопед

Вавилкина Надежда Игоревна

Санкт- Петербург

2021 год

В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями. Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие многих психических процессов. Так, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой, логической памяти, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижены память и работоспособность.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Ведь дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Поэтому и воспитателям, и специалистам необходимо искать, находить и использовать на практике новые технологии, приёмы и методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи. Музыка развивает способность различать звуки на слух, а музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом.  Музыка развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Какие виды музыкальной деятельности могут влиять на формирование речи у детей?

Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Используются на музыкальных занятиях музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков.

Основные задачи музыкально - речевых игр:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том  числе: эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуко-высотный и динамический слух; чувство ритма;
  2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
  4. Улучшать дикцию детей.
  5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
  6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
  7. Укреплять голосовой аппарат.
  8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей  речевой  игры через интонацию, жесты, движения,мимику.

Музыкально - речевые  игры.

Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,  на лугу», «Чики –чики – чикалочки»,  «Андрей – воробей», «Ходит зайка по саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь –дон, динь – дон! Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.

Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии  применяется один звук по высоте или  два (в терцию).

Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры со звучащими жестами.

Снег.

Как на горке – снег, снег,                   Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под  горкой – снег, снег.                    Приседают на корточки, два шлепка  по коленям.

И на ёлке – снег, снег,                Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.                Приседают на корточки, два шлепка  по коленям.

А под снегом спит медведь.                 Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!                Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Речевые игры с  шумовыми и ударными музыкальными

инструментами (деревянные ложки и погремушки).

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли.Туки –туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка.  Трень – трень.

Он принёс ребятам погремушки. Трень – трень.

Погремушки  зазвенели – трень –трень – трень! Трень –трень – трень!

Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!

Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.

Жил да был один налим.

(народная потешка)

Жил да был один налим,         Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним.         Ладони раздвинуты; движение ладонями порознь.

Прилетали к ним три утки         Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки

И учили их считать:         Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибают пальчики, начиная с большого.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

В процессе физического воспитания дошкольников для формирования и развития речевой среды используются игры с речевым содержанием разной сложности, повышающие речевую активность воспитанников, сочетающие упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и понимание инструкций.

Детей с речевыми нарушениями надо учить играть, т.к. игра большинства таких детей является процессуальной, лишённой творчества: они не всегда умеют договариваться и распределять роли. Главной задачей во время игры продолжает оставаться формирование речи у дошкольников, поэтому помимо общих правил игры, оговариваются ряд вопросов, которые не только помогают детям понять правила, следовать им, но и способствуют их умственной и речевой активности.

На занятиях могут активно использоваться:

Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр;

Речевки;

Считалочки;

Художественное слово;

Придумывание сказок про физкультурное оборудование;

развивается сенсорика, моторика, зрительное восприятие и т.д.

На физкультурных занятиях используются различные приёмы, формы работы с детьми. С детьми младших возрастов используются игры в «сухом бассейне». Эти игры включают в себя:

Восприятие цветов;

Понятие о количестве;

Преодоление страха;

Взаимопомощь;

Помогают чувствовать свое тело.

Особое внимание на занятиях уделяется дыхательным упражнениям. Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаются дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»; 
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считается использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).

Игры с мячом.

Летает, не летает
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Возможен вариант с мячом.

Снежный ком
Цель: учить формировать последовательность в словах, запоминать предыдущие слова, согласовывать движения со словами.

Ход игры: групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранение их последовательности, добавив к ним свое слово. Игра проводится с передачей мяча.

Ребята очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, используются приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например: Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У — А — А —О

Использование подвижных игр очень важно для выполнения коррекционных задач. Нормализуя моторную функцию ребенка, игра помогает решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует речь, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое  состояние детей. В подвижных играх используется согласование речи с движением.

Например: подвижные игры: «Медведь», «Разноцветный мячик», «Ловишка с рыбками», «Мой веселый звонкий мяч», «Тучка» (с обручем).

Подвижные игры.

Пузырь 
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.

У медведя во бору
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Мышеловка
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.

По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

Два мороза
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие  - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"

После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

Гуси-лебеди
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.

Народные игры - хорошее подспорье в развитии речи детей. На занятиях можно использовать фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, игры с речетативом.

УПРАЖНЕНИЯ С РЕЧЕТАТИВАМИ (ЛОГОРИТМИКА).

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Логоритмика помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания.

При коррекции дефектов речи необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический, рече – двигательный. Соответствующие условия создаются на физкультурных и музыкальных занятиях. В процессе выполнения различных разновидностей ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речетатив.

Например: Во время выполнения ходьбы с высоким подниманием колена (дети – лошадки) можно использовать речетатив: «Цок – цок! Конь живой, с настоящей головой,

С настоящей гривой. Вот какой красивый!».

Во время бега речетатив «САМОЛЕТ»:

«Самолет летит, летит, смелый летчик в нем сидит».

речетатив: «Солдатик».

«На одной ноге постой – ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними

Да гляди – не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый,

Ну, смелее подними,

Да гляди – не упади».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения безопасной жизни физического воспитания.

Помощь для воспитателей при формировании мотивацинной сферы у дошкольников...

«Использование материалов УМК для формирования языковой среды»

«Использование материалов УМК для формирования языковой среды» ...

Индивидуально – дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей

Индивидуально - дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей...

Конспект интегрированного занятия по музыкальному и физическому воспитанию «Путешествие в Белую сказку»

Конспект интегрированного занятия по музыкальному и физическому воспитанию...

Формирование языковой среды в процессе музыкального воспитания

В этом выступлении, мне хочется поделиться опытом своей работы в  билингвальном детском саду.  Как и какой музыкальный репертуар можно использовать в разных видах музыкальной деятельности....

Статья на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач физического воспитания"

Одной из главных задач, решаемых педагогическим коллективом детского сада, является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, двигательного опыта, привыч...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач физического воспитания

 Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья....