Экологическое воспитание дошкольников на логопедическом занятии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о ее хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Эколята–дошколята – юные защитники природы».
Цель: систематизация знаний по пройденным лексическим темам, воспитание экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарный запас.
- Развивать связную речь, навыки диалогической и монологической речи.
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи: отрабатывать навыки построения развернутой фразы при ответах на вопросы.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, образование притяжательных прилагательных, словообразование и словоизменение, согласование слов в роде, числе и падеже).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать координацию речи с движением, общую моторику.
- Следить за четким и ясным произношением слов.
- Развивать память, зрительное восприятие, внимание, образное и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, активность, доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: декорации лесной поляны, сюжетные и предметные картинки по темам: «Лес», «Деревья», «Дикие животные наших лесов» пособие «Экологическое чудо-дерево».
Литература: Журналы «Логопед», №8/2015, №7/2017.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?
Возможные ответы детей:
- Это леса.
- Природа - это все живое на Земле.
- Все то, что не создано руками человека.
- Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.
- Животные, птицы, насекомые, жители водоемов (рек, морей).
- Природа – это то, что существует без помощи человека.
- Природа – это все, что окружает нас.
Ведущий: Верно. Кроме того, мы с вами тоже часть природы, как и животные, и насекомые, и рыбы, и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит, мы можем назвать их нашими братьями меньшими.
Звучит музыка. Входит Матушка – природа.
Матушка – природа: Здравствуйте дети! Меня зовут Матушка – природа. Слышала, вы говорили о моих детях. Я хочу обратиться к вам с просьбой о помощи! К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали лесные жители. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!
Ведущий: Вот какая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к Матушке – природе и помочь навести там порядок?
Ответы детей:
- Да!
- Хотим!
- Конечно, поможем!
Ведущий: Но прежде чем отправиться туда, нужно вспомнить правила поведения в гостях у Матушки – природы. Ну что, вы готовы? Тогда слушайте. Я буду задавать вопросы. Если это можно делать – скажите «хорошо», а если нельзя – скажите «плохо».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Хорошо)
Матушка – природа: Молодцы, вы всё знаете. Поэтому, я к вам и обратилась. Теперь, давайте попросим ветерок помочь нам. Закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей».
Дети: Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
Играет музыка, появляются Эколята.
Матушка – природа: Ребята, нас встречают эколята – мои помощники и ваши давние друзья. Узнали?
Дети: Это Умница, Елочка, Шалун и Тихоня!
Ведущий: Ребята, давайте присядем и послушаем Матушку – природу. И вы, Эколята, присоединяйтесь к нам!
Матушка – природа: Возможно, те люди, которые натворили столько бед в лесу, когда были детьми, не были знакомы с моими ребятами – эколятами, вот и не научились правилам поведения в природе. Взрослых уже трудно переучит, они не слушают моих эколят, а вот вам они станут друзьями и расскажут о правилах поведения в моем доме. А вы, научите своих друзей, а может быть и родителей!
Матушка – природа: Итак, первое правило.
Эколёнок Тихоня:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
На экране картинка леса.
Матушка – природа: Посмотрите, ребята! Люди шумели, и лесные жители испугались и потерялись. Помогите им найти друг друга. Я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А вот загадка:
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Значит это следы (чьи?) …волчьи. (Это волчьи следы.)
А кто у волка потерялся? …волчонок. (У волка потерялся волчонок.)
- Рыжая кума всех провела. (Лиса)
Значит это следы (чьи?) …лисьи. (Это лисьи следы.)
А кто у лисы потерялся? …лисёнок. (У лисы потерялся лисёнок.)
- Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной …(Медведь)
Значит это следы (чьи?) …медвежьи. (Это медвежьи следы.)
А кто у медведя потерялся?…медвежонок. (У медведя потерялся медвежонок.)
- Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Значит это следы (чьи?) …беличьи. (Это беличьи следы.)
А кто у белки потерялся? …бельчонок. (У белки потерялся бельчонок.)
- Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Значит это следы (чьи?) …заячьи. (Это заячьи следы.)
А кто у зайца потерялся? …зайчонок. (У зайца потерялся зайчонок.) Матушка – природа: Второе правило.
Эколёнок Елочка:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Слайд: «С какой ветки детки».
Матушка – природа: Зимой трудно различить деревья. Ребята, я предлагаю вам по листикам узнать и назвать ветки деревьев.
