Как развивать самоконтроль у детей за реализацией звукопроизношения?
консультация по логопедии (подготовительная группа)
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_samokontrol_u_detey_za_realizatsiey_zvukoproiznosheniya.docx | 543.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как развивать самоконтроль у детей за реализацией звукопроизношения?»
В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.
Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.
Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.
С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.
Например, игровое упражнение "Попугай".
Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его:
"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.
Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".
В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:
"Каждый день, всегда, везде,
на занятиях, в игре громко,
чётко говорим,
никогда мы не спешим!"
Выучите его вместе с детьми.
Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:
"Ёлочка - красавица".
"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.
"Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.
Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.
При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.
Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:
язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.
Когда движение будет освоено, вводится усложнение:
язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.
В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.
В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Подобные игровые приёмы очень хорошо помогают добиться стойкого закрепления поставленных звуков, развить самоконтроль, внимание к правильно звучащей речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов. Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...
Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста
Л. Н. Толстой верно писал про счастливые семьи. Так же все дети похожи тем, что у них существуют этапы работы с информацией по схеме «ввод-обработка-вывод» как и компьютер. Чем же дети отличаются в ра...
Дополнительная образовательная программа "Дидактические игры для развития самоконтроля у детей младшего возраста"
Данная программа ориентирована на младший дошкольный возраст. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых - педагоги дополнительного образования, родители и др. Программа состоит из ...
Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.
Основная задача – научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его....
Игры для развития самоконтроля у детей
Развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школ...
МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»
Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализ...
консультация: Развиваем самоконтроль за речью у детей
Предназначено родителям детей, имеющим речевые трудности...