Рука развивает мозг
консультация по логопедии (старшая группа)

Калинина Ольга Николаевна

Семинар для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruka_razvivaet_mozg.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

БРОННИЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Радуга» г. Бронницы

Консультация для воспитателей МДОУ:

«Рука развивает мозг»

 Учитель-логопед: Калинина О.Н.

г. Бронницы, сентябрь 2017 г

РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ

"От  пятилетнего  ребенка  до  меня

только шаг. А от новорожденного до

пятилетнего - страшное расстояние".

Л.Н. Толстой

Третий год жизни,

или "возраст безграничного  трудолюбия"

На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребенка в постоянном движении, в работе.

Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и "починить". При этом он все время говорит сам с собой, думает вслух.

Не случайно К.И. Чуковский назвал детей от двух до пяти лет "гениальными тружениками планеты и гениальными лингвистами".

Детские психологи считают: переход от пробы к умению - важнейшее достижение этого возрастного этапа.

Сотрудники лаборатории  Л.А. Венгера провели следующий  эксперимент: дали детям полутора, двух и трех лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры-вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребенок, пытаясь подражать взрослому, упорно сует любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребенок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию - не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию - опять неудача. И наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии.

Ребенок трех лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что "пробы" выполнил в уме - ведь рука уже два года "учила" мозг.

Игрушки для детей третьего года жизни

Образные и обучающие игрушки. Перчаточные куклы. Конструкторы, простые пазлы, кубики, состоящие из четырех частей. Кисточки, карандаши, фломастеры, краски, бумага разного сорта и размера (рисование - первая графическая речь).

Обучающими дидактическими материалами могут стать неопасная бытовая техника; различные инструменты (молоток, гвоздики, ножницы, щипцы, отвертка); вода, песок, глина, ведерки, сумки, совочки, формочки, тазики, губки, тележки, каталки, машинки.

Все это - под контролем взрослого, с его участием, на основе активного и радостного "делового" общения обеих сторон. Действия ребенка комментируются, обговариваются.

Приобретаемые навыки создадут основу для проявления способностей. Появятся первые ролевые игры, первые пересказы любимых стихов и сказок. Речь в своей основе сформировалась, далее предстоит ее совершенствование.

Автор книги "После трех уже поздно" Масару Ибука утверждает, что "ключ к развитию умственных способностей ребенка - это личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период активного развития мозговых клеток... Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, то к трем годам - 80 процентов".

Четвертый год жизни

Обычно в три года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту он превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, запоминать песенки и стихи, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.

Детский сад - это "дошкольный университет" со множеством "факультетов": общения, практических действий, сенсорного и интеллектуального развития, воспитания самостоятельности и воли, нравственности и многого другого.

Опытные педагоги знают: у занятого интересным трудом дошкольника появляется особая сосредоточенность, происходит "поляризация внимания". Врач и педагог М. Монтессори рассматривала внимание как самостоятельную форму психической деятельности и разработала не только методику его развития, но и специальные пособия, способствующие концентрации внимания (упражнения с водой, звуками и т.п.).

В Монтессори-группе ребенок оказывается среди множества игр, дидактических материалов, разложенных на низких открытых полках. Все это доступно и предоставлено для самообучения.

Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания-расстегивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы-голыша размером и ростом с новорожденного ребенка; научится стирать платочки, носочки, салфетки, сушить и гладить их настоящим электрическим, но безопасным утюгом; освоит чистку обуви настоящей щеткой и даже с сапожным кремом; научится резать вареные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; научится взвешивать на настоящих гиревых ("коромысловых") весах; делить на две-четыре части яблоко, аккуратно есть, мыть за собой посуду.

И все это будет косвенно готовить руку к письму.

Руками ребенок начнет осваивать и сенсорные эталоны: величину ("Розовая башня"), длину ("Красные штанги"), форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. (Об использовании Монтессори-

материалов см.: Ребенок в детском саду. -2002. - № 3-4.)

От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Таким образом, "ручной" опыт даст "пищу для ума", обогатит речь специальными понятиями - "орудиями мысли".

В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений,

целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.

Постепенно хаотичные восприятия ребенка, накопленные за предыдущие три года (жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться.

Речевое развитие на четвертом году жизни происходит не так стремительно, как раньше: оно идет не "ввысь", а "вширь". Если в три года словарь дошкольника составлял около 800 слов, то за год он должен

почти удвоиться - до 1500-1600 слов.  (Для сравнения: с года до двух словарь ребенка увеличивается в сто раз, с двух до трех лет -утраивается.)

Игрушки для детей четвертого года жизни

Наиболее ценны самодельные игрушки и дидактические игры, изготовленные взрослым вместе с ребенком. Например, с помощью телевизора, сконструированного из ящика (коробки), и перчаточных кукол-артистов можно подготовить и показать интересный спектакль. Это создаст условия для «местного» общения, диалога и отвлечет ребенка от длительного сидения перед экраном электронно-лучевого прибора, который может отрицательно повлиять на формирующийся мозг и психику.

Пятый год жизни

"Я уже большой", - гордо говорит ребенок, и взрослые уважают его мнение. Положительная самооценка, основанная на оценке взрослых и на собственных умениях, помогает осваивать все более трудные мыслительные и моторные действия.

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. "Выставки творчества", где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено.

Ручные умения приучают ребенка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задает вопросов, тем больше "получает" руками ответов.

В рамках нашей темы важно отметить, что такая сложная наука, как математика, тоже идет "от схватывания рукой - до понимания умом".

"Ручная" математика с использованием Монтессори-материалов, признанных "гениальным изобретением XX века", осваивается прочно и надолго (см.: Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5-6; 2003. - № 1-3).

Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению "грамоты" и подготовке руки к письму.

В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. "Руки видят!" - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева.

Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т.д.

Словарный запас ребенка достигает уже двух тысяч, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление, размеры.

Мозг ребенка способен к понятийному мышлению, которое заключается в умении, например, назвать группу предметов одним словом, разложить в логической последовательности четыре-пять картинок. Он легко справляется с простыми пазлами, с конструктором, помогает домашним во всех делах. Стремится ухаживать за животными, растениями, демонстрирует свои умения чистить обувь, стирать, красиво сервировать стол.

У пятилетнего ребенка еще нет четкого деления на труд и игру. Поэтому любое дело можно превратить в интересное занятие, если взрослый проявит фантазию.

Игрушки для детей пяти-шести лет

Лучшими игрушками считаются различные конструкторы, развивающие не только творческие способности, но и пространственное мышление: строительные (кирпичики, бруски, кубики и др.); "лего", механические (болты, винтики, гайки и инструменты для их закручивания).

Нужны разные сорта бумаги (желательно цветной) для изготовления плоских и объемных поделок: от оригинальной поздравительной открытки до карнавальных масок и костюмов.

Для конструирования из природного материала потребуются веточки, корни, сухие плоды, шишки, желуди и др.; для конструирования из бросового материала - упаковочные материалы (пластиковые бутылки, пакеты, фольга и т.п.), части от старых игрушек, проволока, нитки. Для конструирования  из ткани  необходимо иметь цветные лоскутки, линейки, лекала (для выкроек).

Конструирование из ниток или плетение потребует вязальных крючков, спиц или рамок.

Практика показывает, что и мальчиков, и девочек интересует конструирование из теста. Они с увлечением лепят из него шарики, фигурки, учатся раскатывать скалкой, резать на полосы, скручивать и плести из полос косы, вырезать буквы, геометрические узоры. Не следует забывать и о лечебном эффекте "тестотерапии": исчезают нервозность, возбужденность, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость. Ребенку старше пяти лет необходимы игрушки-инструменты для освоения выпиливания и выжигания по фанере; настоящие измерительные приборы (линейки и метры, циркули, бытовые весы, градусники) - для сюжетно-ролевых игр.

В качестве познавательных игрушек можно использовать отслужившие свой срок механические будильники, фотоаппараты, мясорубки, соковыжималки, кофемолки. Разбирая эти вещи, ребенок узнает, что у них внутри, и осваивает "практическую механику". Такая разборка-сборка дает стимул мышлению, развивает мелкую моторику рук.

Не следует забывать и о спортивных игрушках - самокатах, велосипедах, мячах, воланах, обручах, кеглях. Порадуют ребенка и помогут сделать "открытия" игрушки-забавы: ваньки-встаньки, роботы, заводные человечки или зверюшки, головоломки-трансформеры.

Шестой год жизни: "рука готовится к школе"

Выпускной год в "дошкольном университете" - самый ответственный.

Опытный педагог, даже не пользуясь специальными диагностиками, определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься.

Психолог расскажет на родительском собрании об основных признаках "неготовности" ребенка: инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая или, наоборот, напряженная рука, нескоординированность движений. Такой ребенок не может обойтись без посторонней помощи: он не понимает, что от него хочет взрослый, не справляется с заданиями, решение которых требует развитой тонкой моторики; с трудом улавливает различия в свойствах предметов.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для физического и психического здоровья.

Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя - это вызовет только отвращение к школе, к учебному труду. Поэтому для каждого неподготовленного ребенка следует подобрать индивидуальную программу формирования необходимых умений с учетом его особенностей и возможностей.

Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в "ручной умелости": осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, ножницы, молоток, грабли, щетки, лейки, лопаты и др.

В любой детской "продуктивной" деятельности развиваются не только практические умения и навыки. Ребенок учится планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать нужные материалы для ее осуществления. У него формируются воля, организованность и исполнительность - все эти качества необходимы для обучения в школе

Хорошо подготовленные дети интересуются счетом, чтением и письмом. Чтобы помочь им успешно овладеть такими умениями, можно использовать игровой способ, например, предложить рисовать и писать буквы и цифры в воздухе руками или лепить их из пластилина, теста; общаться друг с другом с помощью рисунков и "подписей" к ним (через игру в почту, телеграф, путем обмена поздравительными посланиями).

Ребенок шестого года жизни должен быть достаточно самостоятельным: в обслуживании себя и других, в общении, в решении житейских задач, в "самопрезентации" и самозащите (словесной и даже физической - подраться и помириться тоже нужно уметь).

Почти идеальный образ такого подготовленного к школе ребенка создал великий писатель, педагог и философ Л.Н. Толстой. Герой его известного рассказа "Филиппок" сам решил пойти в школу учиться. Для этого он зимой, самостоятельно одевшись и собрав нужные вещи, преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства. Как тут не смутиться: детей незнакомых в классе много, да и учитель никакими "наводящими" вопросами не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал, а "Ф" с "X" путал, при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он "страсть какой бедовый" (в значении "сообразительный"), в школу его записал. Не знающего азбуки, не умеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?!

Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе ("самопрезентация"), за умение находить друзей и дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Рука развивает мозг"

" исскусство воспитания имеет ту особенность . что почти всем оно кажется знакомым делом, а иным даже легким- и тем понятнее и легче кажется оно. чем меньше человек знаком с ним теоретически или практ...

презентация- "Рука развивает мозг"( в двух частях).

В презентации раскрыто содержание моей работы по развитию мелкой мотрики рук у дошкольников....

Рука развивает мозг

Консультация для родителей, как важно с раннего детства развивать мелкую моторику у детей. Приведены цитаты педагогов и психологов по данному вопросу. Предложены простые тесты для оценки уровня сформи...

Консультация для родителей "Рука развивает мозг"

«Рука развивает мозг»Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. П...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...