Березовая ветка.
Дубовая ветка.
Кленовая ветка.
Сосновая ветка.
Еловая ветка.
Ой, какие молодцы, много знаете о природе.
Ведущий: Матушка – природа, вы с ребятами много потрудились, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Дружат добрые зверята, (шагаем на месте)
Дружат малые зайчата, (прыгаем на месте, показываем руками ушки)
Дружат в озере бобры, (имитируем плавание)
Дружат в небе комары, (имитируем звук комара –з-з-з)
Дружат милые ежата, (повернуться друг к другу носами и пофыркать)
Дружат даже медвежата. (покачивание)
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (возвращаемся на свои посадочные места)
Ведущий: Ну вот, немного отдохнули, поиграли. Занимайте свои места и узнаем, какая еще помощь будет нужна Матушке – природе.
Матушка – природа: Третье правило.
Эколёнок Шалун:
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Матушка – природа: Ребята, вы любите животных, птиц, насекомых? Помогите назвать их ласково.
Белка – … (белочка),
лиса – …(лисонька, лисичка),
заяц – …( зайка, зайчик, заинька),
барсук – …(барсучок),
сова – …(совушка),
синица – …(синичка),
воробей – …(воробушек),
жук – …(жучок),
комар – …(комарик).
Матушка – природа: Четвёртое правило.
Эколёнок Умница:
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Матушка – природа: Ребята, у каждого из вас есть свой дом, а у животных, у птиц, насекомых есть свое жилище. Назовите, кто где живет:
Где живут волки?… Волки живут в логове.
Где живут лисы?… Лисы живут в норе.
Где живут медведи?… Медведи живут в берлоге.
Где живут белки?… Белки живут в дупле.
Где живут птицы?… Птицы живут в гнезде.
Где живут рыбы?… Рыбы живут в воде.
Где живут муравьи?… Муравьи живут в муравейнике.
Матушка – природа: Хорошо мы потрудились! За вашу помощь, я награжу вас, подарю Чудо – дерево! Если что-то захотите узнать нового о природе, оно вам всегда поможет.
Снимается накидка с дерева.
А мои ребята – эколята хотят дать вам наказ.
Эколёнок Умница:
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Эколёнок Тихоня:
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Эколёнок Елочка:
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы, малыши.
Эколёнок Шалун:
Чтоб для них экология стала –
Не наукой, а частью души!
Матушка – природа: А в завершение, расскажу вам поучительную историю-притчу: «Жил-был мудрец, его все уважали и шли к нему за советом. Но один недобрый человек-завистник сказал, что может обмануть мудреца.
«Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу: живое или неживое прячу. Если мудрец скажет «неживое», я выпущу бабочку. Если скажет «живое», я задавлю её, и он будет не прав. И больше никто и никогда не придет за советом». Завистник на глазах у всех спросил: «Отгадай, мудрец, что у меня здесь живое или неживое?» «Всё в твоих руках!» - ответил мудрец».
Все в ваших руках дети! Красота и чистота нашей планеты! Жизнь на Земле!
Спасибо всем за участие и доброту!
Ребята, я благодарю вас от всех моих жителей! Мы с эколятами ждем вас в следующий раз! Скажите волшебные слова: «Ветерок подуй опять, чтоб вернутся в детский сад!» и вы вернетесь домой! До новых встреч!
Ведущий: Ребята, давайте встанем, закроем глазки и скажем волшебные слова.
Дети: Ветерок подуй опять, чтоб вернутся в детский сад!
Ведущий: Вот мы и дома! Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ребята, давайте повторим, чему учила нас Матушка – природа.
Дети: Быть добрыми по отношению к природе, ко всему живому. Беречь, охранять, любить природу. Природа – это наше богатство, это наша жизнь!
Ведущий: Молодцы, ребята, я очень надеюсь, что вы не забудете эти важные правила и сами будете их соблюдать.
А наше занятие подошло к концу. Но впереди нас ждут еще очень много интересных путешествий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67001.jpg)
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/25/picture-941138-1503644088.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников логопедической группы через дидактическую игру
Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский.В дошкольном в...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-476224-1409762221.jpg)
Патриотическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях
Материал о том, как логопед может в своей работе воспитывать патриотические чувства у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-941568-1673277274.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...