"Расскажи стихи руками" (методика Алябьевой)
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Вагнер Елена Владимировна

Описание небольшого опыта работы по методике Алябьевой "Расскажи стихи руками" в логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazhi_stihi_rukami.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

Увеличение числа детей с различными видами отклонений в развитии, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся в группах для детей с нормальным развитием, вызывает необходимость разработки универсальных развивающих и коррекционных методов и приемов.

Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая может широко использоваться логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в развитии, а также речевые недостатки, задержку в психическом развитии.

Автор методики - Елена Алексеевна Алябьева, преподаватель специальной дошкольной психологии Рязанского педагогического колледжа. Практический стихотворный материал, сочиненный автором, разработан специально для логопедов и воспитателей логопедических групп, но использовать методику, конечно, могут и педагоги, и родители. Выбор стихов достаточно велик, чтобы позволить отбирать необходимый в соответствии с речевым диагнозом и этапом коррекционной работы. Выпущено методическое пособие «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения».

Цель методики: совершенствование эмоциональной сферы и выразительности речи у детей. Развитие мелкой моторики и координации слова с движением. Формировать и совершенствовать речевые коммуникативные навыки детей.

Задачи:

• активизировать у детей звукопроизношение;

• расширять словарный запас;

• закреплять лексико-грамматический материал изучаемой темы;

• совершенствовать выразительность речи;

• развивать эмоциональную сферу детей;

• формировать общение взрослого и ребёнка на удобной для ребёнка позиции в форме игры.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

— разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием
речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

— определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

— среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

— насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

— сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

— необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Обучать детей по методике «Расскажи стихи руками» можно начинать с младшего дошкольного возраста.

Алгоритм действия:

1.Сначала взрослый читает стихотворение.

2.Читает еще раз и одновременно выполняет движения.

3.Потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми.

4.Воспитатель читает текст, а дети движения показывают сами.

5.Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.

Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным, движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания, поэтому при интенсивных движениях лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

В начале работы над стихотворением это - совместная деятельность педагога и детей; в конце это - уже самостоятельная деятельность детей, которая может стать фрагментом праздничного выступления, организованным моментом или физкультминуткой на занятии.

В рамках нашего проекта по театрализованной деятельности при подготовке спектакля мы разучили с детьми стихотворение «Котёнок-шалун» и «Мы — шоферы»:

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Смотрим пристально мы вдаль.

Газ включаем, выключаем,

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы — хоть куда!

В качестве усложнения мы предложили ребятам рассказывать стихотворение про главного героя нашего спектакля с предметами – с бельевыми прищепками (проверяем на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой).  Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

       2           3                4                   5

Кусается  сильно   котенок – глупыш

         5         4           3             2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 

      2            3            4            5

Но я же играю с тобою, малыш

      5               4                    3               2

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расскажи стихи руками"

Речедвигательная гимнастика...

Учебно-методическое пособие "Расскажи стихи по таблице".

С помощью таблиц дети быстро запоминают и вспоминают уже  знакомые стихи. Представлено стихотворение о лете: К. Бальмонт "Глушь"....

Учебно-методическое пособие "Расскажи стихи по таблице - 2".

С помощью таблицы ребёнок быстрее и легче сможет запомнить новое стихотворение и вспомнить уже знакомое. Стихотворение В.Балашова "Что такое лето?"...

Учебно-методическое пособие "Расскажи стихи по таблице".

В мнемотаблице представлено стихотворение К. Бальмонта "Глушь".  Иллюстрирование стихотворных строк позволяет лучше пошагово запомнить произведение....

Расскажи стихи руками

Расскажи стихи руками...

Эффективность использования инновационных технологий по методике "Расскажи стихи руками".

Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми сов...

Тема: «Организация речевого развития детей с использованием методики Алябьевой Е. А. «Расскажи стихи руками»

Целью моей проделанной работы является создание социальной ситуации по речевому развитию детей посредством использования системы работы по методике «Расскажи стихи руками». В последни